Бывший вице-министр Абенов: Надо набрать талантливых студентов, тогда будут талантливые учителя
В Казахстане на реформу образования выделены 509 миллиардов тенге. Как и на что они тратятся? Как в целом идет реформирование? Что будет с нашими детьми? Об этом и другом читайте в интервью с бывшим вице-министра образования Мурата Абенова.
- Мурат Абдуламитович, когда у нас начались реформы в сфере образования?
- С 2010 года. Тогда была принята государственная программа развития образования.
- В чем их суть, что именно намеревались реформировать?
- Главное - то, что знания должны быть современными, востребованными. Чтобы к каждому ребенку был максимально индивидуальный подход. Чтобы ученик мог получить знания, и использовать их в жизни. Чтобы образование помогало каждому ребенку в будущем максимально самореализоваться. Второй вопрос был связан с воспитанием ребенка. Воспитать и научить гражданина, который будет не только для себя жить, но и ради общества.
- Прошло много лет… Что сейчас вы наблюдаете в образовании, как воспринимаете изменения, связанные с реформой?
- Эволюция этих реформ происходила с постоянными изменениями. Когда приходил новый министр, новое руководство, подходы к реализации реформ менялись. Это создает проблемы, реформы не дают ожидаемых результатов.
Мы, если честно, запутались в определении, какие реформы нам нужны. Было понимание, что реформы в образовании должны провести для всей страны. При этом мы забыли, что у нас дети разные, регионы разные. У нас даже языки обучения разные. Разная инфраструктура, разные территории, социальные условия…
Одной из больших ошибок, считаю, является перенесение на всю систему образования опыта Назарбаев школы. Назарбаев школы – это элитарное образование, очень дорогое, где на одного ребенка тратится примерно в 10 раз больше, чем в обычной школе. И дети отобраны по конкурсу, уже после переходного возраста, когда ребенок определился со своими интересами, талантами, способностями. И вот среди этих детей мы отбираем наиболее одаренных, наиболее способных, мотивированных, талантливых в очень комфортабельные школы, с лучшими материальными условиями, лучшими преподавателями. Это все очень элитарно.
Чем отличаются Назарбаев школы? Это новые современные здания, школы, в которых обучаются в одну смену, весь день учатся. До обеда теория, после обеда практика. Учителя в двойном комплекте - один дает с утра теорию, другой после обеда практику. До обеда учатся в одних кабинетах, приспособленных для получения теоретических знаний, после обеда в лучших лабораториях, которые обучают практическим навыкам.
В этих школах отобранные книги и преподаватели. Классы полностью оборудованы, кормление, социальные условия и так далее - бесплатно. Теперь элементы этой реформы переносятся на обычную школу. С кучей проблем. Учатся в две смены. Учитель с зарплатой 87 тысяч тенге в среднем, что в четыре раза меньше, чем в Назарбаев школах. Старая система обучения...
Когда мы говорим об образовании, очень важно понять, а что нужно стране, что нужно обществу, самому человеку? На чем у нас путаница начинается? Вот человек, который оканчивает школу, сталкивается с тем, что в Казахстане нет научных крупных центров, инновационной экономики.
Нужны, прежде всего, практико-ориентированные знания. Рабочие места в Казахстане не требуют высшего образования (85% рабочих мест).
- Как понять, рабочие места не требуют высшего образования? Значит, на это нацелена реформа образования?
- У нас реформа образования нацелена на то, чтобы 100% людей, которые там учатся, сориентированы на академические знания.
- Что такое академическое образование?
- Есть разный уровень и разные подходы к целям образования, есть люди, способные к академическим исследовательским направлениям. Это более научный подход, но таких людей не так много…
- Речь сейчас не совсем про академическое образование, а про то, что сегодня в школах происходит. Трехязычие внедряют с первого класса, дальше отменили систему оценок...
- Я исхожу из теории образования, отсюда и идем дальше. Например, человек изначально не имеет расположенности к академическому образованию. Что должен знать в будущем человек, который будет заниматься производством продуктов питания, работать в сфере услуг, на стройке, в творческой среде? Ему нужен весь объем академических знаний или нет? Вот здесь сразу возникает вопрос, сколько языков ему надо, какие предметы у него должны быть.
Есть базовый стандарт, он должен включать в себя весь пакет академических знаний. Надо дать ему определенные навыки поиска, навыки исследовательские.
- Готова ли преподавательская часть образовательной системы к тем изменениям, которые сейчас идут? Сократили уроки, меняются методы обучения, учебники поменяли... Вот для чего учебники переписали?
- Я понял ваш вопрос. Если мы всем детям в Казахстане стараемся дать якобы академический уровень, то у нас должны быть учителя с академическим подходом, которые умеют анализировать возможности каждого ребенка, к каждому иметь индивидуальный подход. У этого преподавателя должны быть различные инструменты, чтобы пробудить творческую активность каждого ребенка. Соответственно у него должны быть разные инструменты лабораторий, которые дают возможность саморазвития. Для этого сам учитель должен быть исследователем.
- Как вы оцениваете уровень профессионализма преподавателей?
- Если по обычным стандартам, думаю, большинство подойдет. Если мы сейчас одновременно во всех школах хотим якобы сделать уровень Назарбаев школы и для всех установить высокую планку, то сначала нужно построить школы, лаборатории. Собрать в педагогические вузы талантливых детей. Не так, как сейчас, когда с итогами ЕНТ в 55-60 баллов поступают в педагогические вузы. Надо набрать талантливых абитуриентов, чтобы потом, когда они придут в школы учить детей, платить им хорошую зарплату. И в школы придут талантливые учителя, они смогут обучать талантливых детей.
...Смотрите, сейчас даже пришли к тому, что сделали единые учебники. Раньше было пять видов учебников, и каждый класс мог выбрать свой учебник. Сейчас единые учебники, единые стандарты. Это шаг назад. Весь мир идет к тому, чтобы был дифференцированный подход, от каждого ребенка по способностям, а у нас наоборот.
Наверное, мы придем к тому, что появится больше частных школ и больше домашнее образование. Вообще страшно вести детей в такую школу, где реформы придумали, а к этим реформам не готовы.
- Сколько денег затрачивается в среднем на одного ученика по системе Назарбаев школы?
- Раньше было примерно около двух миллионов в год. В обычной школе было 1300 тенге. В Южном Казахстане - тысяч двести, в северных регионах - 450-500 тысяч. Это в среднем на одного ученика в год было. Как видим, в Назарбаев школе в разы больше. И там учителя в четыре раза больше получают, это как минимум. И у них нагрузка - 25-30 учеников в классе. Как я уже сказал, один учитель дает теорию, другой практику. Это дорогое образование. Тогда давайте выделять деньги на всю страну, мы же все одинаково платим деньги в бюджет. Значит, надо по всей стране, в каждом ауле построить школу, здание, как в Назарбаев школе и в каждой оборудовать лаборатории. Учителям платить не меньше тысячи долларов, тогда лучшие учителя придут, и реформа будет. А пока у нас в школах нет даже кондиционеров…
Автор София Мустафаева (Софи Баеш), интервьюер, бизнес-тренер.
Полностью интервью вы сможете прочитать по ссылке sofibaesh.kz