Необходимость административной юстиции в Республике Казахстан (Пан Н.В., Вице-министр юстиции)
Необходимость
административной юстиции в Республике Казахстан
Пан Н.В.
Вице-министр юстиции
В рамках проводимой судебно-правовой реформы в стране планируется усилить механизмы контроля за соблюдением законности в сфере государственного управления.
Министерством юстиции совместно с Верховным Судом проведена значительная работа по изучению действующего законодательства, регулирующего порядок принятия органами власти управленческих решений, которые затрагивают права и свободы частных лиц, изучен передовой опыт развитых стран. Итогом такой работы стала разработка проекта Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - проект Кодекса).
Это совершенно новый документ для правовой системы Казахстана.
Целью проекта Кодекса является защита прав граждан и юридических лиц в спорах с государственными органами, соблюдение баланса интересов сторон, а также повышение качества принятия управленческих решений.
Проект Кодекса также направлен на реализацию задач по справедливому правосудию и эффективному государственному управлению, которые были обозначены Президентом Казахстана Касым - Жомартом Токаевым в своей предвыборной программе.
Предметом регулирования проекта Кодекса является деятельность органов власти, связанная с принятием, отменой, изменением, исполнением юридически властного решения, направленного на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц (административного акта), совершение иных юридически значимых действий, деятельность по рассмотрению жалоб в досудебном производстве, а также по разрешению публично-правовых споров в суде.
Данные сферы являются достаточно чувствительными для общества, что определяет необходимость усиления гарантий защиты прав и свобод граждан и организаций в их взаимоотношениях с органами власти. Яркими примерами могут стать результаты государственного контроля и надзора, оказание государственных услуг, разрешительные и уведомительные процедуры, их оспаривание в вышестоящем органе или суде и т.д.
В части регулирования административных процедур устанавливаются следующие основные положения.
Предлагается отказаться от признания государственного органа единственным субъектом, наделенным властными полномочиями. При определении субъектного состава в публично-правовых отношениях следует учитывать, что властные полномочия осуществляются не только государственными органами, но и другими субъектами (саморегулируемые организации, основанные на обязательном членстве, частные нотариусы, частные судебные исполнители и т.д.). В этой связи закрепляется новая правовая категория «административный орган», которой признается любая организация, наделенная законом властными полномочиями.
Вводятся новые принципы осуществления административных процедур (соразмерности, приоритета прав участников административных процедур, охраны права на доверие, запрет злоупотребления формальными требованиями, достоверности), призванные защитить частных лиц от возможных злоупотреблений со стороны властных субъектов. К примеру, принцип приоритета прав обяжет правоприменителей толковать возникающие сомнения, противоречия и неясности актов законодательства Республики Казахстан в пользу участника административной процедуры (заявитель, заинтересованное лицо), которым, как правило, является гражданин или организация.
Закрепляется процедурная гарантия быть заслушанным. Данная гарантия обеспечивает возможность лица, в отношении которого принимается правовое решение, выразить свою позицию до принятия окончательного решения.
За исключением отдельных категорий споров (налоговые, таможенные и др.), внедряется обязательное досудебное обжалование. Полагаем, что данный институт обладает некоторыми преимуществами. Так, производство по рассмотрению жалобы будет проходить в ускоренном порядке, что позволит сэкономить время и избежать судебных расходов. Кроме того, оспариваемые в досудебном порядке решения могут быть проверены не только на предмет законности, но и на предмет целесообразности, тем самым предоставив большую правовую защиту интересам частных лиц.
Касательно рассмотрения публично-правовых споров в суде стоить отметить, что в настоящее время их порядок разрешения устанавливается Гражданским процессуальным кодексом РК.
Однако в гражданском судопроизводстве суд процессуально пассивен, освобожден от сбора доказательств по собственной инициативе и основывает решение лишь на тех доказательствах, участие в исследовании которых на равных основаниях было обеспечено каждой из сторон.
В свою очередь, в публично-правовых спорах предполагается фактическое неравенство сторон (например, государственный аппарат с одной стороны и гражданин с другой). В этой связи представляется обоснованным усиление роли суда, а также установление иных компенсационно-процессуальных механизмов при рассмотрении данной категории споров.
Главной отличительной чертой нового вида судопроизводства - административного - от гражданского станет усиление активности суда в процессе сбора доказательств. Руководствуясь данным принципом, суд будет выяснять обстоятельства дела вне зависимости от ходатайств сторон.
При этом бремя доказывания будет возлагаться на орган, принявший правовое решение, за исключением отдельных случаев (например, при подаче иска о понуждении административного органа принять определенное решение).
Вводится институт судебного контроля за исполнением судебных актов. Так, проект Кодекса предусматривает возможность неоднократного применения судами денежных взысканий, как вида процессуального принуждения, в целях обеспечения своевременного исполнения их требований.
Принимая во внимание важность проводимой реформы, законопроект был направлен на рассмотрение Европейской Комиссии к демократии через право Совета Европы (далее - Венецианская Комиссия). Венецианская комиссия, в целом, дала положительное заключение и отметила, что проект Кодекса является качественным и может дать важный импульс для дальнейших реформ в административной сфере.
В настоящее время законопроект внесен в Мажилис Парламента и ожидает своего рассмотрения на предстоящей сессии.
Представляется, что принятие Кодека позволит гражданам и организациям почувствовать уверенность в принятии законных и объективных решений при возникновении споров с органами государственной власти.