6 причин неэффективности государственного финансирования в сфере IT (Жанат Нургалиев, экономист)
6 причин неэффективности
государственного финансирования в сфере IT
Существующий механизм выделения государственных грантов в сфере IT не приносит результата и поэтому нужны новые подходы, в том числе передача данной государственной функции в конкурентную среду.
Государственная программа «Цифровой Казахстан» реализуется чуть больше двух лет. Пока мы наблюдаем, что сфера IT развивается исключительно за счет частных инвестиций. Тем не менее, гранты из государственного бюджета на развитие сферы IT все же выделяются. В диаграмме 1 представлена информация по выделению бюджетных средств в целом на развитие науки по данным Министерства финансов РК.
Диаграмма 1
Как видим, ежегодные объемы расходов на науку в 2016-2019 годах оставались на одном уровне. Только на 2020 год запланирован существенный рост - на 56,4%. Информация по видам финансирования в открытом доступе пока отсутствует.
При этом из общего объема выделяемых грантов по итогам 2019 года на долю финансирования сферы IT приходилось 20,8%.
В диаграмме 2 представлена информация по грантовому финансированию (ГФ) и программно-целевому финансированию (ПЦФ) науки по приоритету Национального научного совета (ННС) «Информационные, телекоммуникационные и космические технологии, научные исследования в области естественных наук» согласно данным, размещенным на официальном сайте АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы».
При этом, МОН РК не ведет статистику в виде четкого разделения сумм финансирования в разрезе отдельных приоритетных направлений, таких как сфера IT, космические или телекоммуникационные технологии.
Диаграмма 2
Из диаграммы 2 видно, что на 2018-2020 годы всего грантов было выделено на сумму 5,9 млрд. тенге. При этом больше половины выделенных грантов или в среднем 63% (34 проекта) приходится на долю Института информационных и вычислительных технологий (ИИВТ), который является подведомственной организацией Комитета науки Министерства образования и науки РК.
Это без учета бюджетных средств, полученных государственными вузами, такими как КазНТУ им. Сатпаева, Евразийский университет им. Л.Н. Гумилева и др. В открытом доступе нет никакой информации о каких-либо достигнутых результатах, реализованных проектах за счет государственной поддержки.
Поэтому складывается такое впечатление, что государство в лице МОН РК показывает себя плохим проектным менеджером для развития прорывных IT-проектов.
И на это есть как минимум 6 причин.
Причина 1: несовершенство механизма отбора проектов.
А именно: преобладание субъективного фактора в деятельности ННС при принятии решений по выделению грантов на развитие науки в сфере IT. Как отмечалось ранее, больше половины бюджетных средств было получено ИИВТ. Налицо конфликт интересов. Поскольку глава ННС в сфере IT и руководитель ИИВТ был один и тот же человек - Калимолдаев М.Н.
В первом квартале 2018 года в ряде СМИ были опубликованы жалобы ученых по механизму распределении грантов, в том числе в сфере IT.
Так, например, на сайте 365info.kz 8 февраля 2018 года вышла статья Татьяны Кисилевой под названием: «Скандал с грантами для ученых: «Клевета и умалчивание деталей». (https://365info.kz/2018/02/skandal-s-grantami-dlya-uchenyh-kleveta-і-umalchivanie-detalej)
В данной статье упоминается, что группа ученых из Казкосмоса и активистов партии Акжол обратились с открытым письмом в Генеральную прокуратуру, а также в Агентство РК по противодействию коррупции с жалобой на деятельность ННС. Они выразили свое несогласие с тем, что проекты, набравшие не самые высокие баллы на экспертизе, получили финансирование решением ННС.
В январе 2019 года, спустя 11 месяцев после скандала с распределением грантов, Агентство РК по делам госслужбы и противодействию коррупции признало наличие высоких коррупционных рисков и конфликта интересов в ННС. (https://informburo.kz/stati/kto-iz-predsedateley-nauchnyh-sovetov-vydelyal-granty-na-svoi-proekty-і-chem-zakonchilas-travlya-uchyonyh.html).
Причина 2: нехватка квалифицированных кадров в сфере IT.
Эта проблема есть как в самом Комитете науки МОН РК, так и в целом в сфере IT.
В государственной программе «Цифровой Казахстан» по приоритетному направлению «развитие человеческого капитала» в качестве целевых индикаторов обозначены следующие показатели, отраженные в диаграмме 3.
Как наглядно видно, потребность в кадрах в сфере ИКТ возрастает с каждым годом.
Уже в ближайшей перспективе Казахстан может ощутить нехватку квалифицированных кадров, что отрицательно скажется на развитии промышленности и привлечении в страну новых технологий. С каждым годом этот дефицит будет только расти, если не принять меры уже сейчас. Эта мысль озвучивается в той или иной интерпретации специалистами отрасли уже не первый год.
В феврале 2018 года на Форуме по цифровизации в Алматы бывший Премьер-Министр Казахстана Б.Сагинтаев в своем выступлении сказал следующее: «Надо успеть запрыгнуть хотя бы в последний вагон уходящего поезда».
Для этого необходимо хотя бы срочно повысить размер заработной платы в государственном секторе для привлечения высококвалифицированных кадров.
Причина 3: отсутствие юридической ответственности у получателей государственных грантов за результаты исследований по прикладным наукам.
Так, в договорах на грантовое финансирование не прописываются конкретные индикаторы, которые необходимо достигнуть. Приведем аналогию. Когда частный инвестор выделяет средства, то он просчитывает все риски и требует от исполнителя отчетности за конечный результат.
В случае с государственными инвестициями, в качестве главного результата сейчас определено количество научных публикаций. Но сфера IT - это специфичная сфера и здесь в качестве конечного индикатора лучше использовать практическую применимость результатов научного труда.
Причина 4: неразвитость национальной инновационной инфраструктуры (государственные институты, ячейки коммерциализации, предпринимательский сектор).
Не созданы благоприятные условия для развития сферы IT. Известный экономист Сергей Гуриев, будучи с публичной лекцией в Алматы, отметил, что развитие сферы IT невозможно без эффективного венчурного фонда.
Венчурные фонды - это вложение инвестиций в стартап-проекты, направленные на разработку и внедрение инновационных идей для производства модернизированных бизнес-решений, технологий, что позволяет инвесторам получать высокорискованную прибыль.
Как правило частные венчурные фонды более эффективны, поскольку частный инвестор рискует вложенными средствами и озабочен контролем за результатом.
Причина 5: слабое межведомственное взаимодействие между МОН РК и Министерством цифрового развития инноваций и аэрокосмической промышленности РК (МЦРИАП).
Два государственных органа, ответственных за развитие сферы IT работают разрозненно. Так, например, при выделении грантов на науку в сфере IT, МЦРИАП не дает своего заключения в МОН РК, не рекомендует представителей бизнеса для установления связи с научной средой. В свою очередь МОН не включает представителей МЦРИАП в состав ННС.
Причина 6: доминирование государства, отсутствие конкуренции.
Кроме того, выделяемых средств недостаточно. В развитых странах ОЭСР финансирование науки составляет 3% к ВВП. У нас этот показатель составляет 0,15% от ВВП страны. В соседней России данный показатель составляет 1% к ВВП.
В этой связи, предлагается либо поменять существующие подходы к государственному финансированию, либо передать функции по выдаче государственных грантов в конкурентную среду под кураторством МЦРИАП.
Жанат Нургалиев, экономист