Лента новостей
0

Ключ к развитому государству – качественное образование (А.Муканова, Н.Акопян)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 23.08.2019 17:17 Фото: zakon.kz

Ключ к развитому государству - качественное образование

 

Асель Муканова, Наталия Акопян

 

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял участие в пленарном заседании августовской конференции.

 

Открыты новому и прогрессивному

Августовская конференция - традиционная диалоговая площадка для обсуждения проблем и перспектив системы образования, а также выработки методических рекомендаций по модернизации этой сферы. В столицу на этот раз приехали свыше 2 тыс. педагогов со всего Казахстана.

Свое выступление перед ними Президент начал со слов о том, что каждый человек, достигший успеха, особо уважает своих учителей.

- Вы знаете, что Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев уделяет особое внимание профессионалам. И я специально приехал на эту встречу с вами. Прежде всего выражаю искреннюю признательность всем работникам сферы образования и науки. Вы трудитесь во имя будущего нашей страны, - сказал Касым-Жомарт Токаев, подчеркнув, что воспитание подрастающего поколения - очень ответственная и сложная задача, достойная высокой оценки.

В эпоху глобализации и интенсивного развития новых технологий изменились требования к человеческому капиталу. Качественное образование сегодня - путь к успеху и главный инструмент развития экономики. Сохраняя лучшие традиции отечественной системы образования, Казахстан не должен стоять на месте. Главная надежда возлагается на учителей, способных воспитать поколение, открытое всему новому и прогрессивному.

- Задача педагогов и, конечно, родителей - воспитание достойных граждан нашей страны. Достойный гражданин - это человек, обладающий суммой необходимых знаний, которые будут использованы на благо нашего Отечества. Достойный гражданин - это патриот Казахстана. Другой Родины у нас нет! Мы должны опираться на юное, подрастающее поколение, чтобы передать им в руки судьбу нашего государства, - сказал Касым-Жомарт Токаев.

Необходимо подготовить новое поколение к грядущим трудностям и вызовам, воспитать на идеях и ценностях трудолюбия. Наши дети должны хорошо понимать, что без трудолюбия они в сложнейших условиях грядущей эпохи окажутся просто неконкурентоспособными, считает Президент.

Система образования нуждается в быстрой адаптации к новым реалиям. Ведущие школы мира усиленно занимаются развитием креативного потенциала детей, обучают цифровым технологиям и точным наукам, меняют методики в сторону игровых форматов.

- Все мы едины в своем стремлении сделать Казахстан процветающей и развитой страной. Ключ к этому - качественное, доступное и современное образование. Сейчас, как никогда, важно придать новый, мощный импульс развитию данной сферы, - обратился к педагогам Касым-Жомарт Токаев.

 

Воспитать поколение оптимистов

Глава государства поделился своими соображениями по решению актуальных проблем отечественной системы образования и науки.

В первую очередь он подчеркнул, что необходимы комплексные меры по улучшению качества образования. Ключевые направления - квалификация учителей, качество учебников, современная инфраструктура и материальные ресурсы. Президент подчеркнул, что необходимо эффективно работать в этих областях, оперативно выявлять проблемы и искать пути их решения. В частности, Касым-Жомарт Токаев обратил внимание, что на сегодня в предлагаемых в системе образования реформах потребности педагогов не учитываются.

Глава государства привел в пример проведение в 2018 году так называемых сертификаций, в результате которых 35% педагогов не смогли преодолеть пороговый уровень.

- Правильная идея оценки уровня подготовленности учителей была реализована крайне бюрократично и однобоко. Такого рода квазиреформы приводят к снижению престижа профессии учителя, - подчеркнул Президент.

Также Касым-Жомарт Токаев отметил, что условия труда педагогов серьезно ухудшаются из-за постоянного увеличения отчетности для контролирующих структур, а оценочная система знаний в рамках обновленного содержания образования создает психологическую нагрузку на педагогов. Не прекращается порочная практика, когда местные акиматы задействуют преподавателей в разного рода мероприятиях. Президент поручил принять срочные, кардинальные меры по решению этих проблем.

- Каждый родитель хочет, чтобы его дети получили высшее образование. И это абсолютно нормальное желание и явление. Но сегодня более актуальный вопрос - востребованность будущего выпускника на рынке труда, - продолжил Глава государства, отметив, что без повышения качества учебного процесса увеличение грантов из блага может превратиться в мину замедленного действия.

В погоне за обеспечением доступности высшего образования нельзя допустить его девальвации. Правительству следует детально изучить вопрос стоимости грантов, их адекватности современным реалиям, а Министерству образования и науки - пересмотреть требования и нормативы, предъявляемые к вузам.

Следующим Президент затронул вопрос воспитания, назвав его стержнем качественного образования. Он отметил значимость привития детям таких качеств, как патриотизм и готовность прилагать силы для развития своей страны, уважения к своей истории, культуре и традициям, а также отдельно сказал о важности воспитания в молодых людях «экологичного сознания», бережного отношения к природе и окружающей среде. Все эти установки, напомнил Глава государства, отражены в программных статьях Елбасы «Рухани жаңғыру» и «Семь граней Великой степи», и педагогам предстоит продвигать эти ценности на всех ступенях образования.

Касым-Жомарт Токаев посетовал, что в частных детсадах зачастую воспитательно-образовательный процесс практически отсутствует, воспитатели не всегда руководствуются требованиями Госстандарта. А в СМИ часто звучат вопиющие факты избиения детей, их содержания в ненадлежащих условиях. В связи с этим Правительству поручено принять все меры, включая законодательные, для обеспечения высокого качества дошкольного обучения и воспитания.

- Считайте, что это приоритетная задача, - подчеркнул Глава государства.

Затронул Президент и проблему суицидов в детской и подростковой среде.

- Это трагедия для всех нас. Всем нам надо серьезно задуматься, почему дети идут на такой шаг. Формирование твердых жизненных установок является, по сути, базовым критерием качества воспитательного процесса. Наша общая задача - это воспитание нового поколения оптимистов, обладающих твердой волей к преодолению жизненных неурядиц. По-другому никак нельзя, ведь «жизнь прожить - не поле перейти», - дал напутствие Касым-Жомарт Токаев.

Выступая на совещании, Глава государства отметил, что необходимо определить дальнейшую стратегию развития среднего образования. В мире сложился стандарт 12-летнего общего образования, в 60% стран учеба в школе начинается с 6 лет. В связи с этим Президент поручил обеспечить продуманный, плавный переход к новой 12-летней модели в рамках Госпрограммы развития образования и науки до 2025 года.

Касым-Жомарт Токаев выразил обеспокоенность медленной реализацией проекта «Жас маман», механизмы осуществления которого не отработаны, а перечень специальностей не утвержден. Он поручил Правительству запустить данный проект, определить конкретные сроки и предложить четкий алгоритм действий.

Еще один актуальный вопрос - модернизация колледжей в соответствии с требованиями времени и потребностями рынка труда, и для этого, подчеркнул Глава государства, одного только материально-технического переоснащения недостаточно. Президент поручил комплексно подойти к развитию организаций ТиПО, приведя в пример колледж по подготовке кадров для нефтяной отрасли в Атырау.

- Требует своего решения проблема трехсменных и малокомплектных школ. На сегодня из 7 014 действующих общеобразовательных школ 128 являются трехсменными и 31 - аварийная. В 2019-2020 годах за счет республиканского бюджета предусмотрено строительство 35 школ для ликвидации трехсменного обучения и 7 школ взамен аварийных. Всего же за годы независимости построено 1 198 школ. Мы будем и дальше продолжать строительство и модернизацию школ, учитывая демографические тенденции, связанные с увеличением численности населения, - продолжил Касым-Жомарт Токаев.

В связи с этим Президент поручил МОН пересмотреть подходы при планировании расходов на строительство школ, в частности, перейти от пообъектного планирования к нормативному. Акимам следует отслеживать демографические и миграционные показатели на местах для оценки потребностей в учебных заведениях. Необходимо, по словам Главы государства, предусмотреть строительство частных школ через механизмы ГЧП. Кроме того, он подчеркнул, что нельзя бездумно закрывать малокомплектные школы, благодаря которым существуют многие отдаленные населенные пункты.

Актуальная тема - внедрение трехъязычного образования. Глава государства привел слова Елбасы о том, что «казахский язык не является просто одним из трех языков, он - первый, основной, главный, таким и останется».

А изучение английского, как считает Касым-Жомарт Токаев, рационально начинать со 2-3-го или в зависимости от желания родителей с 5-го класса. И также дифференцированно нужно подходить к внедрению преподавания конкретных дисциплин на английском языке.

 

Стратегическая отрасль экономики

- Все, о чем мы сейчас говорим, напрямую зависит от учителей. Для повышения конкурентоспособности нации нам необходимо на деле добиться высокого статуса для наших педагогов, - заявил Касым-Жомарт Токаев.

Законопроектом «О статусе педагога» уже предусмотрены сокращение нагрузки учителей, гарантия защиты чести и достоинства, материальные стимулы - двукратная доплата за классное руководство и проверку тетрадей, за степень магистра, увеличение периода отпуска до 56 дней. Отдельно говорится о сокращении нагрузки на педагога, запрете на привлечение к несвойственным функциям, предоставлении чрезмерной отчетности, проведении необоснованных проверок.

- Несмотря на декларируемое сегодня повышение зарплат учителей, многие доплаты исчисляются от базового должностного оклада. Поэтому 500 тысяч педагогов страны не чувствуют существенного повышения. Надо прямо об этом сказать. При этом заработная плата остается одной из низких и составляет 65% от средней заработной платы по экономике. С этим мы, конечно, мириться не будем. Поручаю Правительству в целях привлечения квалифицированных кадров в систему образования увеличить заработную плату учителей в 2 раза в течение 4 лет, - эти слова Президента вызвали шквал аплодисментов.

Еще один важный вопрос, поднятый Главой государства, - это преодоление образовательного неравенства. Данная проблема актуальна для многих развитых стран и тесно связана с социально-экономическим благополучием населения. В Казахстане, подчеркнул Касым-Жомарт Токаев, не должно быть различий в уровне образования между детьми в городе и на селе. А все дети, независимо от места проживания или социального статуса их родителей, должны иметь доступ к качественному образованию.

Президент поручил МОН разработать и запустить специальные программы по преодолению академического отставания детей из семей с низким уровнем дохода или из школ, работающих в сложных социальных условиях и демонстрирующих низкие результаты.

- Акимы областей должны принципиально заняться данным вопросом. Это их прямая ответственность - создавать все необходимые условия для детей на местах. О каком качестве образования можно говорить, когда во многих малокомплектных школах в сельской местности один учитель вынужден преподавать несколько предметов, - сказал Касым-Жомарт Токаев, поручив акимам выделять гранты на привлечение лучших менеджеров и педагогов в школы областей.

Образование - это стратегическая сфера, фактически - отрасль экономики, поэтому требует серьезного внимания и капитальных вложений, уверен Глава государства. Только так можно обеспечить устойчивое развитие регионов и страны в целом. Акимы должны регулярно выделять собственные гранты на обучение в вузах, продумав систему закрепления выпускников на местах.

В современном мире инвестиции в образование и развитие человека дают устойчивый и долгосрочный экономический рост. Государственные инвестиции в человеческий капитал, по сути, самые перспективные.

- Родители, напрягая все семейные ресурсы, стараются дать своим детям качественное образование. Государство должно им помочь. Правительство обязано думать об образовании как о приоритетной сфере своей деятельности, - сказал Касым-Жомарт Токаев.

Подчеркнул Президент и необходимость обеспечения прозрачности финансирования науки. По его словам, в научной среде отмечается недоверие к системе финансирования, а также определенный раскол между возрастными и молодыми учеными. Поэтому Глава государства поручил Правительству разработать концепцию дальнейшего институционального развития науки с выходом на конкретные практические предложения.

В завершение Касым-Жомарт Токаев обратился к родительской общественности.

- Известный педагог Василий Сухомлинский отмечал: «Ребенок - это зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». Поэтому роль родителей в развитии детей трудно переоценить. Нельзя перекладывать всю ответственность за обучение и воспитание наших детей на детские сады и школу. Именно в семье формируется личность. Все родители должны об этом помнить и воспитывать своих детей в атмосфере уважения к труду учителей, - подчеркнул Президент.

 

Главная ценность страны - ее дети

Среди собравшихся во Дворце Независимости были учителя из всех регионов страны, преподаватели колледжей и вузов, родители, ученые, государственные и общественные деятели. На совещании его участники обсуждали вопросы управления изменениями в сфере образования и науки, представляли инновационные идеи и инициативы.

За заслуги в развитии отечественного образования и активную общественную деятельность ряд педагогов награждены орденом «Құрмет» и медалями «Ерен енбегі ушін», «Шапағат», благодарственными письмами Президента РК, нагрудными знаками «Ы. Алтынсарин» и «Почетный работник образования».

Учитель начальных классов КГУ «Первая гимназия города Петропавловск» Анжелика Качкина, выступая перед Президентом, отметила, что педагоги страны с большой надеждой встретили идею о разработке закона «О статусе педагога». По ее мнению, административная ответственность за вмешательство в педагогическую работу и привлечение учителей к непрофильной деятельности - невероятно важный аспект, но краеугольный камень этого закона - повышение заработной платы.

- Не секрет, что зарплата учителя - одна из самых низких в стране. Огромная ответственность ложится на плечи наших дошкольных работников, а зарплаты, к сожалению, вызывают лишь сочувствие. Сегодня в среднем воспитатель детского сада получает 76 тысяч, нянечки - 67 тысяч тенге. Ежегодно тысяча выпускников школ выбирают педагогическую профессию, но в школы приходят единицы. Причина - низкая заработная плата. Молодой специалист может рассчитывать максимум на 97 тысяч тенге, в то время как студентом, подрабатывая в кафе официантом, он получал 150 тысяч тенге. Поэтому много хороших специалистов уходит от нас в другие сферы деятельности. Но именно мы, учителя, воспитываем будущее нашей страны, именно от нас зависит то, каким оно будет, - подняла проблему Анжелика Качкина.

Мама ученика школы-гимназии № 44 Уральска Клара Ризуанова предложила открыть школу молодой семьи по типу ресурсных центров поддержки родителей, где бы поднимались и обсуждались вопросы отношений родителей, учителей и детей.

Уполномоченный по правам ребенка в РК Аружан Саин, обращаясь к Президенту с трибуны, подняла тревожащую тему насилия над детьми. По ее словам, такие важные комплексные проблемы решаются только путем консолидации государства, неправительственных организаций и бизнеса, психологов и педагогов.

- Если мы все объединимся и вместе пойдем к четким целям, то сможем их достичь. Каждый день в СМИ мы видим страшные новости о детских суицидах, буллинге, росте подростковой преступности, об омоложении криминала. Здесь, безусловно, важна работа психологов с детьми, но это уже работа с последствиями, а нужно устранять причины. Сделать это можно, изменив систему, отношение государства к детям и молодежи. И кардинально ситуацию поменять можно, если мы создадим возможности для наших детей развивать свои таланты, воплощать свои мечты, - отметила Аружан Саин.

По мнению детского омбудсмена, человек развивает свой потенциал не только через изучение точных и гуманитарных наук, но и через культуру, спорт. Когда ребенок увлечен, он творит и достигает успехов. Это влияет на то, каким он будет в будущем, как ценит жизнь, свою и других людей, как уважает свои права и права другого человека. Необходимо приложить все усилия, чтобы дополнительное образование стало таким же важным, как и основное. Если у детей будет возможность самореализации, то результат в виде снижения количества суицидов и преступлений среди несовершеннолетних не заставит себя долго ждать.

- Самый тревожный вопрос, который в последнее время все больше, к сожалению, поднимается, - это насилие над детьми, насилие детей над детьми. Мы просили поднять дела по расследованию подобных преступлений на уровень не ниже областного, чтобы документация, процедуры и закрытие этих дел также происходили только с санкции руководителей прокуратуры и ДВД областей. Потому что мы видим, что именно в районах, селах, где очень близкие родственные связи, чаще всего и происходит противодействие расследованию. Также важно, чтобы не только было ужесточено наказание за любой вид насилия над детьми, но и отменена возможность примирения сторон. Мы сталкиваемся с тем, что семьям угрожают, их пытаются подкупать, в итоге они забирают свои заявления и права ребенка не защищаются, - подчеркнула Аружан Саин.

 

Будущее Казахстана - в школьном классе

Система образования многих стран сегодня стоит перед вызовом цифровой трансформации, в связи с этим появляестя некий цифровой разрыв. Об этом говорил на совещании директор по развитию Национального исследовательского технологического университета «МИСИС» Нурлан Киясов.

- Возможности технологий безграничны. Цифровые решения, на мой взгляд, могут ответить на 3 главных вызова, стоящих перед системой образования. Мы лечим всех одинаковыми «таблетками», несмотря на их уникальные потребности и ограничения. Мы идем строго по расписанию и не даем ученикам возможности идти в своем темпе: если отличники усвоили предмет, им приходится ждать до конца недели, пока подтянется класс. Мы получаем информацию об успеваемости слишком поздно - в конце четверти, когда с цифровым следом, большими данными можно мгновенно менять образовательную траекторию каждого. Это позволит персонализировать обучение и помочь руководителям образовательных организаций, педагогам принимать более эффективные решения. Ваше будущее, будущее Казахстана - в вашем классе, - отметил Нурлан Киясов.

В своем докладе министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов рассказал, что планируется трансформация процедуры проведения ЕНТ - постепенный переход к электронной системе сдачи тестирования, так как оно должно гарантировать прозрачность и справедливость распределения грантов. Также в

планах - дальнейшая модернизация системы оценки знаний детей.

- Несмотря на множество обучающих курсов, формативное оценивание в большинстве школ сводится к тому, что мы ставим только смайлики или пишем «жарайсың». Ребенок получает в течение определенного времени смайлики и вдруг получает совсем не ту оценку, на которую рассчитывает. Идея формативного оценивания была другая. Мы должны были показывать прогресс учащегося, его западающие зоны, где хорошо, а где ему нужно поработать. К сожалению, эта часть остается нереализованной, - подчеркнул министр и добавил: задачи для СОР и СОЧ учителя должны научиться составлять самостоятельно, а не брать готовые в Интернете, ответы на которые также находят и заучивают ученики.

По мнению главы МОН, необходим и анализ статуса организаций образования. При значительных преимуществах в часах и оплате труда качество знаний учащихся гимназий и лицеев не отличается от общеобразовательных школ. Поэтому будут пересмотрены квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности средних, специализированных школ, гимназий, лицеев, колледжей и вузов. Также будет предусмотрена процедура отзыва лицензии или изменения статуса при несоответствии этим требованиям.

Затронул Асхат Аймагамбетов и систему аттестации педагогов: процедуру прохождения национального квалификационного теста сделают полностью автоматизированной, чтобы исключить вмешательство руководства.

- Поэтому мы планируем перейти к другой системе, по примеру тестирования на госслужбу. Учителя будут через электронное правительство заходить, подавать заявки. Сегодня мы педагогов перед тестированием, как на ЕНТ, тщательно досматриваем, и очень много таких негативных моментов. Мы хотим, чтобы была презумпция невиновности, чтобы педагог проходил без всякого досмотра. Если ему будет кто-то помогать или он будет использовать запрещенные средства, система сразу это определит. И такие педагоги будут лишены возможности прохождения тестирования и получения категории на 5 лет, - пояснил он.

В министерство поступает много вопросов по рабочей неделе, так как определенная часть школ уже перешла на пятидневку. Здесь, по мнению министра, также должен быть единый подход. Согласно законодательству никаких преград для того, чтобы педагоги наравне с детьми отдыхали в субботу, нет. Шестой день учителя могут использовать на свое усмотрение, провести его дома, со своими детьми.

Еще одна школьная тема - платные олимпиады и конкурсы. Родители иногда вынуждены в них участвовать. Но эффективности нет, так как задания распечатываются, и решаются дома всей семьей. Отсюда вывод: их не должно быть в таком количестве и формате, как сейчас, заявил министр. Олимпиады и конкурсы нужны, но необходима четкая регламентация со стороны МОН.

Министерством образования и науки будет также продолжена работа по обеспечению равного доступа к качественному дошкольному образованию. И речь идет не только о переходе на новые программы.

- Будут изменения и в возрастной периодизации. На сегодня с 3 до 6 лет принимают, но многие шестилетки уходят в школы. Поэтому нужно поднимать вопрос по приему в сады с 2 лет. Детей, достигших 6 лет, в мае выпускают из садиков. Это нужно остановить. Нужно продлить время их посещения до августа. И последние месяцы посвятить предшкольной подготовке. Поэтому мы подготовим специальную программу, - рассказал Асхат Аймагамбетов.

Общественная оценка дошкольных организаций, считают в МОН, покажет реальную картину и будет способствовать повышению качества дошкольного образования. В текущем году в пилотном режиме планируется внедрение онлайн-рейтинга ДО, который поможет реагировать и принимать меры по улучшению работы.

- В рамках поручений Главы государства однозначно будем принимать меры по улучшению качества предоставления дошкольного обучения, дошкольного образования, будь то в государственных или частных организациях, - заключил министр.

На конференции был поднят и ряд других актуальных и злободневных для Казахстана тем в сфере образования и науки. В целом ключевым направлением развития образования и науки на предстоящие 5 лет можно назвать обеспечение качественного продолжения масштабной работы по обновлению содержания образования, повышению потенциала учителей, привлечению частного сектора, повышению роли бизнеса в науке.

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: