Лента новостей
0

Адаптировать к новым реалиям (Линара Сактаганова)

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 02.10.2019 17:07 Фото: zakon.kz

Адаптировать к новым реалиям

 

Линара Сактаганова

 

Главное событие в новом учебном году - это принятие Закона «О статусе педагога» и утверждение новой государственной программы развития образования и науки до 2025 года.

Вопросы модернизации системы образования, повышения потенциала учителей, цифровизации и другие актуальные вопросы были обсуждены в ходе августовской конференции «Білім және ғылым» с участием Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева.

В преддверии нового 2019-2020 учебного года на площадке традиционной августовской конференции собрались Вице-Премьер Гульшара Абыкаликова, Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, руководитель Администрации Президента Крымбек Кушербаев, уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин, а также учителя со всех регионов страны, преподаватели колледжей и вузов, родители, ученые и общественные деятели.

Реальные задачи и четкие индикаторы дальнейшего развития образовательного сектора определены в выступлении Главы государства, где основной акцент сделан на качественное, доступное и современное образование.

Отмечая важную роль учителей в воспитании достойных граждан, Касым-Жомарт Токаев поставил перед Правительством и педагогическим сообществом восемь конкретных задач, призванных придать мощный импульс развитию сферы образования и науки.

Прежде всего, речь идет о мерах по улучшению качества образования, включая квалификацию учителей, качество учебников, инфраструктуру и материальные ресурсы.

Одним из препятствий для качества образования, на его взгляд, является тот факт, что реформы не учитывают фактических потребностей учителей.

- Такого рода квазиреформы приводят к снижению престижа профессии учителя. Надо иметь в виду, что условия труда педагогов серьезно ухудшаются из-за постоянного увеличения отчетности для контролирующих структур. Психологическую нагрузку на педагогов и учащихся накладывает оценочная система знаний в рамках обновленного содержания образования. При негативных результатах педагоги подвергаются давлению со стороны руководства учебного заведения, поскольку оценки влияют на рейтинг школы. Система оценки, безусловно, нужна. Но подходить здесь нужно взвешенно и объективно, тем более следует исключить давление на педагогов, - подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

Глава государства также запретил задействовать преподавателей в административных целях, разного рода мероприятиях, не имеющих отношения к системе образования.

Отдельное внимание Президент обратил на качество образования в вузах.

- Правительству следует детально изучить вопрос стоимости государственных грантов, их адекватности современным реалиям. Министерству образования и науки необходимо пересмотреть свои требования и нормативы, предъявляемые к вузам, - поручил Глава государства.

Вторым направлением Президент обозначил воспитание детей, поручив Правительству принять необходимые меры для обеспечения высокого качества дошкольного обучения и воспитания.

- Нашим детям необходимо прививать экологичное сознание, всячески культивировать культуру бытовой чистоты, гигиены, учить пониманию исключительной важности защиты природы. Педагогам предстоит продвигать эти ценности на всех ступенях образования, во всех образовательных учреждениях, в том числе частных, - подчеркнул Глава государства.

При этом он выразил обеспокоенность случаями избиения детей, их содержания в ненадлежащих условиях в негосударственных дошкольных мини-организациях.

Президент также высказался о проблеме суицидов в детской и подростковой среде.

- Это трагедия для всех нас. Всем нам надо серьезно задуматься, почему дети идут на такой шаг. Наша общая задача - это воспитание нового поколения оптимистов, обладающих твердой волей к преодолению жизненных неурядиц, - добавил Касым-Жомарт Токаев.

Третьим приоритетным направлением стало дальнейшее определение стратегии развития среднего образования.

По данному вопросу Правительству страны дана установка обеспечить продуманный, плавный переход к новой 12-летней модели в рамках реализации новой Госпрограммы развития образования и науки до 2025 года.

В соответствии с требованиями рынка

Еще один актуальный вопрос - модернизация средне-специальных учебных заведений в соответствии с требованиями времени и потребностями рынка труда.

- Практика показывает, что акцент только на материально-техническом переоснащении действующих колледжей является ресурсозатратным подходом. Поручаю Правительству комплексно подойти к развитию организаций ТиПО, определив стратегические ориентиры в вопросах перехода колледжей в доверительное управление крупных предприятий, развития дуального обучения, трудоустройства выпускников, - сказал Президент РК.

В качестве четвертого направления обозначена проблема трехсменных и малокомплектных школ. Как подчеркнул Касым-Жомарт Токаев, из 7014 действующих общеобразовательных школ 128 являются трехсменными и 31 - аварийными.

В 2019-2020 годах за счет республиканского бюджета предусмотрено строительство 35 школ для ликвидации трехсменного обучения и семи школ взамен аварийных. Всего же за годы независимости построено 1198 школ.

В связи с этим, Министерству образования и науки поручено пересмотреть подходы при планировании расходов на строительство школ, в частности, перейти от пообъектного планирования к нормативному.

Акимам, в свою очередь, предстоит четко отслеживать демографические и миграционные показатели на местах с целью оценки потребностей в ремонте или строительстве новых школ.

Кроме того, Глава государства отметил необходимость строительства частных школ через механизмы государственно-частного партнерства.

Президент также призвал проявить взвешенный подход к закрытию школ в отдаленных поселках с акцентом на развитии перспективных населенных пунктов.

Переход на трехъязычие

В рамках пятого направления предусмотрено внедрение системы трехъязычного образования. Касым-Жомарт Токаев считает, что эффективно начинать изучение английского языка со 2-3-го класса или по желанию родителей с 5-го класса.

- Переход на трехъязычие будет происходить по мере готовности преподавателей и образовательных программ. Обучение на английском языке естественно-научным дисциплинам должно осуществляться с учетом кадровых возможностей образовательных центров и с учетом желания родителей, - сказал Глава государства.

Отдельная задача поставлена перед Правительством в области повышения статуса педагога. Принятие Закона «О статусе педагога», по его словам, приведет к существенным изменениям в жизни учителей.

В числе конкретных мер Президент озвучил необходимость увеличения заработной платы учителей в два раза в течение четырех лет.

- В проекте Закона «О статусе педагога» предусмотрены комплексные меры поддержки. Это и сокращение нагрузки учителей, и гарантия защиты чести и достоинства, и материальные стимулы, - отметил Касым-Жомарт Токаев.

Однако, как подчеркнул Глава государства, несмотря на декларируемое сегодня повышение зарплат учителей, многие доплаты исчисляются от базового должностного оклада.

- Пятьсот тысяч педагогов страны не чувствуют существенного повышения. Надо прямо об этом сказать. При этом заработная плата остается одной из низких и составляет 65 процентов от средней заработной платы по экономике. С этим мы, конечно, мириться не будем, - заверил Глава государства.

Важным фактором повышения качества образования является преодоление образовательного неравенства.

Для решения этой проблемы Министерству образования и науки поручено разработать и запустить специальные программы по преодолению академического отставания детей из семей с низким уровнем дохода или из школ, работающих в сложных социальных условиях и демонстрирующих низкие результаты. Перед акимами регионов поставлена задача обеспечить выделение грантов на привлечение лучших менеджеров и педагогов в школы областей.

- У нас не должно быть различий в уровне образования между детьми в городе и на селе. Стандарты образования должны быть едиными. То же самое касается и программ образования. Все дети независимо от места проживания или социального статуса их родителей должны иметь доступ к качественному образованию, - сказал Президент страны.

В связи с этим, акимам поручено выделять собственные гранты на обучение в вузах, продумав систему закрепления выпускников на местах.

- Родители, напрягая все семейные ресурсы, стараются дать своим детям качественное образование. Государство должно им помочь. Правительство обязано думать об образовании как о приоритетной сфере своей деятельности, - напомнил Касым-Жомарт Токаев.

Среди озвученных приоритетов - обеспечение прозрачности финансирования науки.

Обеспечить прозрачность

Глава государства подчеркнул необходимость совершенствования работы национальных научных советов и обеспечения прозрачности финансирования науки в целом.

- В научной среде отмечается недоверие к системе финансирования, а также определенный раскол между возрастными и молодыми учеными. Поэтому поручаю Правительству разработать концепцию дальнейшего институционального развития науки с выходом на конкретные практические предложения, - отметил Касым-Жомарт Токаев.

Отдельно Глава государства обратился к родительской общественности с призывом воспитывать своих детей в атмосфере уважения к труду учителей.

- Нельзя перекладывать всю ответственность за обучение и воспитание наших детей на детские сады и школу. Именно в семье формируется личность. Все родители должны об этом помнить, - добавил Президент Республики Казахстан.

За заслуги в развитии отечественного образования и активную общественную деятельность Касым-Жомарт Токаев вручил ряду педагогов государственные награды.

О том, какие еще изменения ожидают учителей, школьников, родителей, ученых рассказал коллегам и общественности Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.

Нововведения в образовании

В частности, глава ведомства сообщил о таких мерах, как переход на электронное ЕНТ, повышение доступности дошкольного образования детей с особенными потребностями, возвращение в школы букваря Байтурсынова, внедрение проекта «Легкий портфель» и других нововведениях системы образования.

Идея перехода Единого национального тестирования в будущем в электронный формат, по его словам, связана с обеспечением прозрачности и справедливости распределения грантов.

- Ученики ищут способы обмануть систему - проносят телефоны, больше думают о том, как получить баллы не на основе своих знаний, навыков, а на основе других вспомогательных средств. Здесь мы планируем переходить к электронной системе сдачи ЕНТ, - подчеркнул глава МОН.

Кроме того, Единое национальное тестирование трансформируют в стандартизированный тест, нацеленный на выявление готовности молодежи к обучению.

Со следующего года МОН планирует также не привязывать гранты к языку обучения, а исходить из количества набранных баллов. При этом разрабатывается система, когда гранты будут идти за студентом на основании ваучера, которым он сможет оплатить исключительно свою учебу в вузе. Помимо этого, студенту будет дано право со своим грантом переходить в другой вуз на условиях сооплаты. Вузам также будет предоставлено право выбирать студентов.

Глава ведомства также заявил о необходимости поэтапного повышения размера госгранта, размер которого, по его словам, не повышался с 2012 года.

Важным новшеством станет цифровизация процедуры приема документов в вуз - Online admission.

Как подчеркнул А. Аймагамбетов, будет сформирован электронный архив выданных документов об образовании.

Букварь Байтурсынова

Говоря о букваре Байтурсынова, Министр напомнил, что данный вопрос поднимается педагогами уже давно.

- Мы считаем, что нужно вернуть в школы Әліппе до 2021 года. Я видел несколько видов букваря, и многие из них нелогичны. Одно издательство приносит букварь, где 11 согласных и 11 гласных. Другое издательство приносит букварь, где четыре гласные и четыре согласные. Мы спрашиваем: «Почему? Может быть, есть новая методика?» Никто не может дать внятного ответа. Мы не будем изобретать ничего нового и вернем букварь, написанный Ахметом Байтурсыновым, - подчеркнул Асхат Аймагамбетов.

Что касается проекта «Легкий портфель», это нововведение позволит оставлять бумажные учебники в школе, а дома использовать электронные учебники, размещенные на сайте МОН.

Наряду с этим Министр отметил, что рабочие тетради для всех классов необязательны, и педагоги не должны заставлять родителей их приобретать.

В планах ведомства также - внедрение пятидневной рабочей недели для школьных учителей.

- Если школа перешла на пятидневку, то учитель вправе использовать субботний день на свое усмотрение. Учителя смогут провести его дома, со своими детьми. При этом администрация школы один раз в месяц может ставить заседания педсоветов, методсоветов и другие организационные мероприятия, - сказал Асхат Аймагамбетов.

Для дальнейшего повышения престижа профессии педагога будет реализован комплекс мер через стимулирование в виде материального и нематериального поощрения, а также организован цикл телерадиопередач о лучших педагогах организаций образования.

Немаловажным шагом станет повышение статуса педагогов колледжей. По словам Министра, МОН внедрит новую систему аттестации педагогов колледжей с доплатой за квалификационную категорию через систему тестирования. Также ведомство планирует привлекать специалистов с производства. Для этого будут приняты стимулирующие меры, в частности, обучение навыкам педагогического мастерства, доплата за квалификационный разряд, учет их стажа на производстве.

Как сообщалось, в этом учебном году ряды учителей пополнят более 10 тыс. молодых специалистов из числа выпускников колледжей и вузов. Для них с 2020 года планируется внедрение системы наставничества.

Особый акцент Министр сделал на необходимости анализа статуса гимназий и лицеев страны, в свете которого будут пересмотрены квалифицированные требования, предъявляемые к образовательной деятельности школ, гимназий, лицеев, специализированных школ, колледжей и высших колледжей. При несоответствии требованиям будет предусмотрена процедура отзыва лицензии либо изменения статуса.

Между тем изменения ожидаются и в сфере дошкольного образования. Министерством будет продолжена работа по обеспечению равного доступа к качественному дошкольному образованию. Здесь ожидаются изменения в возрастной периодизации, планируется пересмотреть график приема детей в сады, а возраст приема определить с двух лет.

- Детей, достигших шести лет в мае, выпускают из детсадов. Это нужно остановить. Нужно продлить время их посещения до августа. И последние месяцы нужно посвятить предшкольной подготовке, - добавил А. Аймагамбетов.

Зарплаты вызывают лишь сочувствие

В рамках конференции своей точкой зрения на дальнейшее развитие отечественного образования поделились педагоги и родители учащихся.

Учитель начальных классов первой гимназии г. Петропавловска Анжелика Качкина подняла проблемы казахстанских учителей, в том числе низкой заработной платы.

- Не секрет, что зарплата учителя одна из самых низких в стране. Ребенок начинает свой путь в большой мир знаний в детском саду. И очень важно, какие люди при этом будут рядом с ним. Огромная ответственность ложится на плечи наших дошкольных работников. А зарплаты, к сожалению, вызывают лишь сочувствие. Сегодня в среднем воспитатель детского сада получает 76 тыс. тенге, нянечки - 67 тыс. тенге, - сказала Анжелика Качкина.

По ее словам, ежегодно тысяча выпускников школ выбирают педагогическую профессию, но в школы приходят лишь единицы.

Она также отметила, что в проекте закона есть статья об уважении чести и достоинства учителя, где предусмотрена административная ответственность за привлечение педагога к непрофильной деятельности.

Мама ученика школы-гимназии из Уральска Клара Ризуанова выразила обеспокоенность по вопросу насилия над детьми. Мать призвала родителей и школы не искать виновных, а объединяться во благо детей.

- Во всех регионах есть ресурсные центры поддержки родителей. Но мы боремся только с последствиями проблем. Я предлагаю открыть школу молодой семьи, - предложила родительница.

Защитить от насилия

О теме насилия над детьми высказалась также уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Аружан Саин. Она внесла ряд предложений по защите прав детей и выразила надежду, что они найдут отражение в первом Послании Президента К.-Ж. Токаева народу Казахстана, запланированном на 2 сентября текущего года.

Прежде всего, Аружан Саин предложила рассматривать дела по насилию над детьми на городском или областном уровне.

- Мы видим, что в районах, селах, где между людьми очень близкие, родственные связи, есть сокрытие дел. Чаще всего происходит рассмотрение на местном уровне. Мы просили поднять дела по расследованию преступлений, связанных с насилием над детьми, на уровень не ниже областного. Чтобы документация, процедуры или закрытие этих дел происходили только с санкции прокуратуры и руководителей ДВД областей, - подчеркнула детский омбудсмен.

По ее словам, необходимо предусмотреть неотвратимость ответственности за любое сопротивление расследованию и сокрытию фактов насилия над детьми, ужесточить ответственность за насилие, а также отменить возможность примирения сторон по данной категории дел.

- Мы сталкиваемся с тем, что семьям угрожают, их пытаются подкупать, и они забирают свои заявления. И права ребенка в итоге не защищаются, - пояснила спикер.

Кроме того, она акцентировала внимание на том, что в стране необходимо создать условия для развития дополнительного образования и дать возможность каждому ребенку посещать кружки и секции.

На панельных площадках августовской конференции педагоги поделились идеями и обсудили еще ряд важнейших вопросов, касающихся организации учебного процесса в общеобразовательных школах, дополнительного образования детей, формирования культуры здоровья обучающихся, а также интеграции высшего образования и науки.

 

 

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: