О некоторых вопросах ужесточения наказания за бытовое насилие против женщин (Расул Карагаев, судья Алматинского районного суда города Нур-Султан)
О
некоторых вопросах ужесточения наказания
за бытовое насилие против женщин
«Мы увлеклись гуманизацией законодательства, при этом упустив из виду основополагающие права граждан. Нужно в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин, и другие тяжкие преступления против личности, особенно против детей» - из Послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана.
Сотрудники правоохранительных органов и судьи, сталкивающиеся ежедневно с административными делами, связанными с бытовым насилием против женщин осознают масштабы распространения таких правонарушений, нередко носящие латентный характер.
Такими правонарушениями, к примеру, принято считать, противоправные действия, связанные с умышленным причинением легкого вреда здоровью, нанесением побоев, нецензурной бранью, оскорбительным приставанием, унижением и другими подобными действиями, совершаемыми в семейно-бытовых отношениях.
В основном жертвами бытового насилия являются супруги и сожительницы правонарушителя, в том числе бывшие.
В целях обеспечения неотвратимости наказания за бытовое насилие против женщин действующее законодательство не раз изменялось.
В частности, деликты, связанные с нанесением побоев и умышленным причинением легкого вреда здоровью, неоднократно «перекочевывались» из уголовного закона в закон об административных правонарушениях и обратно.
Нахождение в настоящее время названных проступков в Кодексе об административных правонарушениях в значительной степени обеспечило неотвратимость наказания и скорое правосудие.
Вместе с тем, практика показывает, что и на сегодняшний день лица, совершающие такие правонарушения, в ряде случаев остаются безнаказанными, что явно не способствует профилактике бытового насилия.
В определенной степени этому способствует наличие в законе об административных правонарушениях нормы, обязывающей судью прекращать производство по делу в случае примирения сторон.
При прекращении дел этой категории суды выясняют добровольность воли сторон на примирение. Однако, действительные мотивы волеизъявления на прекращение дела не всегда продиктованы исключительно желанием примириться.
Нередко жертвы бытового насилия подписывают письменное соглашение о примирении с целью избежать каких-либо отрицательных последствий для себя либо для своих детей в будущем, ведь рано или поздно, лицо, привлеченное к административному аресту, вернется домой.
Зачастую участниками судебного процесса являются одни и те же лица, которые для судьи в представлении уже не нуждаются.
При наличии письменного заявления потерпевших на прекращение дела за примирением сторон, судья лишен возможности обеспечить неотвратимость наказания «домашнего боксера-рецидивиста».
В этой связи, представляется целесообразным в случае неоднократного в течение года совершения административных правонарушений, связанных с бытовым насилием против женщин, наделить судью правом, а не обязанностью освобождения виновного лица от административной ответственности, независимо от волеизъявления потерпевшей.
Иногда женщины терпят побои по причине материальной зависимости от супругов, сожителей, когда муж является единственным кормильцем в семье либо его заработок существенно превышает зарплату супруги.
В таком случае, предлагается в диспозиции правонарушений, связанных с бытовым насилием против женщин, предусмотреть квалифицирующий признак-в отношении женщины находящейся в материальной либо иной зависимости от виновного, ужесточив санкцию за такие деяния.
Логично, что в таком случае зависимость от виновного не может учитываться как отягчающее обстоятельство, предусмотренное нормой статьи 57 КоАП РК.
Не исключены обстоятельства совершения правонарушения, связанного с бытовым насилием в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности либо в беспомощном состоянии.
В этой связи, полагаем возможным предусмотреть по правонарушениям данной категории квалифицирующие признаки: в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в беспомощном состоянии; в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности.
Как известно, совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного, наркотического либо токсикоманического опьянения является отягчающим ответственность обстоятельством.
Между тем, практика показывает, что бытовое насилие против женщин в состоянии опьянения носит частый характер, что, разумеется, создает повышенную опасность.
В этой связи, предлагается в диспозиции статей КоАП РК по таким правонарушениям предусмотреть квалифицирующий признак-совершенное в состоянии алкогольного, наркотического либо токсикоманического опьянения, также предусмотрев за него повышенный размер санкции.
Представляется, что практическое воплощение указанных предложений, будет способствовать реализации поручений, озвученных Президентом народу Казахстана.
Судья Алматинского районного суда города Нур-Султан |
Расул Карагаев |