5 ошибок при борьбе с безработицей (Маншук Каримова)
5 ошибок при борьбе с безработицей
Маншук Каримова
Государственные меры содействия занятости имеют систематические «промахи».
Подходы к борьбе с безработицей в Казахстане не меняются кардинально из года в год. С 2011 г. официальный уровень безработицы остается на уровне 5%. В число безработных попадают одни и те же люди, которые не могут качественного трудоустроиться.
С 2011 г., в Казахстане разработано 5 программ занятости, срок их реализации предполагался до 2020 г. Ни одна из предыдущих программ не доведена до своего логического завершения. Приведем 5 систематических ошибок при трудоустройстве и переобучении населения.
1. Создание временных рабочих мест вместо постоянных
По программам занятости в 2011-2018 гг. большинство рабочих мест носили временный характер. Основные инструменты такого трудоустройства - это направление на социальные рабочие места, молодежная практика, общественные работы. Сроки трудоустройства по этим направлениям составляют от 6 до 12 месяцев.
За 7 лет на временную работу трудоустроено 25,4% участников программ. При этом 49,3% - на постоянные рабочие места без оказания дополнительных мер господдержки. Последние нашли работу среди вакансий при первичном обращении. В результате вместо создания постоянных рабочих мест государство предлагает временную работу.
Все эти годы подходы к борьбе с безработицей практически не меняются как и её уровень в 5%. Граждане не могут качественно трудоустроиться, они вынуждены работать временно и после снова становиться безработными.
2. Обучение невостребованным профессиям
Некоторые участники программ направляются на краткосрочное обучение. По итогам абсолютно не гарантируется трудоустройство. К тому же, ряд профессий оказываются невостребованными на рынке труда. Ежегодно около 20 тыс. вакансий, заявленных работодателями, остаются незаполненными.
По данным Генпрокуратуры РК, в 2016-2018 гг. по полученной специальности трудоустроено всего 28% безработных из числа завершивших обучение. К примеру, в Балхашском районе 250 человек обучены невостребованным профессиям, из них только трое нашли работу. При этом из бюджета было потрачено 45 млн тенге или 180 тыс. тенге на каждого.
3. Низкая популярность Е-биржи труда
Электронная биржа труда - www.enbek.kz менее популярна среди населения, чем сайт по поиску работы HeadHunter. Это наглядно демонстрирует сравнительный анализ их рейтингов на основе различных инструментов. Наибольшее отставание показывает ресурс SimilarWeb.com - 177 позиций, затем Alexa.com - 146 и Zero.kz - 39.
Е-биржа труда заработала с января 2018 г. Единая платформа по трудоустройству интегрирована с государственной базой данных, формируемой центрами занятости населения. Опросы показывают, что 26% безработных не знают о данной площадке; и только 20% разместили там резюме.
4. Коррупция и фиктивное трудоустройство
Данные обзора по коррупции в РК показывают увеличение частоты коррупционных схем в 2017 г. по сравнению с 2016 г. Особенно ухудшилось состояние в ряде областей, в том числе Жамбылской и Южно-Казахстанской. Респонденты в этих регионах относят коррупцию в сфере занятости к проблемам системного характера.
Также поверка Генпрокуратуры РК показала, что в 2016-2018 гг. имели место 766 фактов фиктивного трудоустройства граждан. Рабочими местами «обеспечивались» умершие, инвалиды, работники других организаций. По такой схеме в Южно-Казахстанской области преступники похитили 464 млн бюджетных средств.
Как следствие, коррупция в сфере занятости порождает недоверие населения к власти и реализуемым госпрограммам.
5. Отсутствие должного взаимодействия между акиматами и Центрами занятости.
С 2011 г. стали параллельно работать 2 отдельные структуры, занимающиеся проблемами занятости. Одна из них подотчетна местным исполнительным органам, а созданные центры занятости - Министерству труда и социальной защиты населения РК. Сегодня новые структуры расположены во всех городах и районах страны, их общее число - 201.
Как отмечает экономист Жаксыбек Кулекеев, создание структур со схожими функциями значительно не улучшило общую координацию. На его взгляд, нововведения слабо приблизили работу институтов к потребностям общества по формированию единого рынка труда. Основные вопросы координации политики занятости остались в ведении акиматов.
К тому же, центры занятости создавались с усеченной функцией для администрирования первой долгосрочной программы. В итоге усилились элементы дублирования между параллельными структурами, усложнилось взаимодействие самих институтов.
Перечисленные ошибки приводят к тому, что органы занятости не могут в полной мере удовлетворить запросы населения. Так, в 2017 г. только 17,2% безработного населения обращались за поиском работы. А в течение последних 3-х лет из общего числа самозанятых - 98% не участвовали в программах поддержки предпринимательства и занятости.