Избрав нужные врата (Диляра Тастемир)
Избрав нужные врата
Диляра Тастемир
Известный юрист-правовед, крупнейший казахстанский цивилист, д.ю.н., профессор Анатолий Диденко отметил в этом году 75-летие и 50-летие научно-педагогической деятельности.
Автор более 200 научных работ, четырех монографий, под редакцией которого вышло порядка 60 выпусков сборников «Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика», Анатолий ДИДЕНКО участвовал в разработке ряда важнейших нормативных правовых актов Казахстана. В настоящее время профессор А. Диденко преподает на кафедре частно-правовых дисциплин Каспийского общественного университета и занимается подготовкой юристов нового поколения. Среди учеников юбиляра крупнейшие специалисты в области гражданского права, видные политические деятели.
В канун юбилея один из учеников профессора зам. исполнительного директора Фонда Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы д.ю.н. Игорь Рогов вручил Анатолию Григорьевичу поздравление от Президента РК К.-Ж. Токаева, также пришли поздравления от благодарных учеников -председателя Конституционного Совета РК проф. Кайрата Мами, нынешних и бывших руководителей правоохранительных органов из всех уголков республики, а также от зарубежных коллег.
- Анатолий Григорьевич, вами проделан большой путь - человеческий, профессиональный. С чего все начиналось?
- Моя юность прошла в славном городе Джамбуле, о котором герой всеми нами любимого фильма говорил: «Там тепло, там моя мама». Кто только не жил в этом городе: я видел родную сестру печально известной Фаины Каплан, стрелявшей в Ленина, - она торговала газировкой, здесь жила писательница Серебрякова, написавшая роман о Марксе и Энгельсе, моя тетя дружила с женой легендарного Нестора Махно, а мой товарищ работал вместе с его дочерью. В свое время в Джамбул был эвакуирован Ленинградский юридический институт, в школе преподавали колоритные личности, как и откуда они здесь появились -никто не говорил об этом вслух, время было такое.
Можно сказать, что у меня было обычное провинциальное детство в обычной советской семье, как и у многих моих сверстников. Но наши родители стремились дать нам хорошее образование, и это тоже была примета времени - все мои одноклассники отправились брать штурмом вузы Москвы, Омска, Томска, Ленинграда и все поступили! Хотя учились все по-разному, но у нас была общая страсть к чтению и спорам о прочитанном. Читали не только приключенческие и исторические произведения, но и серьезную литературу - Дидро, Вольтера, Мольера. Аристотеля, Канта.
Потом начался самый счастливый период -студенческая жизнь. Я приехал в Алма-Ату и поступил в Казахский государственный университет им. С. Кирова, ныне КазНУ им. аль-Фараби. С первого курса начались ежедневные походы в республиканскую библиотеку, что на углу улиц Комсомольская и Ленина (сейчас Толе би и До-стык). И я там засиживался до самого закрытия, до 11 часов вечера. Готовил по два-три доклада в год на заседаниях кружка по гражданскому праву, который вел профессор Ю. Басин, курсовые работы. Настолько был поглощен учебой, что знаменитый каток «Медео» я увидел только на четвертом курсе.
После окончания университета работал юрисконсультом в Министерстве автодорог КазССР, а затем началась моя педагогическая деятельность в Школе милиции, где я осваивал азы методики преподавания и защитил кандидатскую диссертацию. Затем преподавал в КазГУ и подготовил там докторскую диссертацию, которую защитил в Харькове, и стал профессором. Еще один значимый этап - работа в Высшей школе права «Адилет» и Каз ГЮУ, и вот уже десять лет я в Каспийском общественном университете.
Знаете, в одной из уважаемых мной книге -«Беседы о Гёте» Эккермана есть интересная мысль: там Гёте говорит, и это я отношу целиком к себе, что он человек и не лишен человеческих слабостей и заблуждений, и его произведения от них не свободны. Мои работы, написанные, допустим, в 30-летнем возрасте, заметно отличаются от работ последних лет. Поэтому трудно давать общую оценку моим публикациям, настолько они порой не совпадают по стилю, подходу, тематике, есть более или менее удачные, на мой взгляд.
Как гласит древняя поговорка «Клобук (специальный головной убор для монахов) не делает монахом», так и написанные статьи и книги не делают автоматически автора ученым, а изданные стихотворения - поэтом. Вышедшая недавно в России книга моих избранных работ, а также шесть десятков выпусков, учебные пособия, статьи, безусловно, повышают мой авторитет, а главное, авторитет казахстанской цивилистической школы, но не превращают меня в ученого, я считаю, для этого нужна более высокая планка.
- Тем не менее вы ученый с именем, известным далеко за пределами Казахстана. Кому вы обязаны тем, что состоялись как профессионал, как авторитет в науке и личность?
- Я не буду оригинален - это, безусловно, семья, друзья, учителя. Но если говорить более конкретно, я обязан педагогам Школы милиции, кафедры гражданского права, Ю.Г. Басину, с чьим именем неразрывно связаны правовая педагогика и гражданско-правовая наука Казахстана, О.С. Иоффе, моей супруге Ольге, избавившей меня от всех бытовых забот. И, конечно, моим ученикам, студентам, заряжавшим меня своей энергетикой, красотой, вдохновением.
- О проблемах образования в Казахстане, в частности и юридического, сегодня не говорит только ленивый. В чем причины этих проблем?
- Юридическое образование у нас, это надо признать, сдало свои позиции по сравнению с советским периодом, а также в сравнении с ведущими российскими и украинскими вузами. На мой взгляд, причин тому несколько: это бездумный переход на Болонскую систему, переход на четырехлетний период обучения, слабый контингент студентов, среди которых практически не встретишь обладателей «Алтын белги», в то время как раньше юрфаки были переполнены медалистами, а также проблемы с педагогическим составом. Программы обучения настолько нелепые, что вызывают у практикующих юристов недоумение. К примеру, одну из основ юридического образования - Общую часть гражданского права даже в советский нерыночный период преподавали несколько лет - с зачетом и экзаменом на втором курсе, Особенную часть - с зачетом и экзаменом на третьем курсе, а на четвертом курсе изучение продолжалось в рамках спецкурсов. А теперь, когда мы строим рыночное государство и стремимся попасть в тридцатку наиболее развитых стран, Общая часть, также как и Особенная, изучаются в течение одного семестра на втором курсе. Какие знания можно получить при таком подходе? Совершенно поверхностные, которые к концу обучения забудутся. К тому же преподаватель в таких условиях озабочен только тем, как бы успеть дать, пусть хоть отрывочно, информацию по предмету и лишен возможности уделить внимание каким-то воспитательным моментам.
- Какой выход вы видите из этого?
- Для начала хотя бы вернуться к пятилетнему образованию, как это сейчас реализуется в МГУ, в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Украине, иначе мы никогда не приблизимся к уровню подготовки выпускников этих вузов. Я уже не говорю об основательности юридического образования таких стран, как Германия, США, Великобритания. Может быть, стоит вернуться к тому, чтобы принимать на юридическую специальность ребят со стажем либо после армии.
Сейчас много говорят об имплементации зарубежного права. Но основное звено здесь - воспитание правосознания и повышение правовой культуры, а также совершенствование методов образования, а не только заимствование чужих текстов - задача хоть и важная, но значительно уступающая по значимости вопросам совершенствования научно-педагогического процесса.
- Образование и наука, как правило, развиваются в тесной связке друг с другом. Как вы оцениваете состояние правовой науки в Казахстане?
- Если быть откровенным, то в целом невысоко. Бесспорно, у нас есть классные научные работники, но нет правовых школ, которые объединяли бы единомышленников. Единственное исключение -отечественная цивилистическая школа, которая сосредоточена в Каспийском общественном университете, где Институт частного права возглавляет известный ученый проф. М. Сулейменов, а кафедру частно-правовых дисциплин - проф. С. Мороз. Здесь работают десятки докторов по гражданскому праву, удалось сохранить и коллектив, и направление исследований. Огромное количество публикаций, международные конференции, участие в международных процессах - все это дает неоценимый опыт, передаваемый студентам и магистрантам. Замечу, что вся эта многогранная деятельность на 90 процентов основана на энтузиазме без какой-либо государственной поддержки. Расскажу только о своем опыте - издано шесть десятков выпусков сборника «Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика» и ежегодно, как правило, выходит по три выпуска, постоянный поиск спонсоров, которыми обычно становятся мои ученики - руководители юридических фирм, крупные чиновники или же сам Каспийский университет. Кроме того, переписка и переговоры с авторами, среди которых признанные «звезды» цивилистики из различных стран, редактирование. Трудно себе представить, чтобы такой огромный массив работы мог выполнять какой-либо другой вуз или коллектив, финансируемый государством. Все это делается на общественных началах и с помощью студентов и магистрантов.
За многие годы мы провели немало встреч, «круглых столов» с руководителями правоохранительных органов под председательством Первого Президента РК Н. Назарбаева, но не припомню ни одной встречи или беседы с министром образования, что и немудрено, учитывая, как часто сменяют друг друга чиновники на этом посту.
Но жизнь продолжается, несмотря на слабости правовой науки и недостатки юридического образования. Изменения и улучшения вполне возможны, хотелось бы стать свидетелем этого уже сегодня, а не послезавтра.
- У вас огромный педагогический опыт. Многие преподаватели сегодня сетуют на то, что студенты пошли нынче не те и ценности у них не те. Можно ли всерьез говорить о разнице поколений?
- Безусловно, каждое поколение отличается от предыдущих. Сегодня многие студенты владеют иностранным языком, чего раньше не было. У нынешних ребят хорошая коммерческая хватка, прагматическое мышление, но не хватает общего кругозора, познаний в области литературы, музыки и изобразительного искусства, без чего нельзя представить современного конкурентоспособного юриста. Порой какой-то простейший вопрос из области литературы и искусства, на который раньше мог ответить любой посредственный школьник, теперь вызывает недоуменные взгляды и растерянность в аудитории. Вот это результаты нашей современной системы образования и семейного воспитания тоже.
Есть и положительные моменты, конечно. Если в наше время девушки на втором-третьем курсах страдали, что они еще не замужем, то теперь студентки озабочены больше тем, как получить хорошее образование. Да и ребята сегодня больше думают о здоровье, избегают вредных привычек. Это радует.
- Анатолий Григорьевич, фактически всю свою жизнь вы посвятили гражданскому праву. Как известно, основной институт гражданского права, святой Грааль цивилистики -это право собственности. Насколько защищено право собственности у нас в Казахстане?
- На законодательном уровне - достаточно, право собственности гарантировано согласно Конституции и охраняется государством. Проблемы возникают у нас на уровне правоприменения. И здесь первостепенная задача заключается в том, чтобы изменить правосознание людей, в особенности мышление чиновников. У нас есть такое фундаментальное понятие, которого ранее не было, - это свобода договора. Мы можем с вами заключать договоры, и никто не может вмешиваться, навязывать условия, проверять их содержание. Но сплошь и рядом мы видим обратную картину, к сожалению. Поэтому вопрос защиты права собственности на практике сталкивается с огромными препятствиями, здесь и коррупция, и низкий уровень правовой грамотности населения и другие негативные моменты. Разумеется, искоренить эти проблемы за один день совершенно невозможно. Это долгий кропотливый процесс.
В защите права собственности, несомненно, огромная роль принадлежит судебной системе. Самое высшее звено, которое должно обеспечивать эту защиту - это суд. Мы публикуем сборники с судебными решениями. Чтобы защитить право собственности через суд, надо иметь стальную нервную систему, потратить много энергии. А там, где речь идет о больших средствах, активах и имуществе, бороться невероятно сложно. И все прекрасно об этом знают, не надо быть юристом-профессионалом, чтобы все это видеть, и любой предприниматель может рассказать об этом. Я бы не пожелал самому себе столкнуться с такой ситуацией, когда пришлось бы отстаивать свои имущественные интересы.
- Возвращаясь к вопросу об имплементации зарубежного права. В настоящее время в столице действует суд МФЦА, основанный на принципах английского общего права, в то время как казахстанская правовая система сформирована по так называемой континентальной модели права. Это проявление глобализма или что-то другое?
- На мой взгляд, да и на взгляд многих юристов, суд МФЦА - это нечто удивительное, можно сказать уникальное явление. Пока он только начинает свою работу, и делать выводы об эффективности его деятельности рано. Наши и иностранные бизнесмены могут обратиться к судьям, работающим в данном суде и признанным мировым арбитрам в МАЦ. Это возможно в том случае, если стороны придут к письменному согласию использовать юрисдикцию МФЦА или МАЦ, тогда любой хозяйственный спор будет рассмотрен этими органами, кроме уголовных и административных дел, разумеется. Там работают английские юристы, у которых другой тип мышления, опыт. Пойдут ли туда предприниматели за защитой своих прав - это покажет будущее.
Конечно, как я уже говорил, имплементация права - это важная задача, но, подчеркну, надо заимствовать не только тексты, а систему образования, воспитания, подготовки юристов в целом. А здесь мы отстаем значительно.
- Тем не менее, насколько мне известно, работодатели в РК отдают предпочтение выпускникам Каспийского университета...
- Совершенно справедливо. Наш университет добился такого результата за счет того, что именно здесь находится единственная школа цивилистики в Казахстане. В КОУ собрались ведущие правоведы, которые сильны не только в теории, но и на практике. Квалификация наших преподавателей позволяет им принимать участие в международных процессах - это такая мощная школа! Я недавно вернулся из Англии, где участвовал в процессе в качестве эксперта. Это была серьезная проверка, разбирательство шло по-настоящему, в деталях. Понимаете, толковых юристов немало в Казахстане, но это скорее уникальные индивидуумы, одиночки. Повторюсь, наша проблема в отсутствии правовых школ, объединяющих единомышленников.
- Анатолий Григорьевич, этот год юбилейный и для нас тоже - ведущие правовые издания нашей республики «Юридическая газета» и «Зан газет1» отмечают 25-летие со дня основания. Как известно, у истоков их создания стоял Нагашбай Шайкенов. Вам довелось работать с ним?
- Да, конечно, я был знаком с Нагашбаем Амангалеевичем с тех пор, когда создавался Каз-ГЮУ по Указу Первого Президента Н. Назарбаева и при активном участии Шайкенова под бригаду цивилистов, куда вошли Басин, Сулейменов и др. Мы вместе сотрудничали, Шайкенов возглавил вуз, а я работал заведующим кафедрой. Великолепный ученый, прекрасный педагог, любимец студентов, яркая незаурядная личность, честный, порядочный человек, болеющий душой за образование, - таким он остался в истории. Любое начинание всегда держится на личностях, и успех КазГЮУ в то время был во многом обусловлен энергией и профессионализмом личностей, которые в его стенах объединили свои усилия. Кстати, основной костяк юристов, работавший в то время, остался здесь в Алматы.
Нагашбай Шайкенов сделал очень много для юридического образования, да и в целом для становления правовой системы РК. Я всегда вспоминаю о нем с особой теплотой, мы встречаемся с его супругой Лидией Алексеевной. Очень жаль, что его жизненный путь прервался так рано. Возможно, если бы он продержался хотя бы еще десяток лет, в современной юридической науке Казахстана было бы еще больше достижений.
- И все-таки жизнь не ограничивается только работой, даже самой любимой. Анатолий Григорьевич, что вас еще вдохновляет, дает вам силы?
- Чтение - было, есть и остается моей главной страстью, в последнее время вновь возвращаюсь к любимым классикам: Пушкину, Гоголю, Бальзаку, Гёте, Шекспиру. Сейчас перечитываю роман Ум-берто Эко «Имя Розы». Из телевизионных передач предпочтение отдаю каналу «Культура». Еще одно увлечение - путешествия. Из любимых мест - родные Тараз, Алматы, за рубежом нравятся Лондон, Эдинбург. К сожалению, времени на это остается не так много, как хотелось бы.
Но самое увлекательное и захватывающее путешествие - это Жизнь. Знаете, как написано в Евангелие: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Надеюсь, что мной в моей жизни выбраны нужные врата.