Нововведения 2020 в законе РК «О реабилитации и банкротстве» (Ильяс Ибраимов, юридический консультант юридической компании «Система права»)
Нововведения 2020 в законе РК «О реабилитации и банкротстве»
Ильяс Ибраимов,
юридический консультант юридической компании «Система права»
27.12.2019 года в Закон РК «О реабилитации и банкротстве» (далее - Закон) были внесены изменения, которые вступили в силу с 06.01.2020 года. В новой редакции Закона были значительно расширены полномочия собрания комитета кредиторов, так, в соответствии с действующим законодательством полномочия по выбору и назначению временного администратора, а также банкротного и реабилитационного управляющих передали комитету кредиторов должника, т.е., если раньше взыскатель был вынужден принимать предложенную судом кандидатуру временного администратора, то теперь он сам заключает договор с устраивающей его кандидатурой. Данное нововведение не только делает комфортным сотрудничество между кредитором и управляющим, но и избавляет от коррупционной составляющей на стадии избрания кандидатуры на эту позицию, кроме того, возрастёт конкуренция, а, следовательно, и качество работы управляющих, т.к. теперь кредитор вправе сам законно выбрать подходящего ему, основываясь как на качестве работы, так и на условиях сотрудничества.
Кроме того, значительно упрощена процедура подачи кредитором заявления в суд о применении в отношении должника процедуры банкротства. Если раньше кредитору необходимо было ждать наступления момента неисполнения обязательств от 3 до 4 месяцев, а также сумма задолженности должна была превышать 300 МРП для и ИП и 1000 МРП для юридических лиц, то теперь, для подачи в суд заявления о признании должника банкротом кредитору достаточно иметь вступивший в законную силу судебный акт. Вместе с тем, если учитывать требования пп.8 п.2 ст. 44 Закона, где сказано, что в заявлении должны быть указаны: «известные кредитору (кредиторам) сведения об имеющемся у должника имуществе», а также пп. 4 п.1 ст. 45 Закона, где изложено, что к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие: «обоснованность требований кредитора (исполнительные документы, решение суда или письменное признание должником требования кредитора)», можно сделать вывод о необходимости предварительного возбуждения исполнительного производства в отношении должника. Данный вывод обоснован тем, что на сегодняшний день, в случаях, когда кредитор обращается в суд за взысканием задолженности, у него нет никакой информации об имущественном положении должника, за исключением случаев где задолженность обеспечена залогом, а получить её законным путём возможно лишь возбудив исполнительное производство после получения исполнительного документа, требование о приложении которого и фигурирует в пп.4 п.1 ст. 45 Закона.
Вместе с тем, процедура подачи заявления о признании банкротом для должника сильно усложнилась. Если раньше для обращения должника в суд о признании его банкротом ему необходимо было неплатежеспособность при отсутствии возможности восстановления платежеспособности, что доказывалось банальным отсутствием имущества и наличием задолженности, то теперь для подачи такого же заявления должник обязан доказать свою устойчивую неплатежеспособность. Согласно Закону «Неплатежеспособность является устойчивой, если обязательства должника превышают стоимость его имущества на дату подачи заявления в суд и на начало года, в котором подано заявление, а также на начало года, предшествующего году подачи заявления, в случае, если заявление подано должником в первом квартале календарного года». В связи с чем, простого отсутствия имущества и наличия задолженности теперь недостаточно, что, на наш взгляд является отличным условия для устранения недобросовестных должником, которые за счет применения процедуры банкротства так или иначе пытались избавиться от обязательств перед кредиторами.
Еще одним важным нововведением стало исключение понятия ускоренной реабилитационной процедуры, вместо которой введено понятие процедуры реструктуризации, согласно которой должник обязан в течение двух месяцев с даты вступления в законную силу решения суда о применении процедуры реструктуризации задолженности заключить со всеми кредиторами соглашение о реструктуризации задолженности. При этом с момента подачи заявления о реструктуризации останавливается начисление пени, а также у кредиторов временно приостанавливается право на подачу заявления о признании должника банкротом. Данное изменение позволяет должнику, желающему продолжать свою деятельность, избежать судебных тяжб и ликвидации организации с реализацией его имущества и позволяет самостоятельно, без участия третьего лица, заключить соглашения с кредиторами, а также, возможно, уменьшить сумму задолженности в случае, если должник и кредиторы вместе придут к обоюдно выгодному решению.
Помимо изложенного хотелось бы отметить, что в соответствии с новым Законом были введены также и 3 класса финансовой устойчивости должника, которые определяют последствия обращения в суд.
Так, в соответствии со ст. 49-1 «Определение класса финансовой устойчивости должника осуществляется путем расчета коэффициентов, характеризующих эффективность его финансово-хозяйственной деятельности. В соответствии с границами класса финансовой устойчивости должник относится к одному из классов: I класс - финансово устойчивые; II класс - сопряженные с риском банкротства, но имеющие возможность восстановления финансовой устойчивости; III класс - финансово неустойчивые». Данное нововведение, на наш взгляд, положительно отразится на должниках, так как теперь есть четкие рамки и установленные условия для применения, к примеру, процедуры реабилитации или же реструктуризации задолженности, несмотря на подачу заявления о признании банкротом.
Хотелось бы отметить, что нововведения очень сильно уточнили былое законодательство. К примеру, теперь для обращения реабилитационным управляющим по решению собрания кредиторов в суд с заявлением о прекращении реабилитационной процедуры в отношении должника недостаточно просто глубокого убеждения управляющего о невозможности завершения или продолжения процедуры реабилитации, законодательством было определено, что для обращения в суд с подобным заявлением необходимо, чтобы общая сумма денежных обязательств должника, возникших после применения реабилитационной процедуры, превысила двадцать процентов от общей суммы кредиторской задолженности на дату принятия судом решения о применении реабилитационной процедуры.
Резюмируя, хотелось бы отметить, что вышеуказанные и многие другие изменения, которые в большинстве своем расширили полномочия комитета кредиторов, а также сузили полномочия суда и уполномоченного органа, должны позитивно сказаться на практике применения процедур реабилитации и банкротства, т.к. они расширили поле для конкуренции между управляющими и частично устранили возможность неких коррупционных схем на стадии избрания банкротного/реабилитационного управляющих, а также временного администратора и на стадии принятия решений, т.к. теперь большинство вопросов решаются самими кредиторами. Кроме того, законодательно были закреплены более точные и обоснованные определения тех или иных процедур, что также безусловно было необходимо для устранения имеющихся проблем.