Финансы как процесс (Ирина Нос)
Финансы как процесс
Ирина Нос
В стране близится окончание налоговой амнистии для малого и среднего бизнеса; растут государственные и корпоративные долги, но в бюджете прибавка 545 млрд тенге и ожидается еще по предварительным итогам приватизации; по-разному трактуется коммерческое размещение акций «Казатомпрома», а малый бизнес получил амнистию. Это малая часть тем из числа возможных, поднятых в интервью с первым вице-премьером - министром финансов Алиханом Смаиловым.
- Алихан Асханович, начнем с неприятного: Правительство, да и Казахстан в целом, имеют огромные долги. У нас уже есть повод для опасений?
- Само по себе образование государственного долга и рост его не являются негативным фактором для экономики страны. Возможность заимствования государством лишний раз подтверждает наличие доверия со стороны инвесторов к суверенным инструментам привлечения заемных средств на внутреннем и внешнем рынках ссудного капитала.
Поясню. Государственное заимствование, являющееся причиной образования госдолга, это необходимый процесс, требуемый для поддержания финансовой обеспеченности и сбалансированности бюджета, а также основной ориентир (бенчмарк) для долгового рынка страны. Политика эффективного управления долгом и его рисками строится на основе поддержания долга на безопасном уровне с точки зрения относительных параметров. Объем заимствования не дает повода для опасения, когда показатели устойчивости долга соблюдаются в условиях принятых макроэкономических и бюджетных параметров, соответствующих экономическому росту.
У нас есть стратегические документы, которыми установлены определенные индикаторы, и в соответствии с ними осуществляется непрерывный мониторинг устойчивости долга и его поддержания на экономически безопасном уровне.
- Назовете их?
- Эти индикаторы не являются секретом. В частности, предусматривается, что госдолг не должен превышать 50% от ВВП (к 1 июля госдолг составил 22,9% к ВВП); расходы бюджета на погашение и обслуживание долга не должны превышать 15% от доходов бюджета (за 2018 год расходы составили 12,2% от доходов); верхний предел госдолга и долга квазигосударственного сектора должен составлять в совокупности не более 60% к ВВП (на 1 июля долг составил 43% к ВВП).
Кроме того, Правительство ежегодно осуществляет согласование объемов внешнего заимствования квазигосударственного сектора через установление лимитов долга для любых крупных субъектов данного сектора. Все эти меры позволяют поддерживать государственный и квазигосударственный долг в приемлемых объемах, не создающих негативных рисков для устойчивого развития страны.
- В Послании Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что, несмотря на проводимую Минфином оптимизацию государственных закупок, необходимы меры законодательного характера. По его словам, госзакупки таят в себе резерв, который мог бы пойти на решение острых социальных вопросов. Какие меры принимает министерство?
- Глава государства говорил о резервах, кроющихся в экономии бюджетных средств по итогам госзакупок. То есть в положительной разнице между выделенной суммой и фактически потраченной суммой на государственную закупку. Экономия в первую очередь возникает благодаря наличию широкой конкурентной среды. Что делает министерство в этом отношении?
Во-первых, мы обеспечиваем прозрачность и открытость процессов госзакупок.
Все госзакупки переведены в электронный формат, при этом все сведения о них находятся в открытом доступе. Введено электронное обжалование, и теперь восстановить нарушенные права можно, не выходя из офиса. Статус рассмотрения жалобы и результаты также можно проследить на веб-портале. Этот функционал эффективен в части восстановления нарушенных прав поставщиков, поскольку больше половины жалоб удовлетворяется.
Самих жалоб насчитывается больше, почти в 10 раз. Но это как раз свидетельство улучшения прозрачности. Контроль соблюдения законодательства о госзакупках осуществляется в онлайн-режиме, что позволило существенно расширить охват. При этом широко используется автоматическая система управления рисками. Этот механизм имеет превентивный характер, поскольку заказчикам предоставляется возможность оперативно устранять нарушения в момент их допущения.
Также введен институт предварительного обсуждения конкурсной документации. Все желающие участвовать в госзакупках могут предварительно изучить конкурсную документацию и направить заказчику вопросы и замечания. Вместе с тем поставщикам предоставлено право исправить ошибки в своей заявке. Все это позволило нам увеличить конкурентную среду в госзакупках. Так, среднее количество заявок на 1 конкурс увеличилось с 1-2 до 4-5, а максимальное количество доходит до 60.
Второе - это снижение доли госзакупок из одного источника. С 1 января 2019 года исключено 5 оснований для закупок из одного источника путем прямого заключения. Установлена обязанность заказчиков проводить повторные закупки в случае признания их несостоявшимися. Ранее, если закупка не состоялась, то дальше можно было проводить госзакупки из одного источника. Теперь доля госзакупок из одного источника снижена с 72% в 2018 году до 49% по итогам 9 месяцев 2019 года.
В результате обеспечен устойчивый рост ежегодной экономии в госзакупках, несмотря на относительно стабильный объем госзакупок. Если в 2015 году экономия составляла 50 миллиардов тенге, то в 2018 году уже 311 миллиардов тенге, а на данный момент она составляет 319 миллиардов тенге.
Сокращение доли закупок из одного источника продолжается. Планируются изменения в закон «О госзакупках», где в том числе будут сокращены закупки из одного источника малоценных товаров, работ, услуг.
Надо отметить, что пока не исключены злоупотребления основаниями для закупок из одного источника. Для их недопущения на веб-портале будет установлен автоматический контроль, который обяжет заказчика проводить такие закупки в конкурентной среде. Появится Реестр заказчиков и поставщиков, которые вправе заключать договоры из одного источника. Все эти меры позволят обеспечить добросовестную конкуренцию, увеличить экономию, которую, как сказал Президент в своем обращении, можно направить на решение социальных вопросов.
- Налоговая амнистия также имеет соцнаправленность: малые и средние бизнесмены рады самому факту - на них обратили внимание на уровне Правительства. Предварительные итоги уже есть?
- Замечу, что не впервые: развитию и становлению МСБ в стране внимание уделяется на протяжении ряда лет. Это не первая налоговая амнистия по списанию пеней и штрафов. Государство несколько раз (в 1997-1999 годах, в 2011 и 2015 годах) предоставляло бизнесу возможность избавиться от накопленных долгов и продолжить предпринимательскую деятельность.
В текущем году Комитет госдоходов Министерства финансов без устали напоминает: налоговая амнистия для субъектов малого и среднего бизнеса проводится до конца года. Списываются пени и штрафы при условии уплаты налогоплательщиком суммы основного долга по состоянию на 1 октября 2018 года. Предварительные итоги таковы: почти 44 тысячи налогоплательщиков оплатили недоимку на общую сумму 15,3 миллиарда тенге. Им списаны пени на сумму 5,2 миллиарда тенге и штрафы на сумму 296,2 миллиона тенге.
- Однако факты таковы, что есть налогоплательщики, оставшиеся, что называется, за бортом спасительной амнистии. Им что делать?
- Здесь, видимо, вмешивается пресловутый человеческий фактор. Им самим надо быть активнее. Еще в августе моим приказом № 829 были внесены дополнения, распространившие налоговую амнистию на плательщиков, которым были доначислены налоги. Имеется в виду налоговый период до 1 октября 2018 года, но при том, что к этой дате недоимка отсутствовала. Поскольку расширен круг лиц, подпадающих под амнистию, уже около 2,2 тысячи налогоплательщиков получили списание пени на сумму 2,5 миллиарда тенге и штрафов на сумму 133,5 миллиона тенге в связи с уплатой основного долга на сумму 7 миллиардов тенге.
- Предложу Вам ряд вопросов по ККМ: следует ли считать удачей для бизнесменов тот факт, что сейчас фискальные органы плотно и активно взялись за внедрение
онлайн-ККМ? Не опоздали ли мы с этим явлением?
- Обязанность по применению хозяйствующими субъектами ККМ введена с 1 августа 1993 года. В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщики обязаны применять ККМ независимо от категорий субъектов предпринимательства. Пока требование по применению ККМ не распространяется на денежные расчеты физических лиц; адвокатов и медиаторов; индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на основе патента и плательщиков единого земельного налога. Есть также ряд услуг: по перевозкам в общественном городском транспорте; услуги Национального банка РК; банков второго уровня.
Но с 1 января 2020 года применять онлайн-ККМ обязаны субъекты, действующие на основе патента, и плательщики единого земельного налога.
- Насколько охотно бизнесмены идут навстречу фискалам при внедрении ККМ?
Внедрение онлайн-ККМ идет с учетом возможностей предпринимательского сообщества поэтапно с 1 июля 2015 года. С 1 января 2018 года на учет в органах госдоходов ставятся только онлайн-ККМ, за исключением налогоплательщиков, чья деятельность находится в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования.
По республике зарегистрировано около 579 тысяч ККМ, из них доля онлайн-ККМ составляет 96,55%.
ККМ - это инструмент контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования субъектами предпринимательства наличной выручки. Их внедрение позволяет сократить контрольную нагрузку со стороны органов госдоходов. Соответственно, сама сфера деятельности налогоплательщиков, работающих с денежными расчетами, более прозрачна.
И предприниматель имеет возможность контролировать свой бизнес, в том числе в других городах через личный кабинет.
- Вы говорили об объединении онлайн-ККМ и POS-терминалов с функционалом автоматического заполнения и отправки налоговой отчетности, а бизнесмены растерялись. Поясните, какое участие в формировании отчетности при введении нового функционала будет принимать владелец бизнеса? Как он сможет контролировать свои суммы условного прихода-расхода?
- Здесь в практику входят банковские продукты: планируется создание функционала, который объединит в одном продукте функции ККМ, POS-терминала, а также разработанного
API-сервиса по приему налоговой отчетности.
Предполагается, что налогоплательщику будет представлена возможность предзаполнения налоговой отчетности с учетом полученных сведений о денежных расчетах при применении онлайн-ККМ и POS-терминала. Проект стартует в пилотном режиме в будущем году.
- Предпринимателей у нас все же в процентном соотношении меньше, чем рядовых граждан. Разве не мимо последних проходит все, что касается формирования и расходования бюджета?
- Напомню, что совместно с Министерством национальной экономики мы работали над пилотным проектом по «бюджету участия» на местном уровне. Сейчас они реализуются в районах городов Нур-Султана и Алматы и направлены на развитие и благоустройство территорий.
Минфин совместно с Миннацэкономики и местными исполнительными органами готовит единые правила формирования и использования «бюджетов участия», масштабирования работы по их внедрению, активное разъяснение принципов всем гражданам.
Тот, кто интересуется работой Минфина, может видеть гражданский бюджет на официальных интернет-ресурсах местных и центральных государственных органов и на интернет-портале Открытых бюджетов. Там есть инфографики, схемы, диаграммы и другие презентационные формы.
А правила составления и представления гражданских бюджетов утверждены моим приказом № 15 в 2018 году.
- «Приватизация» - термин, ставший привычным. Распродано уже все? А если распродано, то что именно и на какие суммы?
- Приватизация является основным инструментом разгосударствления национальной экономики, способствующим переходу от директивного госуправления к другим его формам, регулируемым рыночными механизмами.
В нашей стране начало процесса приватизации было продиктовано требованиями времени, когда в 90-х годах Казахстан стал независимым государством. Требовалось скорейшее реформирование экономической системы, основанной на тотальной централизации экономической и политической жизни.
Приватизацию, проведенную в начальный период становления национальной экономики, можно обозначить как «первую волну» приватизации. На тот период 100% ВВП экономики страны формировалось государственными предприятиями.
За период «первой волны» приватизации (1991-2013 гг.) была осуществлена приватизация более 43 тысяч объектов госсобственности, доходы от которых составили около 360 миллиардов тенге. Помимо этого, аукционная продажа объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания насытила рынок продуктами питания, потребительскими товарами и необходимыми для населения услугами.
Ведущие промышленные предприятия, такие как ГАО «Карметкомбинат», нефтедобывающие предприятия «Актобемунайгаз», «Каражанбасмунай», «Мангистаумунайгаз», крупнейшие угольные разрезы «Богатырь», «Восточный», АО «Алюминий Казахстана», став частными, привлекая финансовые средства и новые технологии, успешно преодолели кризис переходного периода. Они модернизировались и выросли в крупных игроков на мировых рынках в горнодобывающей, металлургической, нефтяной и других отраслях.
Успехом «первой волны» приватизации можно считать формирование частного сектора и старт малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в политической сфере республика завоевала статус государства с эффективно действующей и динамично развивающейся рыночной экономикой.
Сейчас мы видим «вторую волну» приватизации, которая направлена на снижение доли государства в национальной экономике до 15% к ВВП, как в большинстве стран ОЭСР, и поддержку частного предпринимательства.
Приватизация не преследует цель «распродать» всю государственную собственность. Посредством приватизации государство выходит из тех сфер национальной экономики, где уже присутствует частный бизнес. Конкуренция приводит к снижению издержек, повышению качества управления и положительно сказывается на качестве услуг для конечного потребителя.
Тем самым государство, используя различные механизмы, в том числе приватизацию, сужает сферу влияния в различных областях экономики через передачу в конкурентный рынок непрофильных активов, а также активов, деятельность которых неэффективна (либо малоэффективна).
- IPO «Казатомпрома»: оценки экспертов идут в разбросе от «продано мало» до «куплено не теми». Итак, факты и Ваша трактовка?
- Я читаю наши СМИ, и мне, собственно, неясно, почему идет некая невнятная трактовка однозначного события.
Да, в ходе приватизации вывод акций на IPO начат с АО «НАК «Казатомпром». Так, 14 ноября 2018 года проведено успешное размещение 15% акций данной компании: на Лондонской фондовой бирже - 13% и впервые на бирже МФЦА - 2%.
Акции приобрели 49 иностранных и 16 казахстанских юридических лиц, а также около 2 700 граждан страны. Совокупная доля казахстанских инвесторов составила 47,5% от предложенного объема акций АО «НАК «Казатомпром». Общая выручка привлеченных средств составила 168 миллиардов тенге, или 451 миллион долларов США.
26 сентября текущего года посредством IPO размещено еще 3,8% акций АО «НАК «Казатомпром» на сумму 49,8 миллиарда тенге, или 128 миллионов долларов США.
- Какими стали иные итоги приватизации? Что страна обрела от продажи гособъектов частникам и что потеряла?
- Приватизация идет в соответствии с Комплексным планом приватизации на 2016-2020 годы, который включает 863 объекта республиканской, коммунальной собственности и квазигосударственного сектора.
Из этих объектов реализован и передан в конкурентную среду 501 объект различных сфер деятельности на сумму 545 миллиардов тенге. В их числе 54 объекта республиканской собственности на 65 миллиардов тенге; 250 объектов коммунальной собственности на 64 миллиарда тенге; 197 объектов квазигосударственного сектора на 416 миллиардов тенге.
Кроме того, 293 объекта направлено на реорганизацию и ликвидацию, что также является одним из способов сокращения участия государства в экономике.
В целом исполнение Комплексного плана приватизации, включая реорганизуемые и ликвидируемые объекты, на текущую дату составляет 92%.
К реализации подлежат еще 69 объектов, из которых по 32 - торги уже проводятся, 37 - на предпродажной подготовке.
В числе этих объектов 6 крупнейших компаний АО «ФНБ «Самрук-Казына», передача в конкурентную среду которых запланирована путем вывода на IPO⁄SPO до 25% от общего количества акций каждой из компаний. Это такие компании, как АО «Эйр Астана», АО «НАК «Казатомпром», АО «Казахтелеком», АО «НК «КазМунайГаз», АО «Казпочта», АО «НК «Қазақстан темір жолы».
Относительно того, что страна обрела от продажи гособъектов частникам и что потеряла, то основные выгоды, ожидаемые от «второй волны» приватизации, состоят из нескольких слагаемых.
Во-первых, граждане получают решение вопросов занятости, дополнительный доход в виде дивидендов при продаже акций на IPO и широкий спектр качественных услуг.
Во-вторых, бизнес обретает доступ к госзаказу, получает «готовый бизнес» с возможностью его расширения, а также участие в механизмах ГЧП.
В-третьих, государство создает условия функционирования эффективной рыночной экономики, повышает инвестиционную активность, наращивает стабильность в экономике и формирует широкий средний класс.