Кошелек или отдых: почему иностранцев в Усть-Каменогорске заставляют платить больше
Само правило об уплате турвзноса для размещения иностранцев было введено постановлением Правительства еще в позапрошлом году. Но размер ставки утверждается на местах, а пять процентов – это разрешенный максимум. Усть-Каменогорские депутаты его и установили.
"В минувшем году была нулевая процентная ставка. С этого года она будет составлять не более пяти процентов от стоимости пребывания. В городе ее рассчитали согласно правилу. Полученные с иностранцев средства пойдут в городской бюджет на развитие туристической инфраструктуры", – заявил заведующий сектором туризма отдела физической культуры, спорта и туризма города Биржан Нурсоветов.
В среднем, подсчитали в горотделе, пребывание в Усть-Каменогорске обойдется в 600 тенге каждому иностранцу.
"К примеру, гостиница в среднем обойдется иностранцам в 12 тысяч тенге в сутки. Пять процентов от этой суммы составят 600 тенге", – пояснил Нурсоветов.
То, что ставка введена сразу максимальная, он объяснил довольно большим числом туристов в Усть-Каменогорске.
"За третий квартал 2022 года – 10,5 тысяч туристов, а за аналогичный период предыдущего года всего 2 343 человека. Это статистика, рост количества туристов налицо", – говорит Нуржан Нурсоветов.
По словам чиновника, касается нововведение только гостиниц – съемные квартиры, хостелы и гостевые дома не подпадают под туристический сбор, пребывание иностранных родственников и друзей в гостях – тоже.
Добавим, норма начала действовать с 14 мая, то есть как раз накануне разгара туристического сезона. А посмотреть в Усть-Каменогорске есть что.
"Город транзитный, здесь удобно останавливаться в тех же гостиницах, если направляешься в наши туристические места – Бухтарминское водохранилище, Рахмановские ключи и другие. В самом городе много парков, музеев", – говорит Нурсоветов.
Крест на репутации
Абсолютно противоположного мнения придерживаются представители как гостиничного бизнеса, как и туристического в целом. По словам председателя туристической ассоциации ВКО Аскара Уразбаева, нововведение станет серьезным препятствием для привлечения иностранных туристов, а также существенно усложнит работу его коллег в этой сфере.
"Потенциал региона в туристическом плане огромен, и он еще не раскрыт. И вместо того, чтобы больше привлекать иностранных туристов приезжать к нам отдыхать, мы им ужесточаем условия пребывания", – уверен Аскар Уразбаев.
Он считает, что государство с одной стороны помогает, например, введя безвизовый режим для китайцев, а основные надежды туристической области ВКО связаны именно с гражданами Китая и России, а с другой –усложняет туристам пребывание на нашей территории.
"И это при том, что наш потенциал реализован на 13,5 процентов. В третьем квартале 2022 года в регионе было обслужено почти 260 тысяч туристов. Количество въездных туристов из них составило всего чуть более 12,5 тысяч, остальные – казахстанцы. А по нашему потенциалу, то есть по количеству койкомест, мы можем на данный момент принимать около 2,5 миллионов человек", – сказал Уразбаев.
Он отметил, что по пять процентов придется платить и взрослым, и детям, а если взять среднестатистическую семью, где два взрослых и два ребенка, то получается уже все 20%. Таким образом, полагает Уразбаев, могут проиграть все. Туристы потому, что у них вырастут расходы, а предприниматели – потому что до сих не разработан механизм отчисления этих процентов.
"Да, чиновники утверждают, что предприниматели не пострадают, потому что плата берется не с них. Но проводится-то через предприятие. А вот мой бухгалтер, например, не знает, как проводить эти пять процентов. По сути, это не наш доход, но деньги попадают в кассу. А многие туристы просят выбить чек. И как здесь быть?", – задается вопросом Аскар Уразбаев.
Если неправильно перевести деньги, то заблокируют все счета предприятия, то есть из-за каких-то 500-600 тенге может встать вся работа. В общем, подводит итог предприниматель, проще работать с внутренними туристами, чем с иностранными.
Пока он, как и многие представители туристической сферы Восточного Казахстана, пришел только к одному выводу – проще работать с казахстанцами, чем стараться увеличить количество иностранных туристов.
Мы говорили – нас не слушали
Все эти проблемы и нюансы были вполне ожидаемы, говорят предприниматели. Два года обсуждался проект, все два года представители гостиничного и туристического бизнеса возражали.
"Мы выступали категорически против, правительство нас категорически не хотело слушать. Многие даже готовы были согласиться на фиксированный взнос, а не процент, как это и сделано во многих странах, но все вышло наоборот", – говорит Аскар Уразбаев.
Предприниматель не исключает, что приток туристов снизится. Если это произойдет, то появится повод для пересмотра нововведения.