Защищая общество от негативных явлений (Бахтияр Тохтахунов)
Защищая общество от негативных явлений
Бахтияр Тохтахунов
Согласно вступившему в силу с 1 января 2016 года Закону «О государственной службе Республики Казахстан» правительством были выработаны новые подходы, направленные на оптимизацию процессов в системе государственного управления страны и снижение коррупционных рисков во всех ее проявлениях.
Проблемы коррупционных правонарушений всегда представляли серьезную опасность для экономического благосостояния нашей страны. В 2017 году за взятки к уголовной ответственности были привлечены больше тысячи госслужащих, в этом году Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции выявило 1393 подобных преступления.
Немаловажной является и сама этика государственных служащих, призванных защищать общество от негативных социальных явлений, а также предоставлять качественные услуги населению. О том, как борются с коррупционными проявлениями в Алматы и по каким критериям отбирают претендентов на госслужбу, нам рассказал руководитель Департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции по г. Алматы Данияр ТАУМҰРАТ.
- Данияр Таумуратұлы, расскажите о работе, проводимой Департаментом среди госслужащих. Насколько изменились приемы и методы борьбы с коррупцией за последние несколько лет?
- С 1 января 2016 года вступил в силу новый Закон «О государственной службе Республики Казахстан», в рамках которого выработаны новые подходы в системе государственного управления, направленные на оптимизацию процессов в системе госуправления и снижение коррупционных рисков в системе. Пожалуй, будет правильным рассказать читателям о значительных изменениях, произошедших в работе Департамента по делам госслужбы.
Так, новые реформы позволили внести ряд новообразований при утверждении кадрового состава. Отбор на вышестоящую вакантную должность возможен путем проведения внутреннего конкурса среди сотрудников госоргана и общего конкурса на нижестоящие должности. По примеру ведущих стран мира мы перешли к карьерной модели государственной службы. Ее внедрение обеспечено за счет определенных выработанных механизмов.
Одной из особенностей продвижения и отбора кадров явилось применение компетентностного подхода. Наряду с требованиями к опыту работы и образованию госслужащих, в квалификационные требования государственных служащих включены требования по компетенциям. На сегодняшний день продвижение государственных служащих осуществляется при наличии стажа работы на нижестоящих должностях и путем проведения внутренних конкурсов.
Одним из новшеств также стало обеспечение открытости проводимых конкурсов, так как все конкурсные объявления о вакансиях публикуются на интернет-ресурсах соответствующего госоргана и Департамента по делам госслужбы. Внедренный институт наблюдателей при проведении конкурсов по отбору кадров в государственных органах позволил обеспечить их прозрачность, что минимизировало коррупционные риски в данном направлении.
Новая этапность конкурсных процедур (первый, второй, внутренний и общий конкурсы) позволила повысить доверие конкурсантов к системе госслужбы и обеспечила ее привлекательность.
К примеру, если на внутренних конкурсах не будет определена должная кандидатура, возможно проведение общего конкурса среди граждан, квалификация которых подходит для определенного направления деятельности.
Оценка знаний кандидатов, желающих поступить в госорган по общему конкурсу, производится посредством трехэтапного отбора: прохождение тестирования на знание законодательства, оценка личных качеств и наличие базовых компетенций и собеседование в государственном органе по профильным знаниям.
Особенность проставления оценки по итогам тестирований заключается в ее полной автоматизации. Исключение человеческого фактора в данном направлении работы является важным достижением, что позволяет снизить факторы коррупционных рисков.
Изменения в системе госслужбы дали возможность трудоустройства на государственную службу по принципу открытой конкуренции и прозрачности отбора, что сократило предпосылки для «командных перемещений», которые также являются предпосылками коррупционных правонарушений.
Лица, которые остались недовольными итогами конкурсов, вправе обжаловать действия конкурсных процедур в наш Департамент.
В целях предотвращения фактов коррупции Департаментом на системной основе проводится внешний анализ коррупционных рисков, направленный на выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой и нормотворческой деятельности госорганов. Проведение аналогичного анализа, направленного на самостоятельное выявление коррупционных рисков в собственной деятельности является важным звеном в работе каждого госоргана. За девять месяцев Департаментом проведено десять внешних анализов, по которым выявлено 116 коррупционных рисков.
- Проводятся ли Департаментом специальные агитационные мероприятия для граждан по формированию неприязненного отношения к коррупции? Если проводятся, какие именно и как часто?
- Активная пропаганда антикоррупционной культуры проводится с помощью комплекса самых разных мероприятий, организуемых Департаментом на системной основе (флэшмобы, семинары, встречи, марафоны, конкурсы и т.д.). Эффект от данной работы, направленной на полное искоренение проявлений коррупции в обществе, мы видим в заметном изменении самосознания нашего населения.
В целях формирования антикоррупционной культуры Департаментом в первом полугодии 2018 года проведено свыше 1400 мероприятий среди госслужащих, подведомственного и частного секторов.
С учетом того, что большинство студенческой молодежи сосредоточено в нашем городе, в котором 202 общеобразовательных школ, 82 колледжей и 38 вузов, большое внимание Департамента уделяется данной категории лиц.
В целях снижения коррупционных правонарушений в сфере образования Агентством на базе КазНУ им. аль-Фараби создан проектный офис «Саналы Ұрпақ», миссией которого является формирование всеобщего неприятия коррупции через систему образования страны.
Его обоснованность мотивирована несколькими вызовами: в сфере образования по республике задействована четверть населения страны (4,5 млн), с данной сферы начинается закладка основных жизненных принципов и человеческих ценностей, а фактором качественного образования является академическая честность. Исполнение трех направлений в дальнейшем видится в реализации молодежью антикоррупционной политики нашего государства. Реализация проекта осуществляется во всех учреждениях образования, в частности, в дошкольных учебных заведениях, детских домах, в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях.
Департаментом также реализуется ряд иных проектов, направленных на агитацию правовой и антикоррупционной культуры среди населения.
К примеру, каждый житель города в своих квитанциях по уплате коммунальных услуг может ознакомиться с контактными телефонами сall-центра 1424, в который они могут обратиться при столкновении с проявлениями коррупции.
Контакты телефонов доверия сотрудников Департамента с посылом о недопустимости коррупционных проявлений также размещены на билбордах, рекламных щитах, размещенных в городе, 67-лэд экранов города ежедневно, свыше 17 тысяч раз, демонстрируют видеоролики с соответствующей тематикой.
В своем Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» от 5 октября 2018 года Глава государства поручил распространить опыт столицы по реализации антикоррупционной стратегии в рамках проектов «Регионы, свободные от коррупции».
В связи с этим, ранее проводимая Департаментом по г. Алматы работа по снижению коррупции будет усилена - мы примем все возможные меры, направленные на минимизацию коррупции в госорганах, учебных заведениях, в сфере обслуживания и других направлениях, чтобы население города с гордостью могло утверждать, что город Алматы - это зона высокого комфорта и благоприятного проживания.
- Расскажите, пожалуйста, какую функцию выполняет институт Совета по этике?
- С 2016 года со вступлением в силу нового Этического кодекса госслужащих определены Стандарты поведения государственных служащих на работе, в отношениях с коллегами, в свободное от работы время. Всеми госорганами этические нормы размещаются на интернет-ресурсах госорганов, на стендах в административных зданиях, в Госкорпорации «Правительство для граждан». При поступлении на работу каждый госслужащий в обязательном порядке должен ознакомиться с его положениями.
В целях осведомления населения и госслужащих о проводимой работе Агентством по делам госслужбы и его подразделениями для профилактики этических нарушений разработано специальное мобильное приложение «Этика на государственной службе». В нем можно найти Памятку по основным требованиям этических стандартов государственных служащих и рекомендации к форме их одежды, информацию об Уполномоченных по этике госорганов и регионов.
Разработанное Агенством пособие «Pocket book» позволило госслужащим не только изучить этический кодекс, но и детально, на примерах разобраться с характером проступков, относящихся к этическим нарушениям.
К примеру, правила поведения при встрече с журналистами, классические случаи проявления моббинга в коллективах, беседа-общение с друзьями в социальных сетях. В целом, данное пособие позволило госслужащим легко ориентироваться в неоднозначных этических и служебных ситуациях.
Следующим правовым инструментом работы Департамента является Совет по этике, роль которого с 2016 года по сравнению с Дисциплинарными советами значительно изменилась. Основной акцент в работе Советов по этике сделан на профилактике коррупционных нарушений, на предотвращении возможных последствий и минимизации противоправных проступков со стороны госслужащих. Для внедрения подобного института мы переняли опыт ведущих стран мира - Сингапура, Великобритании и Канады.
В сравнении с 2015 годом, за три года функционирования Советов по этике на 78 процентов увеличилось количество вопросов, рассмотренных в целях предупреждения коррупции. Дисциплинарные дела, в свою очередь, сократились на 22 процента. Учитывая высокие задачи, поставленные перед Советом, его члены, на наш взгляд, должны занимать активную гражданскую позицию и принимать непосредственное участие в превенции коррупции.
В то же время Глава государства в своем Послании народу Казахстана поручил проработать вопрос повышения персональной дисциплинарной ответственности первых руководителей при совершении коррупционных правонарушений их подчиненными, в связи с чем данный вопрос нами взят на особый контроль.
При обращении в Департамент граждане обращаются в Секретариат Совета по этике, где рассмотрение жалоб на неправомерные действия госслужащих рассматриваются усилиями работников Департамента, ответ предоставляется руководителем Департамента, являющегося Председателем Совета по этике. Это приводит к тому, что члены Совета по этике остаются в основном незадействованными в работе, а роль Совета по этике в системной профилактике правонарушений становится недостаточно эффективной.
В связи с этим Департаментом госслужбы по г. Алматы по инициативе членов Совета по этике впервые в республике для оценки эффективности деятельности членов Совета внедрен KPI (KeyPerformanceIndicator) - показатель, по которому будет дана оценка результативности каждого члена Совета. Для оценки деятельности условно разработана шкала критериев, которым должны соответствовать члены Совета по этике. Каждое направление их работы будет оцениваться через призму вклада в деятельность по развитию данного института. Сейчас данные критерии проходят стадию согласования.
На сегодняшний день Совет по этике насчитывает 15 членов. В его состав входят шесть руководителей государственных органов, остальные девять составляют Секретарь и депутаты Маслихата, представители общественных организаций, СМИ, блогеры и иные лица, пользующиеся доверием общества.
Так, каждый член Совета по этике вправе самостоятельно принимать граждан по нарушениям в сфере госслужбы и этики, а при выявлении нарушений совместно с Департаментом обеспечивать организацию проверок, служебных расследований с вынесением вопросов на Совет по этике. Данная работа, думается, не составит много труда, поскольку за каждым членом Совета закреплен сотрудник Департамента. Для того чтобы помочь гражданам разрешить проблемные вопросы с госорганами, члены Совета по этике вправе выезжать и организовывать встречи, проводить разъяснительные мероприятия, выступать в СМИ. Итогом совместно проведенной работы должно явиться восстановление нарушенных прав населения.
Кроме того, по специально утвержденному графику члены Совета по этике вправе преподавать в филиале Академии госслужбы г. Алматы, и тогда вновь принятые сотрудники также смогут получать качественные познания в области государственной службы и этики.
Безусловно, каждый член Совета по этике - это лицо, снискавшее почет и уважение в коллективе, в обществе. Каждый из них - это руководитель госоргана, общественной организации, палаты по защите предпринимателей, СМИ и т. д., поэтому времени для дополнительной деятельности не всегда достаточно. Осознавая важность работы в данном направлении, Департамент посчитал необходимым поднять статус каждого члена Совета. Так, на очередном заседании каждому члену Совета было вручено служебное удостоверение. Предъявляя его при посещении госорганов, члены Совета по этике могут получить необходимую информацию для разрешения вопросов заявителей. В скором времени откроет свои двери Общественная приемная - рабочее место для членов Совета по этике, которая позволит осуществлять прием граждан. Каждый член Совета по этике вправе взаимодействовать с госорганами, получать в рамках законодательства необходимые сведения, которые достаточны для рассмотрения обращений граждан и госслужащих.
Таким образом, создаваемые для членов Совета по этике условия призваны улучшить деятельность данного института и значительно повысить его эффективность.
- Как вы считаете, нужно ли на законодательном уровне ужесточить наказание за несоблюдение этических норм госслужащими в общении с гражданами, ведь практика показывает, что это довольно наболевшая проблема?
- В рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов» отдельное внимание уделено этическим правилам. Действующим законодательством предусмотрена дисциплинарная ответственность за нарушение норм этики госслужащих как в служебных отношениях, так и во внеслужебное время, а также связанных с публичными выступлениями.
Соблюдение норм служебной этики возлагается на уполномоченный орган по делам государственной службы и институт уполномоченных по этике, должности которых выведены во всех центральных государственных и местных исполнительных органах.
Такая система позволяет также эффективно пресекать нарушения этических норм госслужащими. На сегодняшний день смещены акценты с наказания за нарушение норм этики на их предупреждение путем выработки профилактических мер. В связи с этим полагаем, что предложение об ужесточении наказания за несоблюдение этических правил госслужащими в настоящее время нецелесообразно.