Внедряя новые механизмы модернизации (Линара Сактаганова)
Внедряя новые механизмы модернизации
Линара Сактаганова
Судебной системой Казахстана ведется непростая и системная работа, нацеленная на качественный прорыв правосудия.
Об этом сообщил Председатель Верховного Суда Жакип Асанов в ходе расширенного совещания судей республики по итогам отправления правосудия за первое полугодие текущего года.
В работе заседания приняли участие заместитель руководителя Администрации Президента Алия Ракишева, председатель Высшего Судебного Совета Талгат Донаков, судьи Верховного Суда, руководители и представители отдельных госорганов и организаций, председатели областных и приравненных к ним судов, руководство Департамента Верховного Суда и его структурных подразделений, а также Академии правосудия.
Открывая работу совещания, Жакип Асанов рассказал о результатах реализации десятков пилотных проектов в рамках программы «Семь камней правосудия»: «Ночной суд», «Семейный суд», «Судья-примиритель», «Помощник судьи», центры внесудебного примирения, фронт-офисы и др.
- Мы убедились в их реальной пользе людям, решили внедрить по всей стране и снять «горящие» проблемы. Идет непростая и целенаправленная работа, цель которой - качественный прорыв правосудия, - подчеркнул глава судейского сообщества.
Он также проинформировал об инициированных Верховным Судом законах, которые позволяют решать острые вопросы системы правосудия.
Так, по его словам, на сегодняшний день удалось стабилизировать ситуацию по колоссальной нагрузке судей.
В числе основных достижений Жакип Асанов отметил также введение в обязанность судей готовить решения по новому формату с ясными аргументами на каждый довод.
- Судья также должен разъяснить простым языком суть принятого решения, - считает глава высшего судебного органа.
Кроме того, Ж. Асанов остановился на мерах по обеспечению открытости судов, включая отмену запрета на использование гаджетов в судах, проведение пленарных заседаний и итоговых совещаний в онлайн-режиме, а также отмене рейтингов судов, что, по его словам, позволило исключить давление председателей на судей.
- На итоговых совещаниях мы говорим о задачах и планах, потом детально начинаем хвалиться о том, что сделали. Все это мы выдаем с ракурса судейской точки зрения. Наши разговоры не всегда всем понятны. Они больше понятны тем, кто занимается этим предметно, - профессионалам. Знаете, что говорят в обществе, когда слышат такие разговоры? «Это все слова. И эти слова ничего не меняют и не изменят», - сказал Ж. Асанов.
Председатель Верховного Суда, в частности, подчеркнул, что прозрачность и открытость должны оставаться приоритетами в работе судей, отметив, что налогоплательщики должны быть в курсе всей работы судейского корпуса и давать оценку этой работе.
- Многие председатели ранее ставили эти рейтинги выше правосудия - вот, что самое опасное. Гаджеты в судах на процессах сейчас уже в порядке вещей. Большинство пленарных заседаний мы проводим в онлайн-режиме. Почему мы так открыты? Потому что налогоплательщики должны быть в курсе того, что мы делаем, и они должны иметь возможность дать объективную оценку нашей работе, - подчеркнул он.
Наряду с этим Ж. Асанов отметил справедливость негативного общественного мнения касательно работы судей.
- В обществе преобладают мнения, что судьями становятся по блату или за деньги. Что судьи идут на поводу правоохранительных органов, а суды ставят интересы госорганов выше интересов человека и бизнеса. Эти мнения не надуманны - они долгое время у всех на устах. Многие не верят, что такая ситуация может измениться,- добавил Ж. Асанов.
Между тем он подчеркнул, что кардинальные перемены требуют времени.
- За эти полтора года все силы и ресурсы мы бросили на десятки пилотных проектов и поправки в 17 законов. Сейчас маховик этой работы набрал высокий темп, - отметил Председатель Верховного Суда.
Жакип Асанов при этом напомнил о том, что на встрече с крупными иностранными инвесторами страны он сказал Президенту о начале качественного прорыва правосудия в 2020-м году. Драйверами для этого названы предпосылки, заложенные Елбасы 19 ноября прошлого года, и предвыборная программа Главы государства.
Говоря о системных проблемах судов, Жакип Асанов условно разделил их на три блока: уголовное правосудие, споры людей и бизнеса с госорганами и судейские кадры.
Он выразил обеспокоенность стереотипами о репрессивности и обвинительном уклоне судов, о том, что якобы «судьи сажают всех подряд и мало оправдывают», «суд идет на поводу следователей и прокуроров» и «судьи без разбора штампуют санкции на аресты».
Председатель Верховного Суда рассказал о мерах по искоренению обвинительного тренда и главных принципах правосудия.
Прежде всего был отмечен существенный рост оправдательных приговоров. К примеру, по делам, где человека обвиняло государство, за шесть месяцев оправдано 175 человек. Таким образом за два года число оправдательных приговоров увеличилось в шесть раз, и не только по преступлениям средней тяжести, но и по тяжким и особо тяжким.
- Лучше оправдать 10 виновных, чем осудить одного невиновного. Если не так давно суды лишали свободы каждого второго подсудимого, то сейчас каждого четвертого. Все это позволило Казахстану подняться в мировом индексе тюремного населения на 13 пунктов и занять 95-е место. А ведь 20 лет назад мы занимали худшее - третье после США и России, - подчеркнул глава судейского сообщества.
На его взгляд, резкое сокращение заключенных в республике произошло из-за уменьшения числа тяжких и особо тяжких преступлений, а также приверженности судей назначать наказания, не связанные с лишением свободы.
- Следственные судьи за прошедшее полугодие арестовали на треть человек меньше, чем за первое полугодие 2017 года (восемь тысяч против 12). Судьи чаще отказывают следователям и прокурорам и не только по содержанию под стражей. Два года назад удовлетворяли 97 процентов ходатайств, сейчас - 92 процента, - добавил Ж. Асанов.
Отмечена положительная тенденция и по аресту имущества.
- Раньше арестовывали все подряд, причем у всех. И не выясняли, имело это имущество отношения к делу или нет. С 2018 года сломали такую практику. Поэтому цифры такие: 94 процента против 72. Удовлетворено в 2,1 раза больше жалоб на действия правоохранительных органов, - сказал Ж. Асанов.
Председатель Верховного Суда озвучил ряд предложений о том, как исключить факторы обвинительного уклона в уголовном процессе.
По его мнению, для этого нужно, прежде всего, обеспечить равенство обвинения и защиты в судебном процессе. Спикер напомнил о соответствующем поручении Президента.
Самой действенной мерой для этого глава судейского сообщества назвал модель судопроизводства, когда обвинение и защита передают судье только свои итоговые документы одномоментно. Прокурор - обвинительный акт, адвокат - акт защиты. Без материалов уголовного дела.
- Вот тогда будет настоящий состязательный процесс с равными правами обвинения и защиты, - считает Ж. Асанов.
По его мнению, только так удастся избежать воздействия на судью и уберечь его эмоции, чтобы судья был беспристрастен.
Председатель Верховного Суда считает, что судье нельзя не только читать дело, но даже прессу и комментарии о нем.
- Свои доводы прокурор и адвокат должны давать судье на самом процессе, когда на столе судьи и должно собираться само дело. Не секрет, что на процесс прокуроры и адвокаты приходят неподготовленными. Причем последние прикрывают перед клиентом свою лень и некомпетентность, ссылаясь на предрешенность дела, - подчеркнул Ж. Асанов.
По мнению Председателя Верховного Суда, внедрение такой модели правосудия обеспечит более тщательный надзор со стороны процессуального прокурора за ходом следствия, повысит его ответственность за каждый довод, улику и свидетеля. Кроме того, данные меры сыграют определенную роль и в предоставлении адвокатам полномочий по представлению улик и доводов в пользу подзащитного.
Ж. Асанов убежден, что предлагаемая модель поднимет профессионализм судей, создаст конкурентную среду между обвинением и защитой, которые будут бороться за каждый довод, чистоту и законность добытых улик. Ожидается, что вердикт судьи будет зависеть от того, какие веские улики будут представлены сторонами, насколько убедительна и аргументирована была их речь в суде.
Председатель Верховного Суда считает, что к апробации этой модели нужно переходить поэтапно, начиная с мелких дел.
Жакип Асанов не обошел вниманием и критику судов при рассмотрении споров между госорганами, гражданами и бизнесом.
По данным Верховного Суда, за последние три года из трех судебных решений два были вынесены в пользу госорганов.
В данном случае глава Верховного Суда видит проблему в самих кодексах.
- Человеку трудно в суде противостоять госоргану с целым штатом юристов и мощным адмресурсом. А судья дает оценку лишь тому, что представили стороны во время процесса. Судья зажат нормами ГПК, он не вправе выяснять детали, о которых умалчивают стороны, даже если это нужно для защиты одной стороны. Суд таким образом выносит решение только на доводах и материалах сторон. А если судья проявит активность и начнет добывать доказательства в пользу одной из сторон, его сразу обвинят в заинтересованности, а принятое им решение по процессуальным основаниям отменят, - сказал Ж. Асанов.
По его словам, ситуацию позволит изменить новый кодекс, разработанный Верховным Судом и Министерством юстиции, проект которого внесен в Парламент на рассмотрение.
- Если кодекс будет принят, то он создаст новый вид судопроизводства - административную юстицию. Этот институт уже 200 лет используют страны Европы. В странах, где действует административная юстиция, изменилось поведение чиновников, они меньше нарушают права людей и интересы бизнеса. Оздоровился экономический климат, а инвестиции пошли в рост. Ее суть - обеспечить равноправие в споре между человеком и госорганом. Вводится принцип «презумпции виновности» госоргана, когда сам госорган доказывает свою правоту, а не человек или компания, подавшие на него иск. Судья сам активно «докапывается» до истины. Если госорган не исполняет его решение, то штрафует чиновника или госорган, - отметил председатель Верховного Суда РК.
Что касается третьей проблемы судебной системы - слабых судейских кадров, Ж. Асанов напомнил о жесткой критике Елбасы о попавших в суды «случайных» юристах.
- Самая главная проблема судейской системы - это кадры. До этого года очень мало было претендентов на должность судьи, потому что люди знали: при маленькой зарплате на судей ложится очень большая нагрузка и ответственность. В итоге грамотные адвокаты и прокуроры не хотели занимать должность судей. Кто же участвовал в конкурсах на судейские должности? В подавляющем большинстве это были технические судейские работники, - сказал Ж. Асанов.
По его словам, Верховный Суд был вынужден выбирать людей из такого кадрового состава.
- Многие не выдерживали огромную нагрузку и уходили с работы по собственному желанию. Когда мы рассматривали вопросы освобождения судей от должности, мы спрашивали их о причине. Люди говорили о низкой зарплате и большой нагрузке, у них не было возможности вести личную жизнь. В день они должны были принимать более 10 судебных решений. Еще одна составляющая этой проблемы заключалась в том, что система карьерного роста, назначение на должность, переезд в большие города - все это носило закрытый характер, и в этом не было справедливости и открытости, - отметил главный судья страны.
Он напомнил, что с прошлого года была внедрена новая система отбора кадров.
- 19 ноября прошлого года Глава государства указал на эти ошибки, и ответственность за изменение ситуации он возложил на меня, а также на руководство МВД. С учетом всего этого мы создали новую систему отбора кадров, которая вступила в силу с прошлого года. Например, сейчас судья должен выполнить кейсовую программу, пройти интервью у шести-семи судей Верховного Суда, написать эссе. Такая система способствовала тому, что конкурс на должность судьи стал справедливым и транспарентным. И даже я не имею права вмешиваться в этот процесс отбора, потому что созданная нами система не допускает человеческого фактора. Чтобы кого-то назначить на должность судьи, я должен обратиться к 15 членам судейской комиссии, - заключил Ж. Асанов.
Говоря о мерах по созданию новой системы отбора судейских кадров, а также внедрении новой методики очистки судейского корпуса от непрофессиональных, подверженных коррупции судей, Председатель Верховного Суда считает необходимым усилить деятельность по линии внутренней безопасности и системной работе. Это, по его словам, позволит поднять качество судейских кадров. И, как было отмечено, такая работа уже начата. Так, если каждый год по негативным основаниям увольняли шесть-семь судей, то за прошедшее полугодие уже 20 человек. К тому же если каждый год против судей возбуждали одно-два дела, то за истекшие шесть месяцев уже восемь дел.
Системными мерами Ж. Асанов также назвал существенное повышение с начала года зарплаты судьям, освобождение их от бесспорных дел и сокращение судебной нагрузки.
Отмечено о создании новой системы отбора и расстановки судейских кадров, которая закрыла дорогу в суд слабым юристам, в том числе по кадровым просьбам и важной роли Высшего Судебного Совета в данном вопросе.
Система состоит из трех модулей: периодическая оценка судей по европейскому методу индивидуальной оценки, постоянный мониторинг судебных актов для выявления системных ошибок судов и качественное обновление судебного образования.
Председатель Верховного Суда убежден, что если судья слабый, если у него проблемы с этикой или он склонен к коррупции, то методика не позволит ему удержаться на своем месте.
В этом году через новую систему оценки профессиональных и личных качеств судьи пройдут 434 судьи. Ж. Асанов подчеркнул, что теперь в судебных постановлениях виновные будут указываться принципиально, даже судьи Верховного Суда. Спикер предупредил и о жесткой постановке вопроса вплоть до освобождения от должности тех руководителей облсудов, которые, считая себя «начальниками», не рассматривают дела и не председательствуют на процессах.
В то же время он предупредил, что никто не собирается устраивать гонения за малейшие ошибки и показатели, если судья безупречно выполняет свою работу, не допускает грубых нарушений, соблюдает этику и не запятнан в коррупции.
Наряду с этим, как подчеркнул Ж. Асанов, все кандидаты должны пройти обучение в Академии правосудия, а не сдавшие экзамены кандидаты должны отработать в судебной системе затраченные бюджетные деньги также, как и тот, кто по разным причинам не стал судьей.
Между тем глава высшего судебного органа подверг критике деятельность Академии правосудия и поручил переформатировать работу Академии правосудия как в системе управления, так и в программах обучения.
По его мнению, вуз не выполняет свою основную миссию - готовить сильных кандидатов в судьи. Лишь каждый четвертый из 60 магистрантов в год становится судьей.
- Бюджет ежегодно тратит на это полмиллиарда. Плюс каждый получает зарплату с прежней работы. Еще 230 млн тратим на тех, кто проходит стажировку. 700 млн денег налогоплательщиков - без существенного результата, - сказал Ж. Асанов.
В завершение Председатель Верховного Суда призвал коллег к достижению справедливого правосудия, верховенства права и стабильности в обществе.
Он сообщил о том, что ежедневно получает от людей по 10-15 благодарностей.
- Пишут: этот судья справедливо оправдал, другой - грамотно поставил точку в деле, третий - понятно разъяснил решение. Благодарят за справедливость даже и те, кто проиграл процесс. Очень надеюсь, что в ближайшее время такое отношение будет ко всем нашим судьям без исключения, - сказал он.
Спикер подчеркнул важность этого для всего нашего общества.
- Судебная система не может существовать вне государственной политики. И мы, судьи, тоже несем ответственность за благосостояние наших граждан, бизнеса и развитие экономики. Наша цель состоит в том, чтобы общество, конкретные люди, бизнес, инвесторы были твердо уверены в наших судах, - подчеркнул Ж. Асанов.
В ходе совещания с информацией о проделанной работе выступили председатель коллегии по гражданским делам Верховного Суда Мейрамбек Таймерденов и председатель специализированной коллегии Верховного Суда Айгуль Кыдырбаева, а также ряд председателей областных и приравненных к ним судов.