Международные акты в правоприменительной деятельности по уголовным делам (Судья Павлодарского областного суда Каркада Инна Юрьевна)
Международные акты в правоприменительной деятельности по уголовным делам
Судья Павлодарского областного суда
Каркада Инна Юрьевна
Новейшая история становления и развития независимого Казахстана подтверждает общее правило нынешнего времени: экономическое и политическое развитие страны должно быть обеспечено законодательством, способным своевременно и адекватно реагировать на актуальные потребности современного общества и государства, а также полноценно регулировать проблемы и вопросы, возникающие в жизнедеятельности населения страны.
Немаловажным показателем развитой нормативно-правовой базы государства является объем имплементированных в национальное законодательство международных договоров.
Данный показатель демонстрирует открытость страны и принятие ею международных стандартов, в том числе механизмов взаимодействия между государствами, а также между человеком и государством.
Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и в иерархии нормативно-правовых актов по юридическому уровню находятся после Конституции, нормативных постановлений Конституционного Совета и Конституционных законов.
Это обязывает юристов в повседневной правоприменительной практике ориентироваться на международное законодательство, как правовую основу и важную составляющую действующего права в Республике Казахстан.
Суды в данном случае, будучи уполномоченными на непосредственное применение международных договоров, выполняют значимую для общества и государства задачу по восстановлению социальной справедливости, защите прав, свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.
Осознавая значимость этого аспекта правоприменительной деятельности, судейское сообщество проводит определенную работу в данном направлении.
За период 2018 года судами Павлодарской области вынесено с применением международного законодательства 2 189 судебных актов: 1897 - в судах первой инстанции и 292 - в суде апелляционной инстанции.
Преимущественно, судами применяются нормы Международного пакта о гражданских и политических правах (в 2018 году - по 2 188 делам), который закрепляет основные международные стандарты защиты прав человека.
К примеру, положения статьей 3 и 14 данного Пакта находят свое отражение в установленных Уголовно-процессуальным кодексом принципах уголовного процесса о презумпции невиновности, гласности (публичности), об осуществлении правосудия только судом на началах равенства перед законом и судом, обеспечении права на квалифицированную юридическую помощь и др.
Статья 6 Пакта имплементирована в статье 47 Уголовного кодекса РК «смертная казнь», где определено применение данного наказания в качестве исключительной меры. При этом приговоренное к смертной казни лицо наделено правом ходатайствовать о помиловании.
Статья 7 Пакта о запрете пыток либо другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания, реализована в статьях 13 и 14 Уголовно-процессуального кодекса, устанавливающих такие принципы уголовного процесса, как уважение чести и достоинства личности, а также неприкосновенность личности. Эта же статья Пакта нашла свое отражение в статье 146 Уголовного кодекса, устанавливающей уголовную ответственность за совершение пыток.
Предусмотренная статьями 131, 147-150 Уголовно-процессуального кодекса процедура задержания и содержания под стражей в качестве меры пресечения полностью согласуется с положениями статьи 9 Пакта о том, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом, каждому арестованному сообщаются при аресте причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение.
Безусловно, Международный пакт о гражданских и политических правах является комплексным и содержит международные стандарты защиты прав человека, находящие свое отражение в нормах общих частей уголовного и уголовно-процессуального законов.
Вместе с этим, полагаю, что в правоприменительной практике суды должны ориентироваться также на международные акты, затрагивающие более узкие правовые аспекты.
К примеру, при рассмотрении уголовных дел о торговле людьми следует руководствоваться положениями Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 года, Конвенции об упразднении принудительного труда от 5 июня 1957 года.
Рассматривая дела о преступлениях несовершеннолетних либо против несовершеннолетних, обоснованным будет применение Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.
По делам о коррупционных преступлениях, полагаю, следует руководствоваться нормами Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003 года; по делам о нарушениях в сфере безопасности труда - Конвенции о безопасности и гигиены труда в строительстве от 20.06.1998 года; по делам о нарушении авторских прав - Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29.10.1971 года; по делам о преступлениях против мира и безопасности человечества - Конвенции о предупреждении геноцида и наказания за него от 09.12.1948 года, Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 29.06.1998 года, Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений от 25.11.1981 года.
По делам о пытках необходимо основываться на положениях Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года, а также учитывать Основные принципы обращения с заключенными от 14 декабря 1990 года и Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 год).
Более широкое применение международных актов при осуществлении правосудия позволит в значительной мере обеспечить их надлежащее исполнение нашим государством, подтверждая тем самым способность Казахстана быть полноценным участником международных отношений. Это в итоге положительно повлияет на имидж судебной системы и будет способствовать повышению доверия общества к судам.