Лента новостей
0

Сокращение в госорганах мы должны начать не с исполнителей, а с руководителей — эксперт

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 02.09.2020 20:52 Фото: zakon.kz
В департаментах министерств на 50 руководителей приходится 60 исполнителей.

Как отметил Президент Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана, в ближайшие два года ожидается заметное сокращение чиновников. Зачем это нужно и к чему это приведет — читайте в эксклюзивном интервью замруководителя аппарата акима г. Нур-Султана, члена президентского кадрового резерва Нурлыбека Женисбекулы, сообщает Zakon.kz.

— Глава государства сказал в своем Послании, что будет создано Агентство по стратегическому планированию и реформам с прямым подчинением Президенту. С одной стороны, будет сокращаться чиновничий аппарат, с другой, опять создается новое ведомство. Какая в этом необходимость?

— Прежде чем ответить на ваш вопрос, давайте сначала посмотрим, кто такой современный госслужащий, каким он должен быть? В нынешней ситуации это, в первую очередь, должен быть такой человек, который в пределах своей компетенции умеет принимать нестандартные решения, умеет брать ответственность на себя.

Во-вторых, он не должен быть привержен нашей «традиции» – ждать поручения, как обычно у нас бывает. Как вы знаете, сегодня наши рядовые госслужащие ждут поручения. Если есть поручение – выполняет, пишет начальству какие-то служебные записки по рассмотрению жалоб, обращений и так день проходит. Если нет, то просто приходят на работу и уходят. Это образ сегодняшнего классического госслужащего.

В Послании Президента речь в целом идет об изменении формата госслужащих, о современных методах управления персоналом и так далее. Почему я порадовался Посланию? Я уже достаточно долго пишу на своих страницах в соцсетях о статусе госслужащих и могу сказать, что сейчас, к сожалению, у наших госслужащих нет четкого статуса, нет позитивного имиджа среди населения.

Поэтому создание нового агентства, которое будет напрямую подчиняться Президенту, и которое будет непосредственно заниматься реформированием системы госуправления, в том числе реформой госслужбы – верный и своевременной шаг.

С Посланием Президента в первую очередь будет происходить тектонический сдвиг в самом госаппарате. Не зря в первой части этого важного документа обозначена необходимость создания новой модели государственного управления и реформирования.

Поэтому это своевременный шаг, особенно в нынешних условиях, когда требуется более быстрое гибкое реагирование со стороны госслужащих местных исполнительных органов, которые в силу своих должностных полномочий должны оперативно принимать грамотные решения, не доводя до вышестоящих госорганов.

Вообще реформы госслужбы… Конечно, мы хотим сейчас сразу покончить со всей этой вакханалией, но, повторяю, когда оно закреплено таким весомым документом как Послание Президента, тектонические сдвиги происходят в самом госаппарате, поверьте. Мы не говорим, давайте всех выгоним, всех подсократим, наберем новых, и страна заживет. Нет такой формулы, это не работает.

Для того, чтобы вырастить хорошего, например, руководителя среднего звена, нужно как минимум 3-4 года. Поэтому, думаю, новое Послание защитит госслужащих от всяких бюрократических действий.

Что касается создания нового агентства… Смотрите, почему сегодня речь идет о сокращении госслужащих? Приведу пример.

На данный момент в Казахстане около 98 тыс. госслужащих, это 1,1% экономически активного населения. В развитых странах этот показатель где-то на уровне 18%, потому что они включают в госслужащих врачей, учителей и полицейских. В таких скандинавских странах, как Дания, Норвегия, Швеция и другие, госслужащие составляют около 30%. В Японии – на уровне 6%, в Южной Корее – 7,6 %.

В Америке 400 миллионов населения, а чиновников около двух миллионов. То есть на одного чиновника приходится 147 рядовых граждан. В Германии население 83 млн человек, а госслужащих около 500 тыс. Другими словами, на одного госслужащего 163 граждан.

В Японии работают 584 тысячи госслужащих, во Франции на одного сотрудника приходится 190 человек. Больше всего чиновников в Китае: на 1,3 млрд населения насчитывается 70 млн чиновников и госслужащих. То есть на одного госслужащего приходится 19 человек.

А у нас в стране этот показатель, если мы будем добавлять в чиновничий список сотрудников правоохранительных органов, учителей и так далее, будет примерно около 20% от общего населения. То есть на одного госслужащего у нас приходится 187 жителей. Если мы хотим более открытое доступное правительство, слышащее государство, то должны значительно снизить этот показатель. А для этого в первую очередь нужно сокращать количество госслужащих.

— Нурлыбек Женисбекович, ранее вы писали, что нужно сократить до 70% госслужащих. Не слишком перегнули?

— Вообще, сам факт сокращения чиновников я только приветствую. Для того, чтобы совершить модернизацинонный прорыв в госуправлении, компактность и минимализм бюрократии являются самым важным аспектом. В этом смысле Президентом поставлена задача уменьшить бюрократию в деятельности госорганов.

Действительно, я предлагал сократить до 70%, но не за раз, конечно, а поэтапно, в противном случае возрастет число безработных. Например, из 100 тыс. сокращенных госслужащих около 70 тыс. станут безработными. А это в основном люди с высшим образованием, поэтому мы здесь должны видеть и обратную сторону медали. Завтра мы 25 % сократим, это примерно ±25 000 госслужащих.

Оптимизация численности госслужащих не должна превратиться в механические сокращения. Этот процесс должен пройти безболезненно, прежде всего, для самой системы и должен быть увязан с перераспределением полномочий между различными структурами.

Процесс перестройки не должен использоваться в качестве причины увольнения госслужащих, это же потеря знаний, инвестиций, которые были в свое время сделаны государством в этого специалиста, в его обучение, повышение квалификации.

Если откровенно, то правда в том, что у нас сейчас в госорганах многие функции дублируются. В новых условиях в госорганах должны остаться только те функции, которые государство может исполнять более качественно, остальные должны быть децентрализованы и переданы на более низкий уровень управления, либо делегироваться между подведомственными органами. Или должны быть переданы гражданскому обществу и частному сектору в рамках аутсорсинга.

Надеюсь, новое агентство будет полностью анализировать, мониторить и в ближайшие год-два мы увидим хороший сдвиг, хорошие изменения в целом. По крайней мере, у меня такой оптимистический настрой.

Президент же постоянно говорит, что мы должны стать слышащим государством, а слышащее государство это те госслужащие, которые могут услышать и слышат обычных граждан и население. Мы должны работать на население, постоянно обрабатывать их ежедневные обращения.

— А куда прикажете девать сокращенных госслужащих?

— Полагаю, скоро правительством будут созданы новые рабочие места в рамках Дорожной карты и сейчас государство уже разработало механизмы передачи основных госфункций в конкурентную среду.

Есть приложение к приказу Министерства национальной экономики от 29 июля 2019 года, где детально расписаны механизмы аутсорсинга. Главное, чтобы не было кампанейщины в этом деле, а так по документам то у нас все нормально.

Если многие функции при сокращении госорганов передать в аутсорсинговые компании, что, на мой взгляд, будет лучшим решением, то эти люди могут работать в частном секторе. Президент опять же обозначил, что мы должны постепенно переходить к такой реформе, потому что трудоустроить этих граждан тоже большая трудоемкая работа. Следовательно, самый эффективный вариант – это создать проектный офис, проектный менеджмент и мы к этому идем.

Другими словами, есть определенный проект, есть определенная программа, которыми должны заниматься госорганы. В проектном офисе будут работать те люди, которые попали под сокращение, они будут непосредственно сопровождать его под ключ.

— У нас уже не раз принимались всевозможные кардинальные меры, в том числе в госструктурах. Не получится ли так, что через какое-то время опять надо будут все это возвращать назад, опять восстанавливать и расширять чиновничьи ряды? Тем более, если судить по сегодняшним госслужащим, они очень загружены, перегружены, многие работают допоздна и в выходные дни.

— Я же говорю, сейчас многие госслужащие стали функционерами, у нас очень много функций, из-за этого идет неправильное распределение загруженности, один сотрудник работает с утра до ночи, а у другого нагрузка совсем маленькая. Поэтому тут нужно смотреть индивидуально. Я вот постоянно говорю, что у каждого госслужащего должен быть индивидуальный план развития, карьерный план, в котором должны быть четко обозначены его функции. И мы должны определять через KPI его трудоспособность.

Я сам госслужащий, работаю в местном исполнительном органе, ранее работал в центральных госорганах и, поверьте, знаю, что у кого-то может быть очень высокая нагрузка, а у кого-то совсем низкая, но зарплата при этом у всех по сетке одинаковая. Это первый момент.

Второе. Для меня есть золотое правило: одно действие – одно решение. Это я к тому, что любой госорган должен заниматься в рамках своей компетенции. А вообще высокая численность госаппарата это всегда низкое качество исполнения госзадач и функций.

На сегодня у нас в центральных госорганах имеется от 6 до 6,5 тыс. функций, а в местных исполнительных органах 1-1,5 тыс., что говорит об избыточных функциях госорганов. Одно и то же министерство играет роль и разработчика программы развития, и исполнителя, и собственника, и еще проверяющих.

Мы не должны бояться глобальных перестроек и не должны бояться принимать нетрадиционных мер. У власти все-таки есть опасения, что в целом нестандартные меры в госуправлении могут привести к нарушению политических реформ. Этим же объясняется нерешительность в действиях и минимальная ответственность при принятии решений.

— В Послании также говорится и об упразднении института ответственных секретарей. Как вы к этому относитесь?

— Это я тоже считаю лучшим решением, так как за отрасль в целом должен отвечать один руководитель, как сказал Президент, в лице министра, который имеет гораздо больше ответственности перед главой государства, чем, например, руководитель аппарата данного ведомства или другие работники.

У нас 15 ответственных секретарей. Как вы знаете, они относятся к корпусу А и обладают особым статусом, так как их назначает и освобождает от должности глава государства, как и министров. Соответственно, как Президент отметил, в некоторых госорганах наблюдается конфликт интересов и это в целом сильно мешает отрасли работать. Поэтому я в этом вопросе поддерживаю Президента.

Вообще, как обозначил глава государства, сокращение будет поэтапным, и в большинстве случаев будут использоваться мягкие рычаги, резких, радикальных действий не будет. Что это означает? Вот сейчас, как показывает практика, каждый год в госслужбе образовывается порядка восьми процентов вакансий, и в первую очередь будут постепенно сокращаться вакантные должности. Это тоже очень важный момент.

Помните, ранее Президент говорил, что сейчас Норвегия, Новая Зеландия, США как раз активно изучают опыт и перспективу внедрения в деятельность госаппарата принципов разумной гибкости и маневренности. Во многих странах, в той же Великобритании госорганы переходят на проект менеджмент, проектные офисы. У нас тоже предпринимаются подобные попытки, эффективность которых будет изучать новое агентство. Но в целом это вполне реализуемая практика.

Есть еще такая модель госуправления, которая называется сервисная модель деятельности государства – адекватная, эффективная, открытая, справедливая, которая может отвечать запросам и ожиданиям общества. Думаю, нам тоже необходимо эту модель позаимствовать.

Хотел бы особо отметить, что при этом все реформы должны основываться на самых передовых технологиях. Как вы знаете, сейчас в рамках цифровизации активно внедряются разные системы госуправления, что тоже очень важно.

С появлением новых технологий автоматизируются все процессы жизнедеятельности госорганов, документообороты, обращения физлиц и многое другое. Те задачи, которые раньше выполнялись определенным количеством специалистов, сейчас полностью может выполнить вот эта система. Госслужащий, который должен быть либо экспертом в какой-то области, либо управленцем-регулятором, они будут просто координировать работу.

Таким образом, если мы сейчас приступим к сокращению, то незамедлительно должны создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения и так далее.

— Как показывает практика, обычно сокращения происходят только на бумаге. Не пойдем ли и в этот раз по этому сценарию?

— Понимаю вас. Действительно раньше было немало случаев, когда сокращали мертвые вакансии, мертвых душ. Да и сейчас многие ведомства держат определенное число вакансий, которые при очередной кампании по снижению численности, сокращают без ущерба для персонала. Учитывая горький опыт прошлого, надо стараться сейчас не допустить подобной компанейщины.

И еще. Во время сокращения мы должны в первую очередь думать об исполнителях. Обычно у нас самые низовые должности сокращаются. Теперь мы должны смотреть сначала на высшее руководство, потом на среднее звено.

К слову, у нас сейчас в госорганах цифры разнятся между исполнителями и между руководителями.

— Например?

— Например, в каждом министерстве есть не менее десяти департаментов. Это уже десять директоров департаментов. И у каждого из них минимум по два зама, итого двадцать замов.

Далее. В каждом департаменте по два-три управления, а это еще минимум двадцать руководителей. И в каждом из этих управлений работают три главных специалиста. Если посчитать все это, то выходит, что на 50 руководителей приходится 60 исполнителей, то есть в среднем на 1,2 исполнителя – один руководитель. И это не считая политических госслужащих. Это реальная картина, поэтому сокращение мы должны начать не с исполнителей, а с руководителей.

— Куда будут направлены высвобождающиеся средства?

— Как сказал Президент, они будут направлены на оплату труда госслужащих. Экономия не самоцель реформы и это понятно, но если даже не проводить запланированного сокращения, то конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе все равно не достичь, поэтому и было принято такое решение. Президент сам же отметил, что низкооплачиваемая госслужба обходится обществу слишком дорого.

Также хотел бы сказать о штатной численности госорганов. Сейчас штаты как в территориальных, так и в центральных и местных исполнительных органах сильно раздутые, что признают даже сами чиновники. В этом плане уже который год идет критика в их адрес.

Как я уже сказал, в одних госструктурах избыток кадров, в других идет дублирование функций, третьи и вовсе занимаются несвойственными им функциями. Поэтому необходимость оптимизации госорганов уже давно назрела, и сейчас это прозвучало из уст Президента.

— Что еще, на ваш взгляд, заставляет правительство пересмотреть штатную численность госструктур?

— То, что функции, так сказать, живых сотрудников все чаще стала выполнять система искусственного интеллекта. Это ярко видно на примере электронного правительства egov, которое все госсуслуги выполняет на автоматизированном уровне и сейчас у нас во многих госструктурах внедряется роботизированная система, что тоже заставляет пересмотреть кадровую политику.

Недавно я читал где-то, что самообучаемость, универсальность дошла до того, что в большинстве случаев люди, говорящие с роботом, уже не отличают его от живого собеседника, вот так вырос уровень искусственного интеллекта. Поэтому, думаю, современные алгоритмы будут и дальше совершенствоваться и будут напрямую влиять на рынок труда, и не только в системе госуправления, но и в целом в обществе.

В Послании говорится, что в течение двух лет будут сокращены 20-25 процентов госслужащих. Это не так уж много для рынка труда Казахстана, наш рынок воспримет это спокойно, тем более, нам к этому не привыкать, у нас чуть ли не каждый год госорганы то реорганизуются, то создаются, то объединяются, то сокращаются и народ не особо ощущает эти изменения, этим озабочены только сами госслужащие.

У нас бюрократические процессы создают сами бюрократы, законы для чиновников пишут сами чиновники… Поэтому, думаю, Послание Президента будет кардинально менять сознание самих госслужащих.

Конечно, у оппонентов власти есть определенное недоверие к обозначенным реформам, но не надо забывать, что новая модель госуправления – требование общества и нынешним госслужащим придется адаптироваться к новым условиям, к новым реалиям.

— Готовы ли они к этому?

— Готовы.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: