Обеспечить независимость адвокатуры (Нагашыбек Бекдаир)
Обеспечить независимость адвокатуры
Нагашыбек Бекдаир
Адвокаты обратились к Президенту РК К.-Ж. Токаеву с просьбой обратить особое внимание на их проблемы, среди которых посягательства на независимость и свободу адвокатуры, а также ухудшение ситуации с гарантиями адвокатской деятельности. Кроме того, член национального совета общественного доверия (НСОД) Айман Умарова предложила распустить нынешний состав Мажилиса.
Почему важна независимость адвокатуры? В первую очередь, это показатель демократического общества: от того, насколько адвокаты чувствуют себя комфортно, зависит чувство безопасности граждан в своей стране.
По словам Айман Умаровой, в апреле этого года состоится очередное собрание НСОД, на котором будут обсуждаться вопросы образования.
- Я хотела бы, чтобы обсуждались вопросы не только образования, но и адвокатуры. Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, уделите особое внимание адвокатуре, ведь она важный кирпичик в построении демократического и правового государства. Адвокатура должна быть свободной организацией. Почему государство вмешивается в ее деятельность, например, в вопросах лишения лицензии? - обратилась к Главе государства А. Умарова.
Гульнар Байгазина, адвокат, член президиума Республиканской коллегии адвокатов, считает, что никто не застрахован от того, чтобы оказаться в орбите уголовного преследования, или от других юридических проблем. Основной гарантией того, что ваши права при этом не будут нарушены, а закон соблюден, является возможность получить квалифицированную юридическую помощь независимого и свободного от угроз и давления со стороны государства адвоката.
По ее словам, адвокаты вынуждены обратить внимание общественности на то, что они сами в настоящее время не защищены от своих процессуальных оппонентов - правоохранительных и иных органов исполнительной власти.
- Так, в частности, по международным стандартам дисциплинарное производство в отношении адвоката должно относиться к исключительной компетенции органов, создаваемых самой адвокатурой. Однако в настоящее время Министерство юстиции может подать иск о пожизненном лишении лицензии любого адвоката вообще без учета мнения адвокатского сообщества и без прохождения необходимых дисциплинарных процедур. К сожалению, есть примеры преследования адвокатов, известных своей активной правозащитной позицией, - считает Г. Байгазина.
Она отметила, что предложенный отдельными депутатами Мажилиса Парламента РК проект поправок в Закон РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» вместо того, чтобы усиливать и развивать адвокатуру в Казахстане, наоборот, может привести к ограничению прав граждан на квалифицированную юридическую помощь.
- Депутаты почему-то озаботились упразднением юридических консультаций, которые, по сути, являются основной формой организации адвокатской деятельности. Юридические консультации при территориальных коллегиях адвокатов, в составе которых предпочитает работать большинство адвокатов, несут основную нагрузку по оказанию населению гарантированной государством юридической помощи, а также комплексной социальной юридической помощи. Граждане, нуждающиеся в юридической помощи, в первую очередь, обращаются именно в юридические консультации, - сказала Г. Байгазина.
С упразднением юридических консультаций работающий многие годы механизм оказания гражданам квалифицированной юридической помощи будет в одночасье разрушен, так считают адвокаты. Кроме того, не предложена какая-либо альтернатива, способная эффективно заменить устаревшую, по мнению разработчиков законопроекта, форму организации адвокатской деятельности. Также на пресс-конференции спикеры отметили, что действующая структура в виде юридических консультаций коллегии адвокатов в Казахстане доказывала свою жизнеспособность на протяжении многих десятилетий.
По словам Г. Байгазиной, наряду с юридическими консультациями в течение последних 20 лет в РК работают адвокатские конторы и адвокаты-индивидуалы.
- Около 60 процентов адвокатов от общей численности выбирают именно юридические консультации, и только 40 процентов индивидуально осуществляют свою деятельность через адвокатские конторы. К примеру, в Алматинской коллегии адвокатов в январе этого года состояло 875 адвокатов, из них 527 лиц осуществляют свою деятельность в юридических консультациях, 114 - через адвокатские конторы и 234 - индивидуально. Цифры наглядно доказывают жизнеспособность и актуальность юридических консультаций, - привела статистику Г. Байгазина.
Елена Дворецкая, адвокат, член Комиссии по защите прав адвокатов Республиканской коллегии адвокатов, считает, что необходимо пересмотреть ст. 32 Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» о пожизненном лишении статуса адвоката.
- Если мы обратимся к п. 2 этой же статьи, то увидим, что адвокатом не может быть лицо, признанное судом недееспособным, либо ограниченно дееспособным, либо имеющее непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость. Т.е. адвокатом может быть лицо, которое было освобождено от уголовной ответственности по истечении трех лет. В частности, если было прекращено уголовное дело. Также им может быть лицо, которое было уволено по отрицательным мотивам с государственной воинской службы, из прокуратуры, в частности, освобождено от должности судьи по истечении одного года. Лицо, которое совершило административное правонарушение, может через три года вернуться в сообщество и вновь защищать граждан. Однако адвокат, лишенный лицензии на занятие адвокатской деятельностью, в профессию вернуться не может. Как правило, такие иски являются своего рода рычагом давления на наиболее принципиальных адвокатов и фактически исключают из профессии тех, кто действительно может гарантировать каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, - сказала Е. Дворецкая.
По мнению Гульнар Байгазиной, адвокатуру нужно усиливать и развивать.
- Ей нужно дать возможность дышать и подниматься, чувствовать себя независимой. Адвокаты должны иметь гарантии свободного осуществления своей деятельности. Они защищают гражданина, соответственно, в некоторых случаях, в силу своей службы, противостоят государству. Если государство будет иметь неограниченный инструментарий воздействия на адвоката, то вы получите подавленное и запуганное существо. Если он себя защитить не сможет, то как он защитит граждан? - задается вопросом адвокат Г. Байгазина.
В связи с этим адвокаты предлагают сместить акцент в реформе и говорят о развитии адвокатуры как института. Спикеры отметили, что во всех странах вопросы регулирования деятельности адвокатов решаются самой адвокатурой, а также отсутствует лицензирование этой деятельности.
В конце пресс-конференции Айман Умарова предложила распустить нынешний состав Мажилиса
- Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, нужно все-таки расформировать такой состав депутатов. Зачем нам спящие депутаты, которые говорят, что попало, которые уверены, что никто из них никогда не сядет, что никто из их родственников не пострадает, и которые рубят на корню свободу и независимость адвокатской деятельности? - сказала А. Умарова.
Также она предположила, что депутаты не всегда понимают смысл обсуждаемых ими законопроектов.
- Иногда мне кажется, что люди, которые принимают законы, совершенно не понимают, что обсуждают. Нам не нужны такие депутаты. Если такой закон и такие поправки будут приниматься, то просим дать список лиц, кто примет этот закон, и мы будем следить за тем, как сложится их судьба после того, как они перестанут быть депутатами, - завершила свою речь А. Умарова.
Спикеры пресс-конференции отметили, что, к сожалению, с принятием Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» случаи преследования адвокатов участились. По сути, данные действия ставят под угрозу возможность занятия адвокатом активной позиции защиты в судебном процессе, что в конечном итоге приведет к подавлению адвокатов, способных смело и квалифицированно защищать своих доверителей и погубит право человека на защиту и квалифицированную помощь в нашей стране.
Адвокатура в республике должна оставаться независимой и свободной от необоснованного вмешательства со стороны государства. Следует также запретить на законодательном уровне порочную практику судебного преследования уполномоченным органом адвокатов, борющихся за права человека и справедливость правосудия.