Три инструмента оценки гуманности уголовного законодательства (Саламатов Е.А., кандидат юридических наук, доцент)
Три инструмента оценки гуманности уголовного законодательства
Саламатов Е.А.,
кандидат юридических наук, доцент
В Казахстане с 2010 года в правовой сфере реализуется политика гуманизации законодательства. За это время было принято несколько законов по смягчению уголовных наказаний, проведены две амнистии в соответствии с законами от 28 декабря 2011 года и от 13 декабря 2016 года, а также разработаны и приняты новые Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях, действующие с 1 января 2015 года.
Одним из главных достижений проведенной гуманизации стало снижение количества заключенных (отбывающих лишение свободы и содержащихся в следственных изоляторах) более чем в два раза, а именно с 63445 человек на начало 2010 года до 31001 на начало 2019 года. С точки зрения динамики, бесспорно, ощутимый и уникальный результат. В тоже время, достигнутый эффект не дает ответ на вопрос о его достаточности. Является ли текущий показатель, то есть 31 тыс. заключенных, оптимальным для Казахстана? Следовательно, достаточно ли гуманизировано отечественное уголовное законодательство?
Чтобы ответить на эти вопросы существуют различные методики, наиболее объективные из которых, по нашему мнению, базируются на тюремной статистике. Для удобства назовем эти методики инструментами оценки гуманности уголовного законодательства.
Самым распространенным и наиболее озвучиваемым в юридической среде инструментом является тюремный индекс (либо индекс «тюремного населения»). Он представляет собой количество заключенных на 100 тыс. населения страны. Математически посчитать тюремный индекс не сложно, для этого необходимо иметь две цифры: количество населения страны и число заключенных. Однако, для того, чтобы определить место Казахстана в международном рейтинге по тюремному индексу, о чем регулярно чиновники и правозащитники информируют общественность, необходимо обратиться к известному в экспертных кругах интернет-сайту «World Prison Brief», который представляет собой онлайн базу данных о пенитенциарных системах стран всего мира.
Здесь следует сделать небольшое отступление и сказать, что Казахстан, как участник многих международных проектов, регулярно предоставляет на данный интернет-ресурс различную информацию об отечественной пенитенциарной системе. Более того, имеет на этом сайте свою персональную страницу, где размещаются и своевременно обновляются сведения о численности заключенных в нашей стране, ее динамике и структуре, потенциале тюремной системы (вместимости), тюремном индексе и т.п.
Ценность данного интернет-сайта для любого исследователя казахстанской тюремной системы заключается в том, что имеющуюся там статистическую информацию невозможно в свободном доступе найти внутри страны, она отсутствует на официальных сайтах как МВД и Комитета уголовно-исполнительной системы МВД, так и Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. Это при том, что тюремная статистика не имеет законодательных ограничений для распространения, а пункт 7 статьи 16 Закона РК «О доступе к информации» от 16 ноября 2015 года обязывает обладателей информации на своих интернет-ресурсах размещать ведомственную статистику.
Обращение к указанному зарубежному сайту показывает, что на данный момент наша страна с тюремным индексом 168 занимает 95 место в мире среди 222 стран. При этом, наибольший тюремный индекс традиционно у США - 665 (1-е место), наименьший у Гвинеи-Бисау - 10 (222-е место); среди стран бывшего СССР наибольший у Туркменистана - 552 (3-е место), наименьший у Армении - 119 (133-е место).
Следует напомнить, что на старте текущей гуманизации, то есть в начале 2010 года, Казахстан с тюремным индексом 389 занимал 13 место в мире; ровно год назад с индексом 194 находился на 73 месте.
Обновление статистических данных и рейтингов на интернет-ресурсе «World Prison Brief» происходит регулярно на основании сведений, предоставляемых каждой страной. При этом, как показывают наблюдения, одни страны обновляют свои сведения каждые полгода, другие один раз в год, а некоторые не обновляют по несколько лет. Что касается нашей страны, то текущие сведения были обновлены 5 марта 2019 года. Однако, учитывая, что в данный период (начало года) идет процесс обновления статистики по другим странам, место Казахстана в рейтинге (95-е место) может незначительно поменяться. Но, тюремный индекс (168) останется неизменным до следующего обновления информации о численности заключенных в стране.
Как уже было отмечено выше, тюремный индекс и место Казахстана по тюремному индексу в международном рейтинге является наиболее часто упоминаемым критерием, с помощью которого пропагандируются успехи нашей страны в сфере гуманизации. Однако, тюремный индекс является одним из нескольких инструментов оценки гуманности уголовного закона и сам по себе не дает ответа на вопросы о достаточности проведенной гуманизации и достижении страной оптимальной численности своего «тюремного населения».
Для этого существует другой, довольно простой в использовании, инструмент - это соотношение численности заключенных к численности населения страны. Так, на отдельной странице интернет-ресурса «World Prison Brief» мы видим, что численность заключенных в Казахстане в настоящее время составляет 31001 человек и по этому показателю мы находимся на 52 месте в мире. В тоже время, в данный момент наша страна с общей численностью населения 18429560 человек (на 03.03.2019г.) находится на 74 месте в мире.
Из этого следует простой логический вывод: если мы по численности населения находимся на 74 месте в мире, то по численности заключенных также должны находиться на 74, а не на 52 месте (с точки зрения пропорционального соответствия). В настоящее время «наше» 74 место по данному показателю занимает Боливия, у которой 17946 заключенных.
Это, в свою очередь, указывает на то, что с точки зрения международных стандартов оптимальное число «тюремного населения» для Казахстана составляет на уровне 18 тыс. человек, а не 31 тыс. как в данный момент. При общей численности населения 18,5 млн. человек и количества заключенных на уровне 18-19 тыс. тюремный индекс нашей страны составил бы - 100, который по европейским меркам является крайне допустимым, превышение которого указывает на репрессивность правовой политики (например, тюремный индекс в Австрии - 98, Бельгии - 88, Германии - 76, Дании - 63, Финляндии - 51 и т.д.).
В экспертных кругах для оценки гуманности уголовного законодательства используется еще один инструмент - это процентное соотношение отбывающих тюремное заключение и иные наказания и меры, не связанные с изоляцией от общества.
Например, в развитых европейских странах 10-15% осужденных содержатся в тюрьмах, остальные находятся под надзором пробации и отбывают альтернативные наказания. В США 30% (2121600 чел.) отбывают тюремное заключение и 70% (5 млн. чел.) находятся под надзором пробации. В Казахстане на начало 2019 года данный показатель выглядел следующим образом: 43% или 25892 чел. (без учета следственно-арестованных, которых 5109) отбывали лишение свободы и 57% или 34780 находились под надзором пробации.
Использование третьего инструмента показывает, что наше законодательство и практика еще далеки от стандартов европейских стран. Но, ради объективности и справедливости отметим, что на начало 2010 года, то есть на старте гуманизации указанное процентное соотношение выглядело намного хуже: 71% или 55140 чел. находились в местах лишения свободы и 29% или 22148 чел. отбывали иные наказания и условное осуждение.
В условиях вакуума информации о пенитенциарной статистике в научно-экспертных кругах, на различных конференциях и других дискуссионных площадках иногда используется судебная статистика, которая в отличие от тюремных статданных не страдает традиционно советской болезнью - закрытостью от общества. Например, согласно отчета по форме № 10 «О числе лиц, в отношении которых вынесены судебные акты» в 2018 году судами республики осуждено 31309 человек, из которых 7440 к лишению свободы, что составляет 24%. Тем не менее, в местах лишения свободы, как видно выше, эта доля составляет 43%. Причина в расхождении понятна: сроки лишения свободы значительно длительнее чем у других наказаний, поэтому в пенитенциарных учреждениях происходит скопление людей.
Не умоляя значение судебной статистики и статистики органов уголовного преследования относительно применяемых мер пресечений все же отметим, что для оценки гуманизации уголовного законодательства первостепенное значение имеет именно пенитенциарная статистика, так как она является итоговой и напрямую влияет на имидж нашей страны и ее место в международных тюремных рейтингах.
Подводя итог всему изложенному можно сказать, что Казахстан с 2010 года проделал большую работу по гуманизации уголовного законодательства, результатом чего явилось снижение «тюремного населения» более чем в два раза и улучшение позиции страны в международном рейтинге по тюремному индексу. В тоже время, как показывает более глубокий анализ, достигнутый результат в сравнении с лучшими мировыми практиками еще далек от идеала.
Также очевидно, что гуманизация правовой политики страны не должна ограничиваться рамками уголовного законодательства, целью гуманизации не должно быть исключительно механическое снижение числа заключенных. Следующим этапом должна стать реформа систем исполнения уголовных наказаний и ресоциализации осужденных с целью приближения их к лучшим международным стандартам. В противном случае наша гуманизация будет носить половинчатый характер, а все достижения страны в различных международных рейтингах будут нивелированы отсталой тюремной системой.
https://www.prisonstudies.org/
https://www.prisonstudies.org/country/kazakhstan
https://www.prisonstudies.org/highest-to-lowest/prison_population_rate?field_region_taxonomy_tid=All
https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_населению