Тридцатилетний путь создания динамичного и прогрессивного образа Казахстана
Молодое государство остро нуждалось и в процессах по укреплению самой независимости: установлении гражданства, утверждении государственных символов, создании самостоятельных институтов, внедрении собственной валюты, недопущении ухудшения социально-экономического благосостояния граждан и, самое главное, формировании образа суверенного Казахстана как динамичного и прогрессивного государства, надежного партнера и верного союзника.
Перенос столицы – стратегия будущего
Идея о переносе столицы принадлежала Первому Президенту Казахстана и являлась вовсе не прихотью, а стратегически важной необходимостью.
Обретя независимость, Казахстан приступил к процессу формирования собственного геополитического пространства, для чего нужен был новый политический Центр, который стал бы главным связующим звеном между всеми регионами страны.
Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отмечал, что проект новой столицы Казахстана появился не случайно.
Тогда реалии настоящего и целый ряд геостратегических факторов заставили нас по-новому подойти к процессу формирования нашего собственного геополитического пространства. Нурсултан Назарбаев
С обретением независимости возникла новая государственная реальность, которая требовала адекватных форм.
Сердце государства пульсирует в его столице. Это аксиома. Молодому государству обязательно нужна новая, современная столица. В этом я был абсолютно уверен с первых дней независимости. Уже в 1992 году во время одной из своих рабочих поездок в Акмолу у меня возникла мысль о переносе столицы.Первый Президент Казахстана
Основной замысел переноса столицы лежал в плоскости необходимости формирования условий для внутренней интеграции всех регионов страны и обеспечения импульса для экономического роста государства.
При поиске места новой столицы рассматривались разные варианты с учетом целого ряда критериев: географических (т.е. примерная равноудаленность столицы от всех областных центров), природно-климатических и социально-экономических, военно-стратегических факторов, перспектив развития транспортной и инженерной инфраструктуры, возможностей строительного, демографического, научного и культурного роста.
Решение о переносе столицы в Акмолу было принято Верховным Советом Республики Казахстан 6 июля 1994 года. Официальный перенос состоялся 10 декабря 1997 года. Указом Первого Президента от 6 мая 1998 года Акмола была переименована в Астану, а в 2019 году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял решение переименовать город в Нур-Султан.
Международная презентация новой столицы Казахстана прошла 10 июня 1998 года. В 1999-м Астана по решению ЮНЕСКО получила звание «Город мира». В 2000 году главный город Казахстана стал членом Международной ассамблеи столиц и крупных городов. Нур-Султан – самая северная столица в Азии. Общее население мегаполиса превышает 1 млн человек.
Удобное расположение в центре евразийского континента делает Нур-Султан экономически выгодным транспортным, коммуникационным и логистическим центром, своеобразным транзитным мостом между Европой и Азией.
Перенос столицы придал мощный импульс экономическому развитию не только Нур-Султана, но и всего государства. Высокие темпы роста экономики города привлекают многочисленных инвесторов. Доля казахстанской столицы в республиканском объеме привлеченных инвестиций – 10%, доля ВРП города в экономике республики — 10,2%.
Основу столичной экономики составляют промышленное производство, транспорт, связь, торговля и строительство.
Промышленное производство сконцентрировано преимущественно на выпуске строительных материалов, пищевых продуктов, напитков и в машиностроении. Лидирующее положение в Казахстане столица занимает по выпуску строительных металлических изделий, бетона, готового для использования, и строительных изделий из бетона.
Среди крупнейших предприятий города можно выделить такие объекты, как Целиноградский вагоноремонтный завод, концерн «Цесна-Астык», завод по сборке пассажирских вагонов ТОО «Тұлпар-Тальго», завод по сборке вертолетов ТОО «Еврокоптер Казахстан инжиниринг» и другие.
Динамично развивается предпринимательская отрасль. В Нур-Султане действуют более 128 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, Нур-Султан стал и центром отечественного образования. Так, в городе функционируют Назарбаев Университет, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахский национальный университет искусств, Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина, Казахстанский филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Медицинский университет Астана и другие.
Казахстанская столица стала центром евразийского пространства, принимая различные форумы, конгрессы и другие мероприятия международного значения.
Здесь на регулярной основе проходят Съезды лидеров мировых и традиционных религий, Астанинский экономический форум. В Нур-Султане был проведен исторический саммит стран ОБСЕ, состоялись юбилейные саммиты ШОС и ОИС и была сформирована международная диалоговая площадка по вопросу урегулирования сирийского конфликта. В 2017 году прошла международная выставка EXPO-2017.
В Нур-Султане был создан Международный финансовый центр «Астана», который уже сейчас имеет все шансы занять место главного центра финансовых отношений и технологий не только Центрально-Азиатского региона, но и всего постсоветского пространства.
МФЦ «Астана» – уникальный проект
Как отмечал ранее заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук Дмитрий Кувалин, в мире существует лишь несколько международных финансовых центров – мест сосредоточения бизнеса и финансовой инфраструктуры, имеющих глобальное значение для мировой и региональной макроэкономики. В их число входят Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Шанхай, Токио и Гонконг.
На постсоветском пространстве предпринимают попытки создания МФЦ Москва и Санкт-Петербург. Однако в этом случае Казахстан своих российских коллег опередил, открыв и полноценно запустив МФЦ «Астана» в Нур-Султане.
Проект Международного финансового центра «Астана» был задуман еще в 2015 году, чтобы связать экономики стран Центральной Азии, Кавказа, ЕАЭС, Западного Китая, Монголии, Ближнего Востока и Европы. В июле 2018 года состоялось его официальное открытие, а в 2020-м принята стратегия развития до 2025 года.
Как отмечал Касым-Жомарт Токаев, МФЦ «Астана» с его уникальными возможностями может выступить в качестве универсальной платформы, связывающей страны региона.
Сейчас в МФЦ «Астана» зарегистрировано свыше 600 компаний из 47 стран. Этот факт может позволить ему стать главным посредником между Китаем и странами постсоветского пространства. Общие активы финансового сектора МФЦ «Астана» достигают 569,8 млн долларов.
Ядром центра является фондовая биржа — Astana International Exchange (AIX), инфраструктура которой создавалась в партнерстве с NASDAQ, Goldman Sachs, Фондом Шелкового пути и Шанхайской фондовой биржей.
В официальном списке Астанинской биржи более 60 ценных бумаг. Требования для эмитентов официального списка соответствуют эквивалентным требованиям Лондонской фондовой биржи.
В 2019 году Астанинская биржа привлекла около 217 млн долларов акционерного капитала — в несколько раз больше, чем весь фондовый рынок Казахстана за предшествующие три года. В 2020 году оборот торговых сделок на бирже вырос, несмотря на непростые условия работы. В октябре и сентябре он составил 5,4 млн и 3,9 млн долларов соответственно.
Экосистему биржи формируют более 20 местных и международных торговых членов, в том числе российские брокеры «ВТБ Капитал» и «Универ Капитал».
На Астанинской бирже созданы привлекательные условия и для компаний горнорудного сектора. В зависимости от масштаба они освобождены от ряда требований по листингу. Выбор горнорудного сектора для предоставления особых преференций связан с тем, что в Центральной Азии много месторождений и рудников, некоторые из которых имеют всемирное значение.
Официальный язык МФЦ «Астана» – английский. Еще одним преимуществом перед возможными конкурентами на постсоветском пространстве и соответственно причин интереса международных компаний является фактор действия на ее территории принципов английского права.
Применение принципов английского права является крайне прагматичным шагом, потому как действие такой правовой системы наиболее понятно международным инвесторам любого калибра. Плюс ко всему, для решения гражданских и коммерческих споров на базе МФЦ «Астана» был создан суд и международный арбитражный центр, которые могут работать в удаленном режиме посредством электронной платформы «eJustice».
В международной финансовом центре также функционируют системы для упрощения интеграции иностранных представителей в казахстанское бизнес-сообщество (AIFC Expat Centre), специальный орган для стимулирования привлеченных прямых инвестиций в различные бизнес-проекты стран Центральной Азии с их последующим информационным и организационным сопровождением, а также структура, продвигающая устойчивое финансирование проектов на территории Казахстана и всего Центрально-Азиатского региона (AIFC Green Finance Centre Ltd).
Стабильный рост экономики – оценка Всемирного Банка
Заложенный фундамент экономического развития в первые годы независимости, а также последовательная и поэтапная реализация изначально избранной стратегии позволили Казахстану неоднократно преодолевать все финансово-экономические потрясения, включая последствия мировой пандемии.
Казахстан всегда реагировал на все кризисы с присущей ему долей восточного прагматизма, по-философски и без особой паники.
Так, согласно оценке специалистов Всемирного Банка, быстрый рост, обусловленный проведением структурных реформ, использование многочисленных углеводородных ресурсов, высокий внутренний спрос и прямые иностранные инвестиции помогли снизить уровень бедности и перейти в категорию стран с доходом выше среднего.
Кроме того, специалисты ВБ отмечают, что казахстанской экономике также удалось выдержать и прямое давление со стороны мировой пандемии, и за некоторым спадом прогнозируется увеличение темпов экономического роста до 3,2%. По их мнению, правительство Казахстана оперативно отреагировало на кризис, возникший на фоне COVID-19, и представило пакет бюджетных стимулов в размере около 6% от ВВП, ориентированных на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Для поддержки дальнейшего стабильного и устойчивого восстановления экономики Казахстан начал активно способствовать проведению структурных реформ, ведя параллельно эффективную борьбу с пандемией, с тем, чтобы обеспечить быстрое, устойчивое и инклюзивное восстановление экономики.
Первым приоритетом в области политики является диверсификация экономической базы за счет повышения конкурентоспособности не нефтегазовых секторов, в том числе посредством проведения реформ в финансовом секторе и в области инвестиционной политики. Второй приоритет – ограничение чрезмерной роли предприятий квазигоссектора, усиление конкуренции и создание равных условий для частного сектора. Третий приоритет – повышение качества и прогрессивности расходования бюджетных средств с целью устранения неравенства.
После резкого падения экспорта и соразмерного сокращения импорта сальдо текущего счета в целом не изменилось и составило 3,4% от ВВП. Резервы Национального Банка Казахстана выросли почти на 6,7 млрд долларов в конце 2020 года, составив 35,6 млрд долларов, ввиду роста цен на золото, несмотря на существенные интервенции на валютном рынке.