Қыстаубай Өмiрбай Сайынұлы: наш коллега и друг
Қыстаубай Өмiрбай Сайынұлы: наш коллега и друг
19.32. Звонит телефон. Алипаша Агаханович (Караев): Серёга, <…> я не знаю, как говорят в таких случаях. <…> Кыстаубай умер.
За секунды в голове промчался весь прожитый до этого звонка день: подъём - сигарета - крепкий чай - сигарета. Передвинул рамочку на календаре: четвертое января. Планы на сегодня? Почти всё, что хотел, сделано. Остальное решаемо. Жена вслух думает, как бы отдохнуть от меня и/или сына.
Поэтому мысль: что-то КазГЮУ не приглашает меня, как в прошлом году, провести занятия с магистрантами.
…Я чувствую, я всегда чувствую…
Позвоню-ка Саинычу (мы так называем друг друга: «Иваныч», «Васильич»). До праздников звонил, но он не отвечал. Вспоминаю, что после Нового года у Омирбая день рождения. Открыл персональную страницу «Қыстаубай Ө.С.» на Zакоn.kz, чтобы убедиться. Действительно: 6 января. Ладно, послезавтра позвоню.
Читаю «Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии Практика. Выпуск 57». В материале, посвященном Б.Б. Базарбаеву, пишут о его жизни, поздравляют юбиляра. Странно: Бахита Базарбаевича с нами нет больше четырех с половиной лет, а о нем, как о живом.
С Саинычем же - наоборот. Думаешь, вспоминаешь, а оказывается, его уже нет. А ведь вчера был.
Как-то в КазГЮУ спросил у него, почему фотографии умерших и здравствующих профессоров в одном ряду? Неправильно это.
Жизнь и смерть всегда рядом.
Смерть - это то, что бывает с другими?
Любите. Цените. Пока живы.
Сергей Иванович Климкин.
Я знала Өмiрбай Саиновича как удивительно отзывчивого, умного человека и неординарную личность. Он умел дружить. С большой буквы.
Помню случай. В один из сентябрьских дней 2003 года мы уже заканчивали работу в университете и собирались домой, когда узнали, что у нашего друга и коллеги Климкина Сергей Ивановича родился сын. Все начали поздравлять его, а я предложила утром поехать в роддом и поздравить его супругу Алену. Өмiрбай Саинович сказал: «Зачем ждать? Давайте сейчас и поедем». Сам купил цветы, шары, конфеты, и мы большой толпой отправились в роддом. Нельзя описать словами, что творилось под его окнами.
Он умел радоваться счастливым моментам. Для меня Өмiрбай Саинович - пример жизнелюбия. Его безвременный уход - огромная потеря для родных, друзей, учеников и отечественной юриспруденции. Необычайно талантливый, душевно щедрый и надежный. Таким он навсегда останется в моей памяти.
Саида Аминовна Акимбекова.
Помню, как в один из дней начала нового 1999-2000 учебного года на кафедру гражданского права КазГЮА заглянул приятного вида, коренастый, среднего роста молодой мужчина. Он кратко представился: Қыстаубай.
В дальнейшем я узнал его как грамотного и принципиального, всегда имеющего свое собственное мнение по тем или иным научным вопросам гражданского права, человека. Это всегда проявлялось в ходе многочисленных обсуждений научных работ, чаще всего диссертаций по гражданскому праву. В повседневной жизни он был скромен, в то же время общителен. У меня сформировалось чувство симпатии к нему.
После переезда вуза в Астану, который стал к тому времени уже Казахским гуманитарно-юридическим университетом, Өмірбай Саинұлы также переехал в столицу. И, как я знаю, длительное время занимал в КазГЮУ должность проректора, позднее был на других руководящих должностях.
Я скучал по общению с ним, и когда мне удавалось приехать в КазГЮУ, я всегда стремился просто увидеть Өмірбая Сайынұлы, его приветливую улыбку.
С профессиональной точки зрения для меня он являлся одним из сильнейших представителей казахскоязычной цивилистики.
Габиден Айнашевич Жайлин.
Я знаю Омирбая Саиновича с 2001 года. Мы с ним работали на кафедре гражданского права Алматинской юридической академии. Омирбай Саинович был человеком исключительно порядочным. Не забуду эпизод, который в полной мере характеризует его человеческую натуру. Это было в 2007 году. Иногда мы с Омирбаем Саиновичем ходили обедать в университетскую столовую. Однажды, выбрав блюда, подошли к кассе рассчитаться. Омирбай Саинович стоял впереди меня, и дал кассиру купюру крупного номинала. Кассир не смогла дать сдачи, тогда я предложил Омирбаю Саиновичу оплатить за него. Он согласился, но сказал: «Спасибо, Советжан Аргынбаевич, тогда в следующий раз платить буду я». Потом была повседневная суета, и нам не удалось вместе сходить пообедать. И забылось.
Затем Омирбая Саиновича перевели в Астану проректором по учебно-методической работе КазГЮУ. Как-то по своим делам в марте 2009 года я оказался в Астане. Заодно, чтобы повидаться, зашел к Омирбаю Саиновичу. Сидели у него в кабинете, разговаривали. Время было обеденное, и мы пошли в столовую. Когда подходили к кассе, Омирбай Саинович говорит: «Саке, долг платежом красен! Позвольте, теперь моя очередь платить». Я оторопел, ничего не понимаю: какой еще долг, какая очередь? Пока думал, он рассчитался. После Омирбай Саинович мне всё напомнил, мы долго смеялись.
Вот каким он был! Мелочей в жизни для Омирбая Саиновича не существовало.
С болью и горечью осознаю, что это была наша последняя встреча. Пусть земля будет ему пухом! Оставив хорошую память у очень многих людей, Омирбай Саинович Кыстаубай сотворил себе лучший памятник.
Советжан Аргынбаевич Ынтымаков.
После создания по инициативе профессора Н.А. Шайкенова КазГЮИ и под его руководством центральной кафедрой института стала кафедра гражданского права, которая собрала как известных ученых - Ю.Г. Басина, Б.Б. Базарбаева, так и начинающих, перспективных педагогов, среди которых был и Омирбай Кыстаубай. Он органично вписался в состав кафедры со своей скромностью, корректностью, ответственным отношением к работе.
Вскоре он занял посты, связанные с организационными формами работы со студентами, где проявил себя с самой положительной стороны. Будучи начальником учебно-методического отдела АЮА КазГЮУ, Омирбай Саинович блестяще организовывал учебный процесс и пользовался большим уважением коллег и студентов.
Вместе с тем, он не прекращал педагогическую и научную деятельность. Так, он принял активное участие в написании разделов об осуществлении и защите гражданских прав кафедрального учебника по гражданскому праву (Гражданское право. Общая часть. Курс лекций. - Алматы: Нур-пресс, 2006), который и сейчас используется в учебном процессе. Занимая административные должности декана, начальника учебно-методического управления, проректора по учебно-методической и научной работе АЮА КазГЮУ, О.С. Кыстаубай никогда не отказывался от педагогической нагрузки, оставаясь одним из любимых наставников для студентов и отличным лектором.
Анатолий Григорьевич Диденко.
Начало моей педагогической карьеры пришлось на 2000-2001 годы, когда возглавляемая профессором А.Г. Диденко кафедра гражданского права КазГЮА функционировала, если так можно выразиться применительно к научно-педагогическому сообществу, в своем «золотом», или «звездном», составе: Ю.Г. Басин, Б.Б. Базарбаев, А.Г. Диденко, Н.П. Жиглина, С.И. Климкин, Т.Д. Карпушина, Д.А. Братусь и др. Именно в тот период на кафедру, уже доцентом, пришел Омирбай Саинович Кыстаубай, который стал неотъемлемым членом этого коллектива, прекрасно дополнившим сильную научно-педагогическую школу цивилистики КазГЮА.
Мне вспоминаются заседания кафедры, обсуждения диссертаций, секции по решению задач и подготовка курса лекций по гражданскому праву, в которых принимал самое непосредственное участие Омирбай Саинович. При этом он был самым ярким и запоминающимся руководителем научно-методического отдела университета, а потом и проректором, при котором учебный процесс работал, как часы.
Омирбай Саинович всегда очень уважительно относился к своим учителям, охотно помогал молодым коллегам, был мудрым и отзывчивым преподавателем для многих потоков студентов, которые, уверена, с благодарностью его вспоминают.
Елена Викторовна Нестерова.
Добрый, надежный, приветливый, мудрый, внимательный, тактичный, отзывчивый...
Легко и бесконечно долго можно говорить теплые слова об этом уникальном человеке.
Слова застревают комом в горле, саднят горьким «был».
Вспоминаю наши встречи. Их много: отрезок жизни.
Вижу его открытым и улыбающимся, готовым выслушать, посоветовать, подсказать.
Улыбка, теплая улыбка... Он мог радоваться или огорчаться, задуматься, что-то обсуждать с коллегами, но постоянно улыбался. Всегда разная, она выдавала его настроение.
Знал, что пришел к другу. Рядом с ним - в атмосфере спокойствия и комфорта. Никаких колкостей или упреков, никаких недомолвок или обид. В наших отношениях так было.
При очень редких в последнее время встречах обсуждали его рукопись о жилищном праве. Он готовил монографию очень медленно и педантично. Лаконичный, фундаментальный по содержанию труд. Обсуждение этой проблематики как-то незаметно «отключало» его от текущих вопросов.
Первая реакция - нет! Молодой, в самом расцвете жизненных сил и творческой энергии. Успешный. Конечно, всякое случается: житейские заботы, проблемы со здоровьем... Но не должно быть так! Говорят, богу угодно забирать лучших.
Дорогой Омирбай Саинович, прости, пожалуйста, если злоупотреблял твоим вниманием и не успел вернуть хотя бы частичку той доброты, которой ты так щедро делился.
Дмитрий Александрович Братусь.
В далеком 1994 году к нам на кафедру гражданского права КазГУ пришел выпускник, с отличием окончивший юридический факультет - Кыстаубай Омирбай Саинович, и его сразу же направили в Турцию для продолжения обучения в магистратуре. После окончания обучения он вернулся в университет и приступил к работе на кафедре. В это время большая её часть перешла во вновь созданный Казахский государственный юридический институт, куда впоследствии перешел и Омирбай Саинович.
В его лице на кафедре появился блестящий специалист с отличным знанием казахского языка. Студенты сразу же полюбили молодого преподавателя и оценили высокий уровень его лекций. Омирбай Саинович, имея общительный и добрый характер, прекрасно влился в коллектив, принимал активное участие в жизни кафедры. Став проректором, он еще больше времени уделял и учебной работе, и студентам, которые его очень любили и уважали.
Помню, как в связи с большой проректорской нагрузкой лекции, которые вел Омирбай Саинович, были переданы другому преподавателю. Но студенты пришли на кафедру и попросили (потребовали) вернуть им их лектора.
Омирбай Саинович был прекрасным, отзывчивым человеком, отличным преподавателем. Светлая ему память.
Надежда Петровна Жиглина.
Вечер пятницы 04 января 2019 года был омрачен печальным известием. Скоропостижно скончался мой хороший товарищ и коллега по бывшей кафедре гражданского права алматинского КазГЮУ Омирбай Саинович Кыстаубай. Он два дня не дожил до своего пятидесятитрёхлетия. Его коллега сказала, что умер на работе.
Слов нет, чтобы описать чувства. В голове крутится только один вопрос: почему? Не уверен, что будет должный ответ на него. Да и ответ не так важен. Важно лишь то, что больше нет хорошего человека, цивилиста, прекрасно преподававшего гражданское право Казахстана на русском и казахском языках, что дано единицам из известных мне специалистов.
Мы познакомились в 2001 году, когда оба пришли в алматинский КазГЮУ. Он из КазГУ, я из «Адилета». Хорошее было время! Наверное, лучшее в моей преподавательской деятельности.
Омирбай, сколько его помню, всегда работал преподавателем. Преподавал даже тогда, когда стал руководить различными структурными подразделениями алматинского КазГЮУ: декан факультетов заочного обучения, правосудия и органов юстиции, начальник учебно-методического отдела, проректор по учебно-методической и научной работе.
Вспоминаю свой приход на должность декана факультета заочного обучения. Именно Омирбай передавал дела, т.к. он перешел на должность декана другого факультета. Поэтому у меня всегда была возможность обратиться к нему за советом. В чем он никогда не отказывал.
Как начальник Омирбай запомнился своим весьма педантичным подходом. Он квалифицированно разбирался во всех нюансах учебного процесса. С ним было весьма комфортно работать.
Наше тесное общение было прервано моим уходом с кафедры в 2006 году. И с тех пор мы общались лишь эпизодически, всё больше по телефону. То я работал в Астане, то он туда же уехал, а я обратно вернулся в Алматы.
Последний раз мы виделись в марте 2017 года. Я приезжал для чтения курса «Проблемы гражданского права» в астанинский КазГЮУ. Мы вместе обедали, и Омирбай мне устроил хорошую экскурсию по зданию и подразделениям вуза, показал город. Планировали свидеться летом 2018 года, но не сложилось. Жаль, что в этой жизни нам уже не суждено встретиться.
И еще. Омирбай всегда был хорошим товарищем, готовым прийти на помощь. Когда нужно было встретить, проводить кого-либо в Астане, я всегда мог рассчитывать на его помощь и участие, словом и делом. Редкое качество современных столичных жителей.
Светлая память! Я буду помнить тебя, твои добрые дела, нашу дружбу и общение. Покойся с миром, Омирбай.
Сергей Васильевич Скрябин.