Юридическое образование в Германии (Йорг Пуделька)
Юридическое образование в Германии
A. Введение
Подготовка юристов в Германии в сравнении с юридическим образованием во многих государствах Европейского Союза и мира имеет ряд принципиальных отличий. Характерным для юридического образования в Германии, структура которого остается неизменной на протяжении многих столетий, является, главным образом, то, что учеба заканчивается не чисто университетским, а государственным экзаменом и продолжается в виде 2-летней подготовительной юридической службы, в виде так наз. референдариата. После этого проводится второй государственный экзамен, дающий тому, кто его успешно сдал, квалификацию, необходимую для работы по любой юридической профессии (принцип так наз. универсального юриста). Без необходимости какого-либо дополнительного специального обучения или какого-либо профессионального экзамена он может заниматься почти любой юридической профессией, работая в судебной системе в качестве судьи или прокурора, профессия адвоката или нотариуса, органы государственного управления (государственного или муниципального управления) или работая на экономических предприятиях, в банках, страховых компаниях или ассоциациях.
Далее, я хотел бы вначале дать обзор содержания изучения юриспруденции в университетах Германии, а также методов преподавания учебно-экзаменационного материала. Затем я более подробно остановлюсь на подготовительной юридической службе.
Касательно правовых основ подготовки юристов в Германии необходимо отметить, что такие существенные параметры обучения как, например, минимальный срок обучения, основные элементы содержания обучения и длительность подготовительной службы установлены единым образом для всей страны в Законе Германии о судьях (нем. сокр. «DRiG»), в то время как построение содержания, а также предмет экзаменов определяют федеральные земли собственными законами.
Однако с момента проведения последней крупной реформы подготовки юристов в 2002 году образовательные нормативы федеральных земель сильно сблизились друг с другом, в связи с чем далее в целях данного обзора упрощенно будет говориться о единой системе подготовки юристов в Германии.
B. Структура высшего юридического образования
Целью высшего юридического образования в Германии согласно положениям действующих законов является обучение знаниям и пониманию права, включая его связи с европейским правом, методам правовой науки, а также философским, общественным, научно-экономическим и политическим основам. Однако обучение не сводится к абстрактному преподаванию знаний о системе права; ее предметом являются также методы и правила применения права в конкретных случаях. В результате оно направлено на привитие студентам способности и умения решать неизвестные им конкретные юридические задачи (казусы) с помощью закона и методики работы по правилам правовой науки.
Учеба состоит из двух частей, обучения по обязательным предметам (нем. «Pflichtfachstudium») и обучения по выбранной специализации (нем. «Schwerpunktstudium»). Обе части обучения могут совмещаться по времени.
Предметы, входящие в обучение по обязательным предметам, охватывают основные сферы гражданского, уголовного и публичного права, включая соответствующее процессуальное право, а также упомянутые философские, исторические и общественные основы права. В частности студенты знакомятся с методологией правовой науки, основными чертами теории права, философии права и социологии права, а также основными чертами истории права и Конституции. Наряду с преподаванием абстрактной юридической материи уже в рамках обучения по обязательным предметам учитывается также судебная практика, практика работы государственных органов управления, прокуратуры и адвокатуры. Помимо этого положения закона требуют введения студентов в такие сферы профессиональной квалификации, необходимые именно юридическим профессиям, как переговорный менеджмент, методы ведения беседы, риторика, урегулирование споров, медиация и т.п.
Уже во время обучения по обязательным предметам студенты должны - как правило, в конце 4-го семестра обучения по специальности - сдать промежуточный экзамен. Другие экзаменационные работы во время обучения по обязательным предметам они сдают в виде домашних и контрольных работ. Эти письменные работы состоят преимущественно из так наз. задач по решению задач (казусов). Это означает, что студентам дается задача с изложением какой-либо жизненной ситуации для ее решения юридической точки зрения.
Обучение по выбранной специализации, которое студент должен пройти помимо этого, служит дополнением к основному обучению посредством углубления материала, изучаемого в рамках обязательных предметов. Это обучение служит, главным образом, дополнительному изучению междисциплинарных и международных аспектов права. Оно в меньшей степени направлено на изучение материала и методов с целью научиться решать конкретные юридические задачи (казусы); его предметом является углубленная научная обработка отдельных тем. Заканчивается оно специальным экзаменом, состоящим, как правило, из научной работы, на написание которой дается несколько недель, в течение которых необходимо решить поставленную задачу по теме, а затем устного экзамена.
Учитывая направленность обучения по обязательным предметам, включая промежуточные экзамены и основной экзамен, на решение казусов, логичным образом требуются также особые формы преподавания материала и специфические методы обучения. В целом существует шесть разных форм учебных занятий, характеризующих изучение юриспруденции в Германии. На первом месте стоит, как и прежде, классическая лекция. На лекции осуществляется системное изложение и преподнесение соответствующего юридического материала профессором. Однако лекция по юриспруденции в Германии больше не сводится лишь к абстрактному изложению соответствующей правовой материи. Уже на лекции профессора стараются подчеркнуть значение данного юридического материала в правоприменении, т.е. прежде всего при обработке казусов. С этой целью на лекции часто строятся примерные казусы и обсуждаются в форме диалога со студентами, несмотря на очень большую численность участников на лекциях по обязательным предметам, доходящую до 500 человек. При выборе примерных казусов принято использовать решения вышестоящих и высших/верховных судов. Благодаря этому изучаемая правовая материя становится наглядной и студенты уже на ранней стадии своего обучения знакомятся с порядком работы и с аргументацией судов.
Большое значение для усвоения и тренировки правоприменения имеет вторая форма учебных занятий «рабочее сообщество» (нем. «Arbeitsgemeinschaft»). Рабочие сообщества предлагаются в дополнение к лекциям по всем обязательным предметам. Это - группы приблизительно по 15 - 25 студентов, кураторами которых являются научные сотрудники, зачастую докторанты. Учебный материал, изложенный на лекции, еще раз углубленно изучается применительно к казусам. Обсуждаются относительно простые юридические казусы и на примерах затренировывается методика их решения.
Усвоенные знания и способности необходимо затем доказать в такой форме учебного мероприятия как «упражнение» (нем. «Übung»), имеющей особе значение для подготовки юристов в Германии. В сравнении с рабочими сообществами в ходе упражнения студентам даются уже комплексные задачи, юридическое содержание которых необходимо изучить в рамках контрольных и домашних работ. Так, например, конкретная задача в упражнении по гражданскому праву заключается, как правило, в проверке наличия предпосылок для права одного лица или нескольких указанных в задаче лиц требовать что-либо от другого лица. По уголовному праву студентам дается задача, в которой необходимо проверить наличие уголовной наказуемости в действиях участников. Задачей по публичному праву может, напр., стать проверка какого-либо закона на соответствие Конституции или проверка шансов на успех жалобы на извещение (постановление) какого-либо органа государственного управления. Как правило, юридические факультеты в Германии проводят упражнения как для начинающих (II-IV семестр обучения по специальности), так и для продвинутых (III-V семестр обучения по специальности).
Другими учебными занятиями являются курсы подготовки к экзамену (нем. «Examenskurse»). Это - специальные курсы по повторению пройденного материала, на которых на высоком уровне рассматривается методика решения сложных юридических казусов, как правило, на примерах из судебной практики высших/верховных судов. Эти казусы ориентированы на экзаменационные требования.
И, наконец, существуют еще коллоквиум (нем. «Kolloquim») и семинар (нем. «Seminar»). На них студенты в небольших группах учатся научной работе над определенными темами в рамках небольшой по объему монографии, устному изложению полученных результатов и их защите в рамках дискуссии.
В последнее время появились дополнительные формы учебных занятий, известные до сих были из системы юридического образования в США. Самым известным примером являются так наз. учебные судебные процессы (англ. «Moot Courts), где студенты, исполняя заранее установленные роли, имитируют судебные заседания. В настоящее время учебные судебные процессы заняли прочное место в системе высшего юридического образования Германии. Они позволяют студентам идеальным образом уже на раннем этапе познакомиться с конкретным правоприменением на практике.
Как показывают эти различные учебные занятия, так наз. фронтальный урок, когда профессор традиционно в одностороннем порядке излагает свой учебный материал аудитории, больше не имеет большого значения в высшем юридическом образовании Германии. Даже лекцию профессора стараются сегодня строить интерактивно, используя презентации в программе «PowerPoint». Студенты могут и на лекции в любой момент обратиться к профессору со своими вопросами и соображениями.
Большинство учебников также придерживается дидактической концепции, согласно которой изложение права сочетается с обучением методике решения задач. Зачастую это происходит на примерах из судебной практики высших/верховных судов. Учебной литературы сегодня стало необозримо много. Наряду с классическими дидактическими пособиями и учебниками для всех стадий обучения предлагаются учебные комментарии, сборники решений высших/верховных судов, практические руководства по решению задач, экзаменационные курсы для повторения пройденного материала, специальные журналы и многое другое.
В конце университетского обучения, которое заканчивается не раньше, чем после семи, а на самом деле, как правило, лишь после девяти семестров, проводится заключительный экзамен (так наз. первый экзамен). Оценка на экзамене слагается следующим образом: 70% - доля государственного экзамена по обязательным предметам и 30% - доля выше названного университетского экзамена по сфере выбранной специализации.
Экзамен по обязательным предметам, как правило, состоит из шести контрольных работ и одного устного экзамена по трем основным предметам, а именно по гражданскому, уголовному и публичному праву. От экзаменуемых требуется решить задачи во всех 3 областях права, т.е. контрольная задача состоит, как правило, в том, чтобы за пять часов дать всестороннюю оценку определенной жизненной ситуации с точки зрения ее правового содержания. По гражданскому праву такая контрольная работа выглядит, например, таким образом, что в условиях задачи описываются конкретные события, на основании которых экзаменуемый должен определить, имеют ли указанные в условиях задачи лица право требования в соответствии с материальным правом и, если да, то от кого, что и в каком размере. При этом оценка материально-правового положения может быт дополнена вопросом гражданского-процессуального характера, напр., о процессуальной форме предъявления данных правопритязаний. Такая постановка задачи в определенной степени уже является симуляцией будущей деятельности юриста. Ранняя практическая направленность высшего юридического образования в Германии, наконец, дополнительно усиливается кадровым составом экзаменационной комиссии по государственному экзамену по обязательным предметам. Экзаменаторами являются не только преподаватели ВУЗов, а практики-юристы, которые составляют большинство, т.е. судьи, прокуроры, высокопоставленные сотрудники органов государственного управления или адвокаты.
Доля проваливших экзамен сравнительно высокая. В среднем до 30 % экзаменуемых не могут сдать экзамен. В этом случае у них есть одна повторная попытка. В некоторых федеральных землях также существует возможность пересдачи экзамена по обязательным предметам для улучшения итоговой оценки.
C. Подготовительная юридическая служба
Сразу после окончания высшего образования и сдачи первого государственного юридического экзамена начинается двухгодичный период практической подготовки, так наз. референдариат (нем. «Referendariat»). Референдариат организовывается государством, т.е. референдарий заключает образовательный контракт с федеральной землей. Это означает среди прочего, что он получает ежемесячное жалование, которое в зависимости от семейного положения и количества детей в настоящий момент составляет 800 - 900 евро после вычета всех налогов и сборов. В среднем около 80 % выпускников, сдавших первый экзамен, поступают также в референдариат.[1]
Цель обучения референдария - познакомить молодого, только что закончившего учебу в университете юриста поближе с основными юридическими профессиями, т.е. с профессиями судьи, прокурора, руководящего работника государственного органа управления и адвоката. Если во время учебы порой главным был не результат, а нахождение и обсуждение юридических проблем и различных научных точек зрения, то в референдариате обучение происходит с точностью наоборот. Теперь на переднем плане находятся не правовые проблемы конкретного дела, а практический результат. Референдарий должен обучиться практическому применению действующего права на практике. В отличие от университета, где, работая над задачами, он сталкивался только с уже неизменными жизненными обстоятельствами, теперь ему приходится учиться работать со спорными или неясными обстоятельствами. А это, как известно, например, в уголовный процесс с его инквизиционным принципом ставит совершенно иные требования к юристу, чем гражданский процесс, где, во всяком случае в Германии, судья обязан строго придерживаться доводов и ходатайств сторон и разрешает открытые моменты в случае необходимости на основе принципов бремени доказывания.
Обучение референдария состоит, как правило, из пяти стадий (нем. «Stationen»), а именно четырех так наз. обязательных стадий и одной факультативной стадии. Обязательные стадии (именно в такой последовательности): стадия «Гражданское право» (5 месяцев), стадия «Уголовное право» (3 месяца), стадия «Органы государственного управления» (3 месяца) и стадия «Адвокатура» (9 месяцев). После этого следует еще одна 4-месячная факультативная стадия, предмет обучения которой референдарий может выбрать сам.
5-месячную стадию «Гражданское право» референдарий проходит в участковом суде или в суде федеральной земли. Там он закрепляется за одним из судей по гражданским делам, который курирует его обучение. Референдарий в стадии «Гражданское право» должен упражняться в практическом применении гражданско-процессуального права и познакомиться со специфическим методом работы судьи по гражданским делам, т.е. уметь определять обстоятельства дела, имеющие значение для его разрешения на основании зачастую сложных и спорных доводов сторон, разрешить спор надлежащим образом с учетом исследованных доказательств и при необходимости с учетом бремени доказывания, а также логично обосновать это решение. Референдарий готовит проекты решений и приговоров и должен также познакомиться с процессуальными этапами и определениями, выносимыми на стадии до вынесения решения/приговора. Под присмотром своего куратора он должен, по меньшей мере, один раз самостоятельно руководить судебным заседанием и провести судебное исследование доказательств.
На период следующей затем 3-месячной стадии «Уголовное право» референдарий закрепляется за определенным прокурором, который курирует его обучение. Здесь он знакомится с типичной работой соответствующих отделов, в частности с составлением обвинительных заключений и постановлений о прекращении производства по делу, а также с другими мерами, осуществляемыми в рамках следственного производства такими, как, напр., ходатайства о выдаче санкции на взятие под стражу или постановления о проведении обыска. К тому же в случаях простой бытовой преступности ему поручается лично представлять обвинение в качестве представителя прокуратуры в суде. Участие в судебном разбирательстве ставит значительные требования к еще, естественно, неопытному референдарию. Как правило, при этом он чувствует себя, словно его «бросили в холодную воду», но позже понимает эту работу в судебных заседаниях в силу приближенности к реальным условиям и возложенной на него ответственности нередко как одну из наивысших точек своего референдариата. Ведь здесь он впервые получает возможность надлежащими ходатайствами лично оказывать влияние на ход процесса.
В следующей 3-месячной стадии «органы государственного управления» референдарий знакомится со структурой, сферой задач и порядком работы органов государственного управления Германии. Он закрепляется для обучения за юристом соответствующего государственного или муниципального органа. Этим органом может быть и министерство. Участок его работы зависит от сферы задач соответствующего государственного органа. Задачи охватывают широкий спектр от составления исходящих уведомлений (распоряжений) или уведомлений об опротестовании, ответов на обращения граждан, отчетов в вышестоящие органы, юридических экспертных заключений, письменных документов в административный суд вплоть до участия в разработке постановлений, нормативных документов или циркуляров. Само собой разумеется, что референдарий только подготавливает проекты документов и не имеет собственного права подписи.
Затем следует 9-месячное практическое обучение у адвоката, которого референдарий может выбрать сам. Особая длительность стадии «Адвокатура» объясняется тем, что в Германии после второго государственного экзамена в настоящий момент до 80% молодых юристов выбирают профессию адвоката. Однако это происходит не обязательно в силу предпочтения, а во многом также из-за отсутствия других профессиональных альтернатив в результате того, что выпускник получил лишь средние или плохие оценки на экзамене. Референдарий в стадии «Адвокатура» должен получить практическое представление о профессии адвоката и познакомиться с типичными процессами работы адвокатской конторы. Наряду с консультированием клиентов и внесудебной перепиской, он, в частности, учится составлять исковые заявления или возражения на исковые заявления и иные письменные документы в суд по делам совершено разной категории. Составление текста договоров тоже является частью плана обучения, будучи очень важной задачей на практике, которая во время академического обучения, как правило, до сих не играет никакой роли. Одной из существенных целей обучения, помимо этого, является самостоятельное участие в судебных заседаниях (если соответствующим процессуальным законодательством не предусмотрено обязательное участие адвоката). Таким образом референдарий уже на раннем этапе получает возможность накопить собственный судебный опыт.
Завершением референдариата является так наз. факультативная стадия. Она длится 4 месяца и служит наряду с углублением полученных знаний в конечном итоге также выбору желаемой профессии и подготовке к ней. Факультативную стадию референдарий проходит в той области, которую он выбирает сам. Согласно нормативным положениям об образовании это может быть гражданское и уголовное право, государственное и административное право, экономическое и финансовое право, трудовое и социальное право или европейское право. Местом прохождения этого обучения являются суды, прокуратура, органы государственного управления, адвокатские конторы или экономические предприятия. Кроме того, факультативная стадия также может быть использована для знакомства с совершенно иными юридическими сферами деятельности, напр., за рубежом. Излюбленными являются, напр., факультативные стадии в дипломатических или консульских представительствах, внешнеторговых палатах Германии, европейских или международных организациях или, например, также в GIZ.
Наряду с обязательными стадиями параллельно проводятся рабочие сообщества, руководителями которых являются опытные практики. В рамках рабочих сообществ референдарии углубляют свои знания соответствующих процессуальных кодексов и упражняются в решении типичных задач на рабочем месте. Так, например, на основе типовых материалов дела они в письменной или устной форме разрабатывают предложения по практическому решению.
Во всех стадиях обучения и в рабочих сообществах референдарий получает официальное квалификационное свидетельство об окончании курса обучения (нем. «Abschlusszeugnis»). В нем наряду с оценкой его работы и способностей, а также его личностных качеств содержится общая оценка по семиуровневой шкале от «отлично» до «неудовлетворительно». Эти свидетельства могут обрести немалое значение в будущем при участии в конкурсе на вакансию, поскольку они содержат информацию о поведении и личности референдария. Как показывает опыт, они играют немаловажную роль, прежде всего, при участии в конкурсе на вакансию в государственной службе.
В остальном же от референдария ожидается, чтобы он параллельно повышал дальше свою квалификацию с помощью специальной литературы и готовился ко второму государственному экзамену. Для этого в его распоряжении, как и во время университетского обучения, имеется большое количество практических руководств и учебных пособий. В них, а также в разных учебных журналах он находит типичные условия задач, типовые контрольные работы, а также образцы судебных решений/приговоров, определений, обвинительных заключений и уведомлений (распоряжений) государственных органов. Кроме того, от каждого референдария требуется, чтобы он постоянно был в курсе развития судебной практики и читал юридические журналы.
В конце референдариата проводится второй государственный экзамен, состоящий из письменной и устной частей.
В письменной части, как правило, пишутся контрольные работы по всем трем областям права, на каждую работу отводится 5 часов. И здесь в их основу всегда заложен конкретный юридический казус, который, однако, презентируется в виде отрывка из материалов дела, напр., из судебного дела, специально препарированного в экзаменационных целях. Как правило, референдарий должен составить проект решения суда (по гражданскому праву), обвинительного заключения (по уголовному праву) или уведомления (распоряжения) или возражения государственного органа (по публичному праву). В последние годы стали использоваться дополнительные формы, которые отражают, главным образом, порядок работы адвоката. В связи с этим, по меньшей мере, в одной из контрольных работ требуется также обработка какого-либо юридического казуса с точки зрения адвоката, напр., составление искового заявления. Каждая контрольная работа проверяется поочередно двумя практиками. Целью письменной части экзамена является, чтобы референдарий показал, что и в ситуации ограниченного времени он в состоянии выработать приемлемый юридический результат незнакомого ему практического казуса в формате, отвечающем требованиям профессиональной практики.
В устной части экзамена референдарий вначале должен в течение 10-минутного выступления представить решение какого-либо дела на основании предоставленных ему материалов дела из области права, которую он сам до этого выбрал. Таким образом он должен доказать свою способность обобщать в свободном выступлении существенное содержание материалов какого-либо дела после подготовки в течение одного часа и умения дать юридически и практически убедительную рекомендацию по разрешению дела. Требуемое на экзамене выступление на основе изучения материалов дела отражает тот вид деятельности, который очень часто требуется в профессиональной практике, например, в ходе совещаний внутри коллегии судей, когда докладчик должен устно проинформировать своих коллег. После этого выступления проводятся четыре экзаменационных собеседования, каждое из которых длится примерно 45 минут и касается содержания обучения в ходе первых 4 обязательных стадий. В состав экзаменационной комиссии входят четыре опытных практика.
Если референдарий не сдал экзамен (доля проваливших экзамен составляет около 20 %), он имеет право повторить его один раз. Если он его сдал, но недоволен оценкой, он может пересдать его для улучшения оценки. Это вполне объяснимо, так как экзаменационные оценки в Германии имеют большое значение, по крайней мере, для поступления на работу.
Как и любой административный акт в правовом государстве официальное уведомление о результатах экзамена (нем. «Prüfungsbescheid») может быть оспорено, причем с обоснованием, что экзаменаторы допустили процессуальные ошибки или ошибки при оценке. Это касается как экзамена по обязательным предметам, так и второго государственного экзамена. Экзаменаторы должны письменно ответить на эти возражения. Если они остаются при своей оценке, возможно обращение в административный суд в исковом порядке. Кстати, такие случаи - не редкость. В год в среднем заявляют возражения до 10 % экзаменуемых. Однако доля положительно рассмотренных возражений значительно ниже этого показателя.
Для юриста, сдавшего второй государственный экзамен, как уже говорилось в самом начале, открыты все классические юридические профессии без необходимости сдачи каких-либо других экзаменов.
D. Обобщение и перспективы
Юридическое образование в Германии направлено на раннюю и интенсивную тренировку техники решения казусов и базирующуюся непосредственно на этом подготовку к требованиям юридической профессиональной практики. Уже во время обучения студенты обучаются всесторонней правовой оценке конкретных юридических казусов на основе глубоких знаний права. Они обучаются методике и азам настолько хорошо, что без особых трудностей могут вработаться в новые области права. Во время последующего референдариата молодой юрист получает представление о том, как выглядит повседневная работа в основных юридических профессиях. Это облегчает ему позже сделать свой выбор в пользу юридической профессии, соответствующей его предпочтениям и способностям. Одновременно он учится при этом вникать в другие юридические профессии с разнонаправленными интересами, что может оказаться весьма полезным для него в его будущей профессии. Так напр., в стадии «Гражданское право» при оценке письменных доводов и возражений сторон и при составлении проекта судебного решения/приговора он должен выполнять работу и роль судьи. Этот опыт может пригодиться ему позже при составлении письменных заявлений и возражений в качестве адвоката. Также ему в качестве защитника в уголовном процессе могут пригодиться его знания о порядке работы прокуратуры, которые он приобрел в стадии «Уголовное право».
Обучение юристов в Германии, пользующееся во всем мире хорошей репутацией, не в последнюю очередь в силу своей широкомаштабности и практической направленности, конечно, имеет также и слабые стороны, а также давно и регулярно подвергается критике. Подготовка юристов относится в Германии к числу самых длительных, а также самых дорогостоящих направлений обучения. Юрист, начинающий профессиональную деятельность, даже если он учился быстро, т.е. подал заявку на участие в экзамене уже после 8 семестров обучения, с учетом длительности экзамена и возможного периода ожидания приема на подготовительную службу имеет за плечами до 8 лет обучения. Тем самым он значительно старше юриста, начинающего свою профессию в других европейских странах и имеет менее выгодное положение, по меньшей мере, в начале профессиональной деятельности, в силу усиливающейся специализации и интернационализации. Кроме того, обучение референдария обходится государству в немалые деньги. По имеющимся оценкам государству приходится тратить на эти цели ежегодно до 500 млн. евро.
Особенности традиционного юридического образования в Германии интенсивно обсуждаются в настоящий момент на фоне так называемого болонского процесса. Как известно, его целью является унификация различных европейских систем высшего образования. Для этого в европейских государствах необходимо введение единых курсов обучения бакалавров и магистров по юриспруденции, что также позволит улучшить сопоставимость дипломов. Несмотря на продолжающееся давление со стороны научной администрации юридические факультеты Германии до сих пор успешно сопротивляются преобразованию учебы и переходу на систему бакалавриата и магистратуры. Эта модель вызывает споры также и в юридической практике. С одной стороны, существует неуверенность в том, что бакалавриат и магистратура приведут к улучшению юридической квалификации германских юристов по сравнению с существующей на данный момент системой единого образования с итоговым «первым экзаменом». С другой стороны, остается неясным соотношение между дипломами бакалавра/магистра и обязательными условиями для приема на работу по основным юридическим профессиям, т.е. судьи, прокурора, руководящего работника государственного органа управления или адвоката. Переход на систему бакалавриата/магистратуры в конечно итоге может привести к отказу от хорошо зарекомендовавшей себя в Германии тесной взаимосвязи между выше изложенными аспектами содержания учебы и экзаменов, а также профессиональными требованиями, предъявляемыми к работе по основным юридическим профессиям. Учитывая то, что государственные органы юстиции несмотря на особую ответственность государства за обеспечение правосудия не будут принимать участие в проведении экзаменов по системе бакалавриата/магистратуры, так как эти экзамены будут проходить только на внутриуниверситетском уровне, они не смогут также участвовать в определении содержания экзаменов. Вместо этого им предположительно придется вводить отдельные приемные экзамены для юридических профессий. И, наконец, еще одной причиной сомнений относительно преобразования существующего обучения в программы бакалавриата/магистратуры является недостаточная востребованность на рынке труда юристов, имеющих лишь диплом бакалавра.
Остается лишь подождать, чтобы увидеть, в каком направлении продолжится обсуждение, а также уступит ли место распространенное скептическое отношение к реформе образования (предположительно компромиссному) решению по реформированию образования. Но совершенно независимо от того, каким будет результат, мне кажется, важно, чтобы при всех размышлениях относительно реформы структуры обучения не был утерян накопленный в Германии положительный опыт, связанный с направленностью университетского обучения на раннее изучение техники решения задач и с современными методами преподавания учебного материала.
Йорг Пуделька