Основа единения общества (Бахтияр Тохтахунов)
Основа единения общества
Бахтияр Тохтахунов
Известно, что религиозный фанатизм и радикализм наносят большой ущерб не только конституционным основам светских государств, но и традиционным духовным ценностям народов, сосуществующих в мировом конфессиональном пространстве. Большинству казахстанцев присущи умеренность в религиозной деятельности, однако не ускользает от внимания и то, что некоторые традиции превратились в модный тренд, где интерес к публичной религиозной жизни, а также внешнее проявление набожности стали ассоциироваться с деструктивным влиянием и консерватизмом.
Почему подобные явления все еще имеют место в казахстанском обществе и существует ли по-прежнему угроза религиозного экстремизма и терроризма в нашей стране, нам рассказал профессор кафедры международных отношений Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, д.ф.н. Сагади БУЛЕКБАЕВ.
- Сагади Байузакович, несмотря на успешную реализацию Концепции государственной политики в религиозной сфере на 2017-2020 годы, вопросы религиозного просвещения по-прежнему имеют актуальное значение для казахстанской общественности. С чем это связано?
- Сегодня многие люди, анализирующие сложную религиозную ситуацию в Казахстане, приходят к выводу, суть которого состоит в том, что в нашей стране назрела настоятельная необходимость создания масштабной долгосрочной государственной программы по религиозному воспитанию. Программы, которая бы основывалась на культуре, психологии и особенностях наших этносов, на основе ментальности и религиозных предпочтений нашего народа. Программы, которая даст возможность объективно и непредвзято посмотреть на великие религии, в частности ислам, понять основы его вероучения, менталитет и культуру мусульман. Сегодня очень важно понимание властью того, что проблема ислама и взаимоотношения цивилизаций и культур являются главными инструментами обеспечения стабильности и безопасности не только во всем мире, но и в нашей республике. Поэтому бережное и внятное изложение опыта и содержания исламской духовной истории и их вписывание в контекст культурной жизни нашего общества не только полезны, но и, несомненно, будут востребованы политическими и общественными силами, которые хотели бы не только выздоровления нашего общества, но и политического возрождения.
- Но ведь сегодня успешно функционирует Духовное управление мусульман Казахстана, где любой желающий может беспрепятственно получить ответы на волнующие его вопросы.
- Говоря иначе, нашей власти нужно позаботиться о том, чтобы у верующих был выработан стойкий иммунитет к агрессии на почве веры. Способ профилактики таких недугов - это духовная вакцинация населения. Наиболее эффективное средство - просвещение. Очень важно сегодня через грамотное просвещение раскрыть мировоззренческие, духовно-нравственные, социальные и научные основания мировых религий. Этим самым будет сделан решительный шаг к искоренению самой возможности вызревания в отечественной молодежной среде экстремистов или террористов. Также очень важно обстоятельно и аргументированно раскрывать для современной молодежи тезис о том, что великие религии, как христианство и ислам, являются главной духовной основой единства нашего общества. Отсюда встречаемые иногда в печати нападки на эти религии следует рассматривать как прямую атаку на единство нашего народа и, соответственно, как угрозу единству нашего государства.
- Зачастую выясняется, что многие люди, особенно молодежь, как правило, плохо знакомы с религиозной системой социальных ценностей. Почему это происходит?
- Сегодня обращение людей к религии в условиях мирового кризиса объясняется, видимо, тем, что единственный выход из системного кризиса они видят только через религию. Такой поворот обусловлен тем, что говорящие имеют в виду простую мысль: лишь ислам с его категорическим неприятием бесхозяйственности, мздоимства, казнокрадства, всякого рода паразитизма за счет других людей позволит навести в государстве порядок. Действительно, сегодня налицо обостряющееся желание жить в обществе социальной справедливости и зачастую отсутствие у людей видения других средств достижения этой цели, кроме как на основе принципов Божественного права. То есть сегодня человечество для собственного выживания гораздо в большей мере, нежели когда-либо раньше, нуждается в ориентирах, данных Божественным установлением.
- Почему агрессия в религиозных отношениях стала нормой?
- Сегодня мы все свидетели того, что современное общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм. Экстремизм все чаще проявляется в политической, экономической, социальной, религиозной и других сферах жизнедеятельности нашего общества. Среди причин его распространения - как общие, обусловленные социальными, экономическими, политическими факторами, так и специфические, связанные с конкретными условиями существования и особенностями отдельных социальных групп. Приоритетом в борьбе с экстремизмом в среде молодежи должно стать устранение причин и условий, способствующих девиантному поведению. Такими причинами являются снижение авторитета семьи и семейное неблагополучие. Не меньшее значение имеет утрата обществом духовных ценностей и нравственных ориентиров, пропаганда насилия, наркотиков, ненависти и призывы к обогащению. Все это вызывает у не сформировавшейся еще молодежи озлобленность, нетерпимость, порождает протест и агрессию, наличие социально-экономических условий распространения в молодежной среде этнической и религиозной нетерпимости, ксенофобии, национализма и крайней формы их проявления - экстремизма.
- Что, на ваш взгляд, является предпосылкой возникновения экстремистских идеологий?
- Как показала эмпирическая база опроса, на первом месте в иерархии основных причин возникновения экстремизма стоит «ослабление морально-нравственного воспитания молодежи». Особое значение в данном вопросе отводится экономической несостоятельности молодежи, связанное со сложностями с трудоустройством, безработицей и т.д. Замыкает тройку лидеров повсеместное манипулирование сознанием молодежи со стороны газет, ТВ и отсутствие организованного досуга. В условиях стабильного общества экстремальность на групповом и индивидуальном уровнях выражается, как правило, в общественно значимых институционально-регулируемых формах. В условиях социальных потрясений, неопределенности она приобретает крайний, преимущественно спонтанный характер, рискуя перерасти в экстремистские настроения. Высокий показатель не определившихся с ответом указывает на низкую степень осознания экстремальной сущности в молодежной среде и влияния деструктивных сил, которые зачастую используют эту возрастную особенность в своих целях, нередко пытаясь под предлогом патриотического воспитания навязать молодежи радикальные идеи.
Поэтому государству надо трезво оценить опасность сложившейся ситуации в нашем обществе. Другими словами, нашей власти нужно понять, что великие религии - это наш огромный духовный резерв, который нужно сознательно и планомерно задействовать на благо возрождения Казахстана.
- Но как это сделать?
- Для этого, прежде всего, нужно поставить надежный заслон планомерной дискредитации ислама, проводимой сегодня западными и отдельными российскими СМИ. В силу такой информационной пропаганды массовое представление об исламе сильнейшим образом искажено. Отсюда, неизбежно, что непонимание мировоззренческих основ этой религии, ее социальной доктрины порождает у многих современных политиков и обывателей Запада животный страх. Этим страхом поражено сознание интеллектуалов христианского Запада. Не сумев его преодолеть, они свыклись с этим состоянием, даже теоретически обосновали «столкновение цивилизаций». В этом плане очень актуальна и своевременна инициатива Первого Президента Казахстана, высказанная на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий, о создании специального интернет-ресурса для пропаганды толерантности и доверия. «Нарастает глобальный кризис морально-нравственных ценностей. Нельзя не видеть, как во многих обществах пропагандируются и насаждаются лжесвободы. Извращенные взгляды на природу человеческих взаимоотношений пытаются представить в качестве норм современного общества, мотивация к честному труду подменяется стремлением к быстрой наживе любыми способами. Такая антимораль нередко возводится в абсолют», - отметил Елбасы Нурсултан Назарбаев.
Подобной обеспокоенностью и болью было пронизано и выступление на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий в столице РК Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который заявил: «Если индустрия прав человека будет лишена духовного и нравственного измерения, если она станет инструментом политической пропаганды и продвижения одних мировоззрений в ущерб другим, - ее плоды принесут человечеству много несправедливости, рабство порокам и грехам, чрезмерному потреблению, гордыне, которые могут обернуться и уже оборачиваются реальными страданиями людей». Из высказываний, приведенных выше, совершенно очевидно, что надо ясно осознать данную проблему, глубоко ее осмыслить и искать пути решения на базе долгосрочной и продуманной программы. Совершенно очевидно, что она будет иметь судьбоносное значение для будущего нашего общества.
- В таком случае непонятно, почему многие экстремистские учения все же более привлекательны для молодежи, нежели традиционные?
- Здесь, на наш взгляд, очень важно не забывать, что привлекательность многих экстремистских учений для молодежи в том, что они в отличие от многих традиционных религий ведут воинственную, агрессивную пропаганду. Здесь имеется в виду то, что они не говорят о необходимости в отношениях между людьми терпения, согласия, доверия, не призывают к любви и состраданию, не призывают уповать на волю Бога. Как правило, они не используют методы и формы работы, используемые великими религиями, а, напротив, призывают к таким поступкам и действиям, как, например, с силой и оружием запугать и изменить строй, добыть или забрать, что ему, по мнению его духовных руководителей, причитается. Также совершенно очевидно, что при вербовке в свои ряды и в процессе обучения своих последователей организаторы этих сект широко использовали в своей работе не только традиционные, но и современные методы манипулирования сознанием - гипноз, нейролингвистическое программирование и т.п.
Помимо таких современных методов обучения и воспитания у религиозных экстремистов можно также видеть некие параллели с большевистскими методами работы с народными массами. Здесь имеются в виду такие лозунги: «Если враг не подчиняется, то его уничтожают», «Не хочешь, заставим, не можешь - научим» и т.п. Поэтому в работе с людьми, которые подпали под влияние различных экстремистских учений, вряд ли будут успешными те методы, которые сегодня использует власть, то есть запретить, наказать, посадить. Такие методы возможны и они приводят к определенным результатам лишь в тоталитарных государствах. В государстве, которое объявило себя светским, приверженным демократическим принципам, такое по определению невозможно. Поэтому здесь должна быть выстроена долгосрочная, продуманная и грамотная система религиозного просвещения своих граждан.
Короче говоря, отношение к исламу пора решительно пересмотреть. Исламский фактор с его мощным потенциалом к единению и защите основополагающих человеческих ценностей вполне может стать одним из столпов стабильности в регионах компактного проживания мусульман.
- Какой по вашему должна быть эта система религиозного просвещения?
- Для этого государству совместно с представителями казахстанской интеллигенции, приверженной исламу, и образованного духовенства предстоит продумать и создать условия, позволяющие, в частности, целенаправленно заполнить информационный вакуум, в котором до сей поры пребывает абсолютное большинство казахстанских последователей пророка Мухаммада. Речь, конечно же, не идет о том, чтобы органы власти взяли на себя религиозное просвещение. Но необходимая финансовая и организационная помощь этому начинанию должна быть оказана. Отсюда важной задачей нашего государства по отношению к исламу должно быть превращение ислама в лице казахстанской уммы в одну из фундаментальных основ единения общества, формирования социальной стабильности и экономического процветания.