Перековать Дельфийского оракула (Аскар Омаргалиев, юрист)
Перековать Дельфийского оракула
Рональд Рейган в своей первой инаугурационной речи 20 января 1981, текст которой он написал сам, изрек: «Во время кризиса правительство не решение, правительство — это и есть проблема».
Но как говорится, - кто старое помянет… Правительства (имеется ввиду бывшего), как и Осоавиахима, больше нет, и новой главой нового Правительства Аскаром Маминым провозглашено, что оно станет «правительством реальных дел». Что ж, будем охотно верить.
А пока позволим себе небольшое ретро-отступление и немного уйдем в историю. Как мы с Вами знаем, в славном древнегреческом городе Дельфы жил оракул. Как правило, обращавшимся за советом он давал туманные и неоднозначные, но вместе с тем и весьма хитрые ответы в иезуитском стиле, которые можно было толковать как в одну, так и в другую сторону.
Вы спросите меня, причем тут Дельфийский оракул? А я вам скажу - попробуйте написать какой-нибудь запрос Дельфийскому оракулу, то бишь, какому-нибудь государственному органу (который является составной частью Правительства) по разъяснению положений определенного закона. С большей долей вероятности вы получите такой ответ, содержанию которого может позавидовать вышеназванный оракул. Как правило, ответы даются с соблюдением двух принципов: 1) Я не я и лошадь не моя; 2) Включить «Дельфийского оракула».
По первому принципу ответ: Мы не вправе толковать законы (хотя сам этот орган и есть разработчик закона). А по второму принципу, «инструменты» самые разнообразные, одним из которых является в качестве ответа простое цитирование один в один нормы закона за разъяснением которого вы и обращаетесь,, или же ответ в стиле «сам дурак».
Как говорил Ленин, по форме все правильно, а по существу - издевательство.
Как это искоренить?
Следует ввести в законодательство норму, обязывающего разработчика разъяснять закон, разработчиком которого он является. Никто кроме разработчика лучше не скажет, какой он смысл вкладывал, вводя в законодательство ту или иную норму. Только вот, нормы, обязывающей делать это самого разработчика закона - нет. Закон о правовых актах от 6 апреля 2016 года регламентирует возможность разъяснения только подзаконных актов. Возможность разъяснения закона предусмотрено статьей 32 Закона «О прокуратуре» от 30 июня 2007 года, однако эта обязанность прокурора распространяется только на следующие случаи: обеспечения общественной безопасности, предупреждения правонарушений или при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, с чем прокуратура широко пользуется при «направлении в сад» незадачливого субъекта обращения.
Если законы будут разъясняться четко и ясно, это было бы одним из хороших реальных дел нового Правительства. А пока законы порой используются государственными органами против населения как дубинка, в том числе из-за туманности и неоднозначности их отдельных норм и фактическим уклонением от разъяснения содержания закона их разработчиками.
Аскар Омаргалиев, юрист