1 января 2020 г. Патентная революция: быть или не быть (Вера Ивановна Капацина, Управляющий партнер консалтинговой компании Angels Niko Advisory)
1 января 2020 г. Патентная революция: быть или не быть
Вера Ивановна Капацина
Член Управляющего совета Ассоциации Налогоплательщиков Казахстана,
Член редакционной коллегии журнала Союза судей Республики Казахстан «Зангер»,
Управляющий партнер консалтинговой компании Angels Niko Advisory
Мы все знаем, что в Казахстане существует ряд специальных налоговых режимов (СНР), в том числе патент. С 1 января 2020 года те индивидуальные предприниматели (ИП), кто работают на основе патента, почувствует на себе ряд существенных изменений.
Первое. Со следующего года будет действовать ограниченный список видов деятельности, по которым можно применять режим патента. Самое главное, из этого списка убрали торговлю.
Таким образом, если Вы являетесь индивидуальным предпринимателем и продаете на базаре картошку, то с 2020 года Вы должны перейти с патента на упрощенную декларацию. Ставка налога по патенту (торговля) 2%, по упрощенной декларации - 3%.
Второе. Мы все знаем, что на территории РК все денежные расчеты должны проводиться с применением контрольно-кассовых машин (ККМ) с функцией фиксации/ передачи данных. В настоящее время из этого правила есть ряд исключений. Основное из них - это ИП, осуществляющие деятельность на основании патента.
Возвращаясь к нашему примеру с предпринимателем, торгующим на базаре картошкой, можно сказать, что в настоящее время такой человек не обязан иметь ККМ, т.е., проще говоря, кассовый аппарат. Сегодня, Вы, приходя на базар и покупая килограмм картошки, рассчитываетесь и не получаете никакого фискального чека. Закон это не нарушает.
Или такой пример. Практически все мы пользуемся услугами такси. Сегодня доехав до нужного места и оплатив водителю стоимость поездки, мы также не получаем никакого фискального чека. Водитель такси выдавать нам его не обязан.
Однако, с 2020 года положение, позволяющее ИП на патенте не иметь ККМ и не выдавать фискальный чек, будет из Налогового кодекса исключено.
Посмотрим, что произойдет с нашими героями: продавцом картошки и водителем такси.
Как мы уже сказали, торговля, как таковая, будет выведена из сферы действия патента. Таким образом, предприниматели, работающие в данной отрасли, не смогут применить льготу в отношении неприменения ККМ, установленную для патента. Более того, и сама льгота для патента будет отменена.
Соответственно, с 1 января 2020 г. продавец картошки на базаре должен будет выдать Вам фискальный чек.
Что касается тех предпринимателей, кто всё-таки останется в сфере действия патента, то ввиду отмены льготы, позволяющей работать без ККМ, и они также должны будут выдавать фискальные чеки.
Следовательно, довезя Вас домой после встречи Нового года и приняв оплату, наш герой водитель такси должен будет выдать Вам фискальный чек.
В связи со всем вышесказанным возникает один большой вопрос: насколько малый бизнес готов к таким переменам? У всех ли продавцом на базаре есть ККМ? Вы придете на базар после 1 января 2020, и что у всех продавцов будут ККМ? Очень сомневаюсь. А штрафы за неприменение ККМ никто не отменял.
Неприменение ККМ, выявленное первый раз, согласно статье 284 КоАП влечёт предупреждение. Повторное выявление неприменения ККМ в течение года после первого нарушения влечёт штраф на субъектов малого предпринимательства в размере 15 МРП или 39 765 тг.
Невыдача чека ККМ, выявленная впервые, на основании той же статьи влечёт предупреждение. Повторное действие влечёт штраф на субъектов малого предпринимательства в размере 20 МРП или 53 020 тг.
Помимо указанного выше, КоАП также предусматривает и ряд других штрафов, например, за неотражение в чеке необходимой информации, за незаполнение книги учета наличных денег, за нарушение срока представления ККМ для опломбирования и т.п.
Готовы наши ИП платить эти штрафы?
Существуют разные мнения на предмет тотального внедрения кассовых аппаратов, поголовного налогообложения и повсеместного контроля. Кто-то ратует за это и считает данные действия положительным аспектом.
Моя позиция заключается в следующем. Львиную долю поступлений в бюджет формируют платежи от крупных налогоплательщиков. Именно они являются главным источником финансирования всей страны. Доля налогов, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем, работающим на основе патента, очевидно, не сравнится с долей, например, компании-недропользователя, добывающей нефть и реализующей ее на экспорт.
Так давайте оставим этих ИП в покое. Люди сами находят себе работу, не приходят к государству за пособием по безработице, не устраивают баррикады, они сами кормят себя и свою семью. Стоимость контроля над их деятельностью и содержания соответствующего контролирующего административного аппарата может превысить ожидаемые от них поступления в бюджет.
Может стоит задуматься над целесообразностью вводимых мер? Либо делать это более мягко, поэтапно и менее болезненно.