Новый период развития судебной системы (Мухтар Смагулов, Председатель Павлодарского областного суда)
Новый период развития судебной системы
2 сентября 2019 года с первым Посланием народу Казахстана выступил Президент страны Касым-Жомарт Токаев.
В своем Послании «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» он обратил особое внимание на реформы судов и силовых структур, необходимость ужесточения наказания педофилам, насильникам и браконьерам, а также за торговлю людьми и наркотиками, бытовое насилие в отношении женщин, другие тяжкие преступления против личности, в особенности против детей.
Это лишь часть инициатив, озвучив которые Президент четко дал понять, что Казахстан развивается как слышащее государство, задачей которого является решение актуальных проблем общества.
Важно осознавать, что положение Конституции Республики Казахстан о том, что высшими ценностями нашего государства являются человек, его жизнь, права и свободы, не должно носить декларативный характер. Данная норма проистекает из международных правовых актов, договоров, участником которых является наше государство.
Приведенное конституционное положение нашло свое отражение и в уголовном законодательстве Республики Казахстан. К примеру, ранее в Уголовном кодексе Каз.ССР, действовавшем с 1959-ого по 1997-ой годы, глава «Преступления против личности» была расположена третьей, а именно, после государственных преступлений и преступлений против социалистической собственности. То есть по степени значимости объекта преступного посягательства преступления против государственных интересов и отношений в сфере социалистической собственности ставились выше, нежели посягательства на жизнь, здоровье, неимущественные блага и права человека. В действующем Уголовном кодексе Республики Казахстан, провозгласившей себя правовым, социальным государством, глава «Преступления против личности» является первой, с нее начинается Особенная часть УК.
Уголовными правонарушениями против личности признаются деяния, посягающие на жизнь и здоровье, половую неприкосновенность, свободу, честь и достоинство человека. В результате их совершения человеку причиняется существенный вред либо создается угроза причинения такого вреда жизни, здоровью, законным правам и свободам.
Выступление Президента о необходимости ужесточения уголовной ответственности за преступления против личности, в том числе преступления на сексуальной почве, особенно против детей, сразу вызвало положительный отклик среди населения. Деяния, грубо нарушающие установленный в обществе уклад отношений между полами и основные принципы половой нравственности, представляют повышенную общественную опасность, посягая не только на здоровье и половую свободу конкретных потерпевших, но и на общественные отношения, связанные с нравственным здоровьем населения в целом.
В случае совершения таких преступлений в отношении несовершеннолетних, для реабилитации и восстановления психо-эмоционального состояния потерпевших, порой, требуются годы.
Важным шагом, свидетельствующим об особом внимании и заботе Государства о защите прав несовершеннолетних, явилось закрепление в статье 68 Уголовного кодекса нормы, запрещающей прекращение уголовных дел за примирением сторон по делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних, за исключением случая совершения такого преступления лицом, не достигшим совершеннолетия.
Обращает на себя внимание тот факт, что ряд преступлений сексуального характера в настоящее время относится к категории небольшой и средней тяжести, и уголовные дела по ним нередко прекращаются за примирением сторон. Например, по ст. 120 ч.1 (изнасилование), ст. 121 ч.1 (насильственные действия сексуального характера), 123 ч.1 (понуждение к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера) Уголовного кодекса. В данном случае речь идет о составах данных преступлений без квалифицирующих признаков, таких как совершение группой лиц по предварительному сговору, в отношении заведомо несовершеннолетнего, неоднократно.
Правовые последствия в этом случае отсутствуют, при совершении повторного преступления прошлое не может учитываться.
Тогда как за последние годы в Казахстане количество резонансных происшествий об изнасилованиях не сокращается.
По действующему законодательству, в Казахстане за изнасилование предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от трех до пяти лет, за изнасилование группой лиц по предварительному сговору - от пяти до десяти лет.
К примеру, во Франции за сексуальные домогательства полагается два года тюрьмы и 30 000 евро штрафа. Попытка изнасилования обойдется в пять лет тюрьмы и 75 000 евро штрафа. Сам акт насилия карается 15-тью годами тюремного заключения, а если он совершен при отягчающих обстоятельствах, то срок увеличивается до 20-ти лет. В Объединенных Арабских Эмиратах изнасилование влечет за собой смертный приговор, который приводят в исполнение в течение семи дней после вынесения. В Египте практикуют публичные повешения, делается это для того, чтобы люди видели, к чему приводят такого рода преступления.
Без применения крайностей, полагаю, необходимо изменить уголовный закон в сторону ужесточения санкций уголовного наказания соразмерно тяжести и общественной опасности этой категории преступлений.
По этим же основаниям назрела необходимость пересмотреть санкции за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, в частности, за их сбыт.
Сбыт наркотических веществ, будь то синтетического либо природного происхождения, является наиболее опасным преступлением на данном этапе развития общества.
Особую тревогу вызывает употребление наркотиков среди подрастающего поколения, так как молодые люди в силу своего возраста не в состоянии дать объективную оценку конечному результату.
На сегодняшний день выявление и раскрытие преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, осложняется развитием IT-технологий и интернет-ресурсов. Современные сбытчики уже не контактируют лично с покупателями, реализуя наркотики посредством интернет-мессенджеров, социальных сетей.
Особая опасность данного вида преступлений заключается в том, что сбыт наркотических средств влечет за собой не только вред здоровью населения, но и создает условия для совершение новых преступлений. Имеются факты, когда для приобретения наркотических веществ люди совершают другие тяжкие и особо тяжкие преступления (хищения, убийства).
Уголовная ответственность за незаконное изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта, пересылку либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов наступает по статье 297 УК, в которой предусмотрено наказание только в виде лишения свободы в зависимости от степени тяжести преступления: от пяти лет до пожизненного заключения.
Данный размер санкции за преступления, совершенные в целях сбыта, является достаточным для достижения целей наказания, т.е. исправления осужденного, предупреждения совершения новых уголовных правонарушений.
Вместе с этим, учитывая, что сбыт наркотических средств способствует росту других преступлений, полагаю, целесообразным обсуждение вопроса об ужесточении наказания отдельно за сбыт наркотических веществ.
В свою очередь, суровая санкция за данный вид уголовных правонарушений налагает особую ответственность на органы досудебного расследования и суд при решении задач правильного применения уголовного закона и соблюдения принципов уголовного процесса.
В этом плане Председателем Верховного Суда в вопросах совершенствования уголовно-процессуального законодательства делается правильный акцент на развитии принципа состязательности и равноправия сторон.
«Следователь сам собирает материалы и признает их доказательством. У защиты такого права нет. Это не способствует состязательности сторон. Признавать или не признавать фактаж доказательством - должен не следователь, не прокурор, а суд. Почему мы считаем это важным? Как показывает судебная практика, суд не только ограничен собранными следствием доказательствами, но и не склонен пересматривать статус этих доказательств. Связанность суда с предварительной доказанностью - главная причина мизерного количества оправдательных приговоров», - сказал Жакип Асанов, выступая на международной конференции по вопросам судебного администрирования в РК.
Принцип состязательности в уголовном процессе означает равноправие сторон обвинения и защиты при доказывании по уголовному делу, где суд не выступает на стороне обвинения или защиты и не выражает каких бы то ни было интересов, помимо интересов права.
Законодательное обеспечение реализации этого принципа позволит избежать незаконного осуждения, что особенно важно в условиях назревшей необходимости ужесточения уголовной ответственности по ряду уголовных правонарушений, озвученных Главой Государства в Послании.
Убежден, что все инициативы Главы Государства, изложенные в Послании, направлены на достижение эффективного взаимодействия между человеком и государством, на понимание первоочередных задач, которыми наряду с другими является профилактика борьбы с преступностью и обеспечение безопасности нашего народа.
Мухтар Смагулов
Председатель Павлодарского областного суда