Сохранить баланс трудовых интересов (Линара Сактаганова)
Сохранить баланс трудовых интересов
Линара Сактаганова
На расширенном заседании Правительства Президент РК Касым-Жомарт Токаев озвучил задачи по защите трудовых прав граждан и проведению справедливой социальной политики, направленной на развитие человеческого капитала.
Кроме того, на недавней пресс-конференции в Правительстве РК зам. Премьер-Министра РК Бердибек Сапарбаев рассказал о мерах по реализации задач, поставленных Первым Президентом РК - Елбасы Н. Назарбаевым на расширенном заседании Политического совета партии «Nur Otan». Одной из главных задач, поставленных Елбасы перед Правительством, является обеспечение роста благосостояния граждан РК и защита их трудовых прав. Еще одним важным поручением стало обеспечение казахстанцев работой и открытие новых рабочих мест. По словам Б. Сапарбаева, данное поручение исполняется в рамках 14 государственных и отраслевых программ, реализуемых в Казахстане. В этом году будет создано 373 тыс. новых рабочих мест.
В рамках программы «Еңбек» реализуются проекты «Бизнес Бастау», «Жас маман», «Жас кәсіпкер». Кроме того, имеются микрокредитные гранты. В соответствии с новыми социальными мерами Елбасы «Әлеуметтік қамқорлық» дополнительно выделены 15 тыс. грантов. Также зам. Премьер-Министра проинформировал о реализации нового формата адресной социальной помощи: на сегодняшний день свыше 340 тыс. семей, или 1,8 млн казахстанцев, обеспечены этим видом помощи, при этом 58 процентов получателей АСП являются сельскими жителями.
Помимо вышесказанного, следует помнить, что одним из основных партнеров государства в вопросах защиты прав трудящихся выступает Федерация профсоюзов, объединяющая в своих рядах порядка двух миллионов своих членов. Деятельность профсоюзов сегодня ориентирована на продвижение социальной справедливости, защиту прав работников и развитие социального партнерства, поскольку главным условием для любого работающего человека является достойная оплата труда.
Сегодня профсоюзы на разных площадках заявляют о необходимости принятия мер по повышению уровня зарплат низкооплачиваемым категориям работников и созданию достойных условий труда в целом. Эксперты заявляют о том, что реальная ситуация с доходами работающих казахстанцев далека от пресловутого республиканского показателя средней заработной платы - 186 537 тенге. По официальной статистике, самые большие заработные платы имеют горнодобывающая отрасль и финансовый сектор, но эти две сферы составляют лишь восемь процентов трудящихся.
С 2019 года размер минимальной зарплаты увеличился в 1,5 раза - с 28 тыс. до 42 500 тенге. Эта мера напрямую коснулась одного миллиона трехсот тысяч человек, которые работают на предприятиях различных форм собственности.
Тем не менее, в стране все же остаются низкооплачиваемыми работники сельского, лесного хозяйства, дошкольного образования, культуры и других отраслей. Особо уязвимыми по-прежнему являются молодые специалисты, не имеющие трудового стажа.
Для решения вопроса профсоюзы активно включились в работу республиканского и региональных штабов по мониторингу повышения заработной платы низкооплачиваемым категориям работников, по итогам которого с 1 января 2018 года изменена структура прожиточного минимума, состоящая из продовольственной и непродовольственной части. Соотношение составляло 60 на 40 процентов, а сейчас - 55 на 45 процентов. В денежном выражении размер прожиточного минимума увеличился на 15 процентов - с 24 459 до 28 284 тенге, а с 1 января 2019 года - еще на 17,7 процента, что составило 29 698 тенге.
Тем не менее, как подчеркнули в ФПРК, величина прожиточного минимума не соответствует затратам казахстанцев. В связи с этим по инициативе ФПРК поднят вопрос о пересмотре методики определения базового должностного оклада, о влиянии минимальной заработной платы на оплату труда и пересмотре размеров тарифных ставок для всех категорий работников.
Министерству труда и социальной защиты населения предложено также определить критерии для установления минимальной заработной платы, а также разработать единую систему оплаты труда для работников, занятых на тяжелых работах с вредными и опасными условиями труда.
Безопасность на рабочем месте и охрана труда являются, наряду с достойной оплатой труда, важнейшим условием для работающих граждан.
Сегодня в Казахстане каждый седьмой гражданин работает во вредных и опасных условиях труда, с повышенным риском пострадать на производстве. По официальным данным, каждый год на производстве погибает около 200 человек, полторы тысячи получают увечья и инвалидность. Четверть работающих в этих условиях - женщины.
Порядка 70 процентов смертельных случаев на производстве имеют место по исключительной вине работодателя. Причинами производственного травматизма ФПРК называет неудовлетворительную организацию производства работ, нарушение правил безопасности и охраны труда; неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, содержание территорий и недостатки в организации рабочих мест, отсутствие обучения работников безопасности труда, отсутствие службы или ответственного лица по охране труда и т.д.
В разрезе отраслей производства большинство пострадавших со смертельным исходом отмечается в строительстве, финансовых организациях, горно-металлургической промышленности, бюджетных организациях, в сфере железнодорожного и автомобильного транспорта, организациях малого и среднего бизнеса, в сельском хозяйстве, энергетической промышленности.
Наибольшее количество несчастных случаев со смертельным исходом зарегистрировано в Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Акмолинской, Туркестанской областях и в г. Шымкенте.
По результатам анализа и оценки ситуации Федерацией профсоюзов отмечается, что из 191 предприятий, в которых произошли несчастные случаи, на 138 предприятиях отсутствуют профсоюзные организации.
В связи со сложившейся ситуацией ФПРК обратилась в Министерство труда и социальной защиты населения с предложением о внесении изменений в трудовое законодательство, где предлагается исключить из Предпринимательского кодекса РК нормы по отнесению к коммерческой тайне случаев, связанных с производственным травматизмом, несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом. Предложено предоставить налоговые преференции социально ориентированным работодателям на расходы, связанные с модернизацией технического состояния зданий, сооружений, устранением недостатков в организации рабочих мест, а также усилить меры административной и уголовной ответственности работодателей по вопросам безопасности и охраны труда.
В рекомендациях особый акцент сделан на необходимость усиления общественного контроля и профилактики производственного травматизма путем активизации работы по созданию производственных советов в организациях, налаживания контакта по безопасности и охране труда с работниками.
Эксперты также считают, что необходимо предоставить проверяющим органам возможность посещения объекта без предварительного уведомления.
Профилактика и разрешение трудовых споров - еще одна из ключевых задач социально-трудовой сферы. Для разрешения индивидуальных трудовых споров в прошлом году Федерацией совместно с Верховным Судом на базе всех территориальных объединений профсоюзов созданы Центры примирения - «Татуласу орталығы».
В данных центрах с привлечением профессиональных медиаторов, адвокатов, профсоюзных специалистов было проведено более четырех тысяч медиативных процедур, в том числе положительно разрешены порядка двух тысяч трудовых споров.
Сегодня в центрах сформирован пул профессиональных медиаторов от профсоюзов, организуется системное обучение действующих медиаторов в профсоюзных организациях.
Наряду с этим для предупреждения трудовых конфликтов в прошлом году Министерством труда и социальной защиты населения и социальными партнерами был подписан План совместных действий, предусматривающий мониторинг социальной напряженности в регионах, оперативный обмен информацией и комплекс профилактических мероприятий.
Для более эффективного предупреждения и разрешения трудовых конфликтов отмечена необходимость внесения поправок в Трудовой кодекс в части существенного упрощения процедуры выдвижения работниками своих требований. Профсоюзы, в частности, предлагают ввести норму о выдвижении требований по решению профсоюзного органа, с уведомлением работодателя. Как оказалось, нормы действующего Трудового кодекса РК в части выдвижения требований настолько сложны, что работники не могут перейти к предусмотренным тем же Трудовым кодексом переговорным процессам, что вынуждает их идти на стихийные забастовки.
Добиться решения этих вопросов на уровне лишь одного или нескольких заинтересованных ведомств невозможно. Таким образом, только тесное взаимодействие на всех уровнях представителей партии «Nur Otan», Правительства, других государственных органов, а также гражданского сектора будет способствовать реализации поставленных задач.