Укрепляя правовую культуру общества (Бахтияр Тохтахунов)
Укрепляя правовую культуру общества
Бахтияр Тохтахунов
Проблемы правового нигилизма всегда волновали научную общественность Казахстана, поскольку незнание элементарных норм действующего законодательства не раз ложилось тяжким бременем на плечи гражданского населения. Несмотря на это, практика показала, что наша республика преуспела в деле конституционного строительства, хотя бы потому, что главной целью отечественной правовой политики является гарантированная защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
О повышении конституционной культуры в гражданском обществе, а также взращивании молодого поколения в духе почитания законов ученые юристы говорят уже два десятка лет, однако впечатляющих результатов, как показывает практика, на этом поприще пока не достигнуто. И тем не менее, государство уделяет большое внимание аспектам правового просвещения населения, поскольку данный вопрос остается актуальным не только в нашей стране, но и в других развитых государствах мира. В продолжение данной тематики в стенах Евразийской юридической академии имени Д. Кунаева состоялся «круглый стол» на тему: «Конституция: обучение, воспитание, культура, патриотизм», в котором приняли участие видные казахстанские ученые, работники государственных органов, общественных объединений, СМИ и НПО.
Открывая мероприятие, ректор Евразийской юридической академии им. Д. Кунаева Омрали Жалаири выступил с приветственным словом и поблагодарил собравшихся за активное участие в обсуждении вопросов, касающихся конституционной культуры населения Республики Казахстан.
- Конституция - это Основной Закон нашей республики, и с ней связаны все достижения нашей страны. Тема сегодняшнего мероприятия посвящена правовому воспитанию граждан Казахстана. Важно понимать, что мы должны воспитывать наших граждан в духе почитания Основного Закона республики, чтобы все как один уважали и знали главный правовой документ своей страны. К сожалению, сегодня мы можем открыто сказать о том, что у нас есть даже такие граждане, которые не имеют и малейшего представления о Конституции. Это печально, но это факт. В свое время я говорил, что знанию Конституции нужно обучать с детского сада, если мы будем внедрять такую практику, это даст положительные результаты для всего гражданского населения. В Конституции РК заложены все основные права, свободы и обязанности наших граждан. На этой основе мы будем воспитывать молодежь, поскольку
Конституция затрагивает многие вопросы в политической, экономической и социальной сфере нашей жизни. Сегодня большой акцент государством ставится на социальные аспекты - помощь социально уязвимым слоям населения, многодетным матерям, инвалидам и т.д. Вместе с тем большое внимание стало уделяться и патриотизму, - отметил О. Жалаири.
Член Конституционного Совета Республики Казахстан, д.ю.н. Виктор Малиновский рассказал о важнейших приоритетах государственной правовой политики страны в деле конституционного строительства.
- Мы уже вступили в год 25-летия Конституции РК и, конечно, это накладывает на нас особую ответственность с точки зрения обучения Конституции, проработки научных вопросов конституционного строительства, оценки тех или иных явлений с позиции конституционного права, которые заложены в п. 2 ст. 1 Конституции РК. Хотелось бы отдельно сказать о конституционно-правовой пропаганде. Конечно, радует, когда у нас повышается уровень правовой грамотности населения, когда общественные объединения или специалисты из юридических организаций выезжают в места массового скопления людей (вокзалы, торгово-развлекательные центры) и проводят консультации по юридическим вопросам.
Мы знаем, что это за тематика, как я это называю - бытовая юридическая пропаганда, или же бытовая юридическая грамотность. Но наша сфера - конституционное право, поскольку она регулирует важные для общества отношения, она была и остается приоритетом государственной политики. И в этом отношении некоторые специалисты, безусловно, правы, что предъявляют претензии к Министерству юстиции, которые могут быть связаны и с изданием юридической литературы.
Например, буквально недавно я заглянул в местный книжный магазин и что же я там увидел? Один сборник НПА для предпринимателей, воинские уставы и еще несколько брошюрок. В прошлом году мы с коллегой были в Санкт-Петербурге. Он поехал по культурной программе на одно мероприятие, а я остался. Наутро мы с ним встретились, и он сообщил мне о том, что целую ночь провел в двухэтажном магазине литературы, в котором имелось кафе и мягкие кресла, где можно было просидеть всю ночь, читая интересную и необходимую литературу. В связи с этим возникает резонный вопрос: а что у нас? Я, конечно, понимаю: цифровизация и многое другое. Но проблема, связанная с необходимой юридической литературой, все-таки остается, - сказал В. Малиновский.
В продолжение тематики «круглого стола» декан юридического факультета КазНУ имени аль-Фараби Даулет Байдельдинов выступил с докладом на тему: «Конституционно-правовые основы обеспечения экологической безопасности», рассказав об экологических интересах, правах и обязанностях граждан Республики Казахстан в области экологии и охраны окружающей среды.
- Уникальность сегодняшнего момента в том, что 2019 год стал особенным в истории нашего государства. У нас прошел нормальный политический процесс - уход Елбасы, выборы нового Президента страны. Все это прошло в строгом соответствии с законом, этот процесс был очень интересным. Я не конституционалист, поэтому мало что могу об этом сказать, но есть моменты, где я чувствую, что некоторые процессы носят постановочный характер. Согласитесь, очень интересный феномен, когда
Елбасы возглавляет правящую партию нашего государства. А ведь у нас всегда была ассоциация, что именно Президент возглавляет партию. И мы видим, как руководящая роль партии отошла от института президентства. Я подумал, что аналогичный процесс должен пройти и в областных центрах, в том числе в городах Нур-Султане и Алматы. Мировой опыт дает очень много интересных примеров и, конечно же, в качестве такового хочется взять Францию. Там на основе того, что выигрывает новая партия, формируется новый кабинет Правительства и другое управление страной, причем в строгом соответствии с Конституцией. Особое впечатление на меня произвело расширенное заседание политсовета «Nur Otan», которое проводил Елбасы и где уже участвовал новый Президент. И где было видно, что политическая воля партии в значительной степени влияет на политическое управление страной. Поверьте, на этот вопрос мы пока еще не отвечали. Это в значительной степени оживит партийную конкуренцию в стране, борьбу за политические партии.
Если наш электорат относился к этому достаточно спокойно, то сейчас партии должны бороться за электорат, если они хотят дальше проводить управление государством, - подчеркнул Д. Байдельдинов.
Также Д. Байдельдинов напомнил о проекте нового Экологического кодекса РК.
- Моя тема заявлена достаточно просто - экологические интересы, права и обязанности граждан в области экологии и охраны окружающей среды. И надо сказать, что действующая Конституция и Послание Президента Республики Казахстан К.-Ж. Токаева очень четко дает ответы на ст. ст. 31, 38 Конституции, и мы прекрасно понимаем, что Послание определило развитие целой отрасли законодательства фактически на новом уровне. Так получилось, что Экологический кодекс поступил ко мне на экспертизу, которую я готовил для Минюста. Может, это и правильно, что в кодекс на современном этапе вводится больше экологических норм через преференции, платежи, материальную заинтересованность предприятий. Вопросы экологических прав и обязанностей граждан реализуются в действующем Послании Главы государства путем развития экологического законодательства. В проекте правовой политики РК закреплен самостоятельный раздел в области природопользования и охраны окружающей среды. Если рассматривать программные документы, то мы видим, что нормы Конституции имеют свое нормативное развитие, - сказал Д. Байдельдинов.
В свою очередь, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Евразийской юридической академии им. Д. Кунаева Виталий Уваров рассказал о проблемах правовой грамотности госслужащих и выступил с докладом на тему: «Правовое воспитание государственных служащих».
- В соответствии с тематикой я и вопрос взял конкретный, без каких-либо объемных материалов. Проблема воспитания правовой грамотности государственных служащих была всегда, даже в советское время, где этим вопросом занимались основательно. Последние два десятка лет мы тоже многое говорим о правовом воспитании, но в плоскости практических дел результатами выполненных работ мы пока что похвастаться не можем при наших с вами возможностях, хотя сделать мы могли бы многое еще тогда, когда у нас в республике начали формироваться юридическое образование и другие связанные с ним науки, стали создаваться учебные заведения, пошел процесс подготовки юридических кадров. Я сам тогда принимал активное участие в этой работе. Еще в 2001 году я разработал программу под названием «Правовое обучение для госслужащих». Тогда проводилось совещание на уровне президентского аппарата, где данный вопрос был поставлен настолько остро, что наши чиновники не знают законодательства. Это уже потом стали предъявлять требования для кандидатов на госслужбу, чтобы они знали хотя бы Конституцию и плюс другие основные законы, - отметил В. Уваров.
По словам профессора, подобное незнание законодательства обнаруживает много казусных моментов в обществе, ведь если ты управленец, а право и знание законодательства - это специальный инструмент государственного управления различными государственными процессами, ты должен на отлично знать нормы действующего законодательства, поскольку сам характер государственной службы предполагает хорошее знание законодательства именно по той части управления, которую представляет госслужащий.
В. Уваров отмечает, что в этом отношении требуется системная работа и сам процесс должен быть управляемым. Этому всегда уделялось внимание и в Стратегии «Казахстан-2050» и Концепции правовой политики РК на 2010-2020 годы, где на правовой грамотности населения сосредоточено большое внимание.
- Эти вопросы всегда будут оставаться актуальными, а это означает, что проблемы будут оставаться. В системе юридического образования, обучения наших выпускников эти вопросы тоже должны иметь место. Это мы должны внушать нашим студентам, ведь они в будущем будут работать с населением. Я посмотрел Концепцию правовой политики РК на 2010-2020 годы и стратегический план развития республики, там ясно изложена мысль о том, что для всех категорий граждан должны быть специализированные программы правового обучения, правовой подготовки применительно к своей профессиональной деятельности. Но когда мы говорим о том, что нужно охватить те или другие категории, то возникает вопрос: будет ли этот процесс управляемым, поскольку он носит публичный характер, и кто конкретно этим будет заниматься. Потому что это направление работы становится постоянным, и это превращается в функцию управления. Если говорить масштабно, то у нас должна быть государственная программа правового воспитания всего населения, включая лиц, состоящих на государственной службе. Законы и Конституцию должны знать все категории наших граждан, - заключил В. Уваров.
Заведующий кафедрой конституционного, международного права и таможенного дела Евразийской юридической академии имени Д. Кунаева д.ю.н., профессор Кабдулсамих Айтхожин выступил с докладом на тему: «Конституция, право и правовое воспитание», в котором отметил, что в настоящее время Конституция Республики Казахстан как Основной Закон стала правовым фундаментом, обеспечившим политическую, экономическую целостность государства и общества и преемственность власти. На основе действующей Конституции Казахстан сумел достойно пройти сложнейший период масштабных социально-экономических и политических преобразований, не потеряв самой сути государственности.
- Как неоднократно подчеркивал Первый Президент РК Н. Назарбаев: действующая Конституция стала главным фактором казахстанского успеха. На ее основе возведено здание независимого Казахстана как современного, успешного государства, имеющего свое лицо, свои особенности и свою позицию. За прошедшие годы в Казахстане наблюдается и последовательный рост авторитета Конституции как Основного Закона общества и государства. Самое главное: в Казахстане отсутствует конфликт Конституции и общественного сознания, т.к. в Основном Законе всецело учтены ментальность и правовые традиции нашего народа, в силу которых масштабные социально-экономические преобразования в стране должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания, выступающей сердцевиной ее модернизации. Дело в том, что роль основы политики и экономики принадлежит не идеологии как таковой, а духовным ценностям и моральным принципам, базируясь на которых народ, общество, политические партии и иные субъекты политики могут реализовать себя имеющимися у них средствами и методами, - сказал К. Айтхожин.
По словам профессора, важно учитывать, что конечная ключевая цель конституционного регулирования - благополучие и самосохранение всего общества и каждого гражданина. Конституция воздействует на государство и общество, определяя содержание базовых принципов развития общества, условия и направление поддержания правового порядка в государстве. Государство должно пониматься только как инструмент решения задач общества и быть инструментальным по отношению к стратегическим целям демократического будущего страны. Поэтому для осмысления современного конституционного процесса в Казахстане первостепенное значение имеет анализ роли Конституции как Основного Закона в реальных политико-правовых процессах жизнедеятельности общества и государства, опыта реализации ее потенциала. Глубокое и всестороннее осмысление фундаментальных начал современного конституционализма, в свою очередь, послужит теоретико-методологической базой для научно обоснованного решения практических вопросов, связанных с дальнейшим развитием казахстанского конституционного и текущего законодательства, обеспечением эффективного управления социальными, политическими и иными процессами в обществе. Первостепенное значение приобретают также вопросы выяснения природы и содержания современного конституционного процесса, разработки полноценной научно-методологической концепции и стратегии реализации потенциала Конституции как Основного Закона государства.
Также К. Айтхожин отмечает, что современные проблемы развития правовой системы и правоведения не могут быть решены в отрыве от общих закономерностей функционирования государства и общества, без учета особенностей социально-политического процесса, в том числе и роли Конституции в социальном развитии, укрепления конституционного правосознания населения. Все это требует, прежде всего, глубокого осмысления возрастания роли права в общественном развитии страны и связанного с ним процесса укрепления конституционного правосознания и конституционно-правовой культуры общества.
- Очевидно, что задачи социальной модернизации общества и государства должны обрести надежную опору в правах и свободах человека и гражданина, всецело гарантированных государственными органами и институтами гражданского общества. Важно отметить, что вопросы повышения правовой грамотности граждан, введения системы всеобуча работников основам трудового законодательства, массированной правовоспитательной пропагандистской работы являются неразрывной составной частью основных приоритетов повестки дня социальной модернизации страны. Все это говорит о том, что одним из важнейших направлений научных исследований является изучение проблем конституционного правосознания, повышения эффективности правового воспитания, приобретающих принципиально особое значение в условиях формирования в Казахстане правовой государственности, как взаимосвязанных задач, неразрывно связанных с укреплением правовой основы жизнедеятельности государства и общества. Ведь право в современных условиях становится универсальным регулятором социальных процессов, поддерживающим в обществе сбалансированное развитие политической, экономической, социокультурной систем, инструментальным гарантом реализации творческого потенциала личности, его субъективных прав и свобод. В силу этого всемерное укрепление правосознания населения представляет собой важнейшую задачу не только государственных органов, но и всех институтов гражданского общества, - подчеркнул К. Айтхожин.
По его словам, представляется, что дальнейший анализ вопросов укрепления правосознания и правовой культуры общества, повышения эффективности правового воспитания требует объединения усилий правоведов, психологов, социологов. Такая интеграция позволит глубже осмыслить не только социальную природу права и его огромный творческий потенциал, возможности дальнейшего совершенствования правового регулирования, но и методологические инструменты изучения связей права с другими явлениями социальной жизни, выяснения соотношения права и правосознания. Все это будет способствовать более фундаментальному уяснению внутренней природы права, специфики закономерностей его функционирования в условиях строительства правовой государственности и успешному решению задач по повышению эффективности правового воспитания и укреплению правосознания общества.
Таким образом, реализация целей, поставленных в Послании Президента республики К.-Ж. Токаева, должна обеспечить сравнительно высокий уровень благосостояния практически всех слоев населения и динамичное развитие отечественной экономики как материального базиса социального прогресса нашей страны. Новейшие задачи формирования в Казахстане правовой социальной государственности потребуют весьма активной роли государственных институтов и эффективной реализации ими своей социальной функции для достижения социального согласия в обществе, всемерной поддержки социально незащищенных слоев населения. Все это потребует напряженной и слаженной работы органов власти с опорой на институты гражданского общества и каждого из нас, кто не равнодушен к судьбе Отчизны.