Лента новостей
0

Интернет-сайт правоохранительного органа как показатель прозрачности его деятельности (Саламатов Е.А., кандидат юридических наук, доцент)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 28.11.2018 12:46 Фото: zakon.kz

Интернет-сайт правоохранительного органа как показатель прозрачности его деятельности

 

Саламатов Е.А.,

кандидат юридических наук, доцент

 

Общенациональный план мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 9 февраля 2018 года, предусматривает усиление прозрачности правоохранительной деятельности (пункт 93). Данной теме был посвящен криминологический форум, прошедший 16 ноября текущего года в стенах КАЗГЮУ им. М. Нарикбаева, организованный Генеральной прокуратурой Республики Казахстан.

Очевидно, что под прозрачностью правоохранительных органов понимаются не только их отчеты во время встреч с населением, наличие общественных советов, выступления в СМИ и т.п., но и беспрепятственная возможность ознакомления граждан с любой информацией об их деятельности, доступ к которой не ограничен законом. В контексте требования об усилении прозрачности существенно возрастает роль и официальных сайтов правоохранительных органов, которые выступают в качестве связующей площадки между гражданином и государством. Качество этих сайтов и доступность информации наглядно характеризуют правоохранительные органы с позиции транспарентности их деятельности.

Проведенный анализ показал, что не все правоохранительные структуры соответствуют указанному требованию.

Простой пример. За последние годы, Казахстан достиг беспрецедентных успехов в снижении «тюремного населения», почти в два раза. Об этом очень много говорится в стране с различных трибун с приведением конкретных цифр. Но, если открыть интернет-сайт Комитета УИС МВД РК и попытаться узнать действительно ли это так, и сколько в нашей стране учреждений УИС, сколько людей отбывают наказания и какие именно, какова сегодня криминологическая характеристика осужденных (пол, возраст, рецидив и др.), какова динамика численности осужденных и т.п., то эти попытки обречены на неудачу. На данном сайте нет ни одной заслуживающей внимания статистической информации. Абсолютный вакуум.

Следует пояснить, что данная информация не относится к государственным секретам, она не относится и к служебной тайне, то есть официально является открытой.

И для сравнения можно посмотреть сайт Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ (https://fsin.su/statistics/). Информация о тюремной системе России обновляется ежемесячно. Эта информация включает в себя количество учреждений по видам, количество заключенных в динамике, в структуре осужденных количество женщин, несовершеннолетних, ранее судимых, их возрастные характеристики, сколько исповедуют христианство, ислам, буддизм, и многое другое. Также на сайте ФСИН в табличной форме предоставлена развернутая криминологическая характеристика осужденных начиная с 2006 года.

Глядя на эту обширную информацию становится понятным, почему в России юридическая наука, в том числе пенитенциарная, постоянно развивается. Тюремная система подпитывает юридическую науку актуальной статистикой, ученые в свою очередь отвечают интересными и полезными публикациями, ориентированными на практику.

С целью поиска информации о количестве в нашей стране лиц, отбывающих наказания, автор данной статьи обратился и на сайт Комитета по правовой статистке и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Но, и здесь искомые сведения отсутствуют.

Однако, интересующую нас статистику без особых проблем можно найти на зарубежных интернет ресурсах. В том числе на таком сайте, как - World Prison Brief (http://www.prisonstudies.org). Здесь целый блок посвящен казахстанской уголовно-исполнительной системе.

Например, к концу июня 2018 года, то есть по итогам первого полугодия, в нашей стране было 33989 заключенных, тюремный индекс (количество заключенных на 100 тыс. населения) составляет - 186. В структуре заключенных 17% составляют следственно-арестованные, женщины - 7,5%, несовершеннолетние - 0,2%, иностранцы - 5,8%. Количество учреждений УИС - 86, в их числе 17 следственных изоляторов. Потенциал тюремной системы, то есть вместимость, составляет 72360 мест (датирован 01.01.2014 годом). Имеются и другие интересные сведения.

В том, что информация о нашей пенитенциарной системе размещена на многих зарубежных сайтах ничего удивительного нет. Казахстан является участником многих международных проектов и внимательно следит за своими рейтингами. Поэтому наш Комитет УИС регулярно предоставляет соответствующую статистику международным организациям.

Вопрос в другом. Почему эта информация скрывается от казахстанской юридической общественности, от отечественных ученых, от студентов и преподавателей ВУЗов? Почему о состоянии пенитенциарной системы граждане республики должны узнавать из зарубежных сайтов? Откуда эта привычка скрывать информацию о тюрьмах страны?

Одно из объяснений этой традиции, как нам представляется, кроется в исторической плоскости. Как известно, в советский период дешевый труд заключенных был серьезным экономическим ресурсом страны. Их руками строились не только жилые дома, дороги, различные гражданские объекты, но и военные секретные объекты. Поэтому в те времена сведения о лагерях, тюрьмах и количестве лиц, отбывающих лишение свободы, были засекреченными.

История помнит, что в 1938 году Сталин И.В. во время выступления на заседании Президиума Верховного Совета СССР заявил буквально следующее по поводу досрочного освобождения заключённых: «Мы плохо делаем, мы нарушаем работу лагерей. Освобождение этим людям, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо… Нельзя ли дело повернуть по-другому, чтобы люди эти оставались на работе, награды давать, ордена, может быть? А то мы их освободим, вернутся они к себе, снюхаются опять с уголовниками и пойдут по старой дорожке. В лагере атмосфера другая, там трудно испортиться».

В целом, на момент смерти Сталина И.В. семь из восьми заместителей Министра внутренних дел СССР курировали вопросы трудоиспользования заключенных.

Но, это было в другое время и в другой стране. Сегодня труд заключенных не связан с экономикой страны, а все сведения относительно количества учреждений, их месторасположений, численности осужденных и их характеристики не относятся, как уже отмечено выше, ни к государственным секретам, ни к служебной тайне.

Следует сказать то, что снижение численности «тюремного населения» почти в два раза (с 63 тыс. до 33 тыс. человек) достигнуто, прежде всего, благодаря установке Президента страны, который 29 января 2010 года в своем Послании народу Казахстана подверг жесткой критике существующую правовую систему и обозначил курс на гуманизацию.

Это заслуга и государственных органов, а также депутатов Парламента, которые скрупулезно обсуждали проекты законов, направленные на гуманизацию, вносили необходимые корректировки. Большая заслуга в этом и Генеральной прокуратуры, которая продвигала различные проекты, в том числе «10 мер по снижению тюремного населения».

И имея такое серьезное достижение в области гуманизации отечественные ученые-правоведы (особенно интегрированные в МВД и КУИС через Общественный совет и другие площадки) могли бы написать историю этого успеха. Можно было бы сопоставить принятые законы к динамике уменьшения заключенных и сделать анализ относительно степени эффективности каждого закона. Также изучить эффективность такого советского инструмента как амнистия в современных условиях. При этом показать, как менялась криминологическая характеристика заключенных в период гуманизации.

Уверен, что такой анализ был бы весьма ценен не только для казахстанской юридической науки и процесса обучения будущих юристов, но и для законотворческой деятельности. Более того, наличие на интернет ресурсе Комитета УИС МВД РК информации о характеристике осужденных позволял бы еще на стадии разработки проектов законов о гуманизации или амнистии определять диапазон его охвата.

Однако, в условиях вакуума информации о статистических показателях УИС проведение каких-либо научных исследований в этой сфере либо использование объективных цифровых данных в законотворческой деятельности представляется крайне сложным.

Таким образом, усиление прозрачности правоохранительной деятельности, как требование Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 10 января 2018 года, должно достигаться и через информацию, размещаемую на интернет-сайтах правоохранительных органов.

 

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: