Проезд запрещен: БАО, плато Ассы, какие еще туристические места близ Алматы в экологической опасности
Как такие решения могут повлиять на развитие внутреннего туризма и какие еще туристические места близ Алматы в зоне экологической опасности, узнал корреспондент Zakon.kz.
Начнем с того, что дорога для автотранспорта на Большое Алматинское озеро была закрыта с 2020 года. Открыли ее только к концу августа этого года, что и спровоцировало большой интерес у туристов к озеру.
Материал по теме
Одни обрадовались открытию дороги, а другие возмутились наплыву туристов и мусору, который они оставляли за собой. Спустя месяц, дорогу все же закрыли, но не для всех. Как объяснили в "КазАвтоЖол" проезд к озеру необходим для исполнения служебных обязанностей сотрудникам:
- служб Национального парка;
- пограничной заставы;
- научной базы "Космостанция";
- метеорологических и гидрологических служб;
- управления туризма Алматы.
Также ограничения не затронули пеших туристов и велосипедистов.
Фото: Zakon.kz
В нацкомпании уточнили, что ограничение пришлось ввести для безопасности участников движения и поддержания порядка.
"Учитывая дефекты на отдельных участках, а также наступление зимнего периода, при котором имеются риски камнепадов и снежных лавин, автодорога "Алматы – Космостанция" будет закрыта до завершения строительно-монтажных работ по капитальному ремонту", – ответили корреспонденту Zakon.kz в "КазАвтоЖол".
К слову, еще в марте 2022 года сообщалось, что проектно-сметная документация по ремонту дороги к БАО разработана и находится на стадии экологической экспертизы. После получения положительного заключения должны были объявить конкурс и начать строительно-монтажные работы, но по неизвестным причинам сроки сдвинули.
Фото: Zakon.kz
По данным "КазАвтоЖол", в настоящее время проводится корректировка ранее разработанного проекта. Ориентировочно до начала следующего строительного сезона планируется получить положительное заключение.
Фото: Zakon.kz
4 октября в соцсетях появилась информация и о закрытии проезда к плато Ассы, а именно к обсерватории. Вдоль астрофизического института построили забор и разместили таблички, запрещающие проезд.
Фото: Telegram/Kris_p_almaty
Директор "Астрофизического института имени Фесенкова" Рашит Валиуллин объяснил, что ограждение участка обсерватории было необходимо с целью минимизации негативного воздействия спонтанного туризма на проводимые на данной территории высокоточные астрономические наблюдения.
Острая необходимость в ограждении территории обсерватории возникла еще в августе 2023 года, когда из-за масштабного загрязнения неогражденной территории институт был вынужден оплатить экологический штраф, а акимату Алматинской области пришлось вывезти весь мусор.
Поэтому теперь проезд по территории обсерватории будет обеспечиваться по согласованию с туристическими компаниями, организующими эти выезды, но при условии соблюдения обязательств по вывозу мусора и минимального светового загрязнения.
Однако в акимате Алматинской области рассказали, что ранее руководству института рекомендовали привести в надлежащий вид прилегающую территорию и туалеты, либо ограничить проезд для туристов из-за отсутствия инфраструктуры. Однако по настоящее время данный вопрос не был решен.
"В связи с многочисленными сообщениями от граждан нашей страны, по обсерватории Ассы-Тургень принято решение о возврате земельного участка на баланс акимата Алматинской области. Далее начнется процедура по поиску инвестора для реализации проектов по экологическому туризму на плато Ассы, в том числе с подведением необходимой инфраструктуры", – сообщили корреспонденту Zakon.kz в ответе на официальный запрос.
Мнение туристской ассоциации
Президент Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова рассказал, что на сегодняшний день в Казахстане наметилась положительная динамика в сфере внутреннего туризма. За неполный 2023 год туристические места страны посетили более 3 млн человек.
Однако, как отметила эксперт, отношение наших туристов к природе вызывает лишь возмущения.
"Во время пандемии казахстанские туристы успели загрязнить все наши национальные парки настолько, что только с одного участка Иле-Алатауского нацпарка вывезли порядка 17 тонн мусора в 2021 году. К слову, тогда иностранных туристов не было, все это сделали мы сами. Поэтому такие уникальные природные места, в особенности БАО – стратегическое значение которого известно всем, нужно оберегать", – сказала Рашида Шайкенова.
Глава туристской ассоциации подчеркнула, что в районе БАО и плато Ассы на сегодняшний день наблюдается, так называемый, овертуризм. Люди вытаптывают краснокнижные растения, устраивают пикники, а после не вывозят мусор. Поэтому решение о закрытии въезда для автомобилей туристская ассоциация считает правильным и своевременным.
Фото: Zakon.kz
"Очень много туристов едут в такие национальные парки, как Чарын, Кольсайские озера, потому что там есть места размещения, хорошая дорога. Однако и в Алматинской, и в Жетысуской областях есть не уступающие им по красоте дестинации, с одним лишь минусом – отсутствием комфорта. Поэтому в таких туристических местах нужно правильно организовать потоки. К примеру, запустить экологический рейсовый транспорт на БАО по примеру Шымбулака", – заявила президент Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова.
Фото: Zakon.kz
"БАО является излюбленным местом местных жителей и пользуется большим спросом у иностранных гостей, поэтому необходимо найти правильное решение для его открытия. Что касается плато Ассы, возможно, стоит разрешить въезд только добросовестным туркомпаниям и развить там должную инфраструктуру", – заключила Рашида Шайкенова.
Решение от экологов
Менеджер по проектам экологического общества "Зеленое спасение" Светлана Спатарь отметила, что как только в августе открыли проезд к БАО, экоактивисты направили открытое письмо нацпарку, акимату и лесному комитету с просьбой закрыть дорогу к озеру.
"Когда дорога была открыта, озеро и его экосистема просто не справлялись, администрация нацпарка тоже с такой нагрузкой туристов не справлялась. Было очень много мусора, туристы сильно вытоптали растительность на берегу. Не стоит забывать, что БАО – это стратегический и важный объект для города. Поэтому мы считаем, что закрытие дороги для авто – это правильное решение", – поделилась Светлана Спатарь.
Кроме того, в некоторых местах дорога действительно представляет опасность. Эксперт считает, что пока ее полностью не отремонтируют, открывать проезд однозначно нельзя.
Фото: Zakon.kz
"Поэтому мы в своем письме предложили отрегулировать нагрузку. Мы не считаем, что дорогу нужно полностью закрыть, потому что это туристическая достопримечательность, очень красивое и важное место для развития туризма. Просто нужно отрегулировать количество посещений", – предложила она.
Фото: Zakon.kz
"Если говорить о плато Ассы, то там огородили только территорию вокруг обсерватории. В принципе сам проезд не закрыт. Я поддерживаю такое решение, потому что в последние годы там творится нерегулируемый туризм, отсутствует какая-либо инфраструктура, и так не должно быть однозначно. И, если администрация обсерватории возьмет на себя вопрос регулирования, то будет только лучше. Опять же мы не говорим, что нужно закрыть для всех проезд. Мы не вредим туризму, а предлагаем регулировать нагрузку, чтобы она была более адекватной и контролируемой", – подчеркнула Светлана Спатарь.
Фото: pexels
По ее словам, такими расчетами занимаются ученые. Они должны рассчитать, сколько людей одновременно могут находиться в том или ином туристическом месте, не нанося вред экологии.
"У особо охраняемых природных территорий есть такое понятие, как рекреационная нагрузка. Ученые должны рассчитать и научным методом доказать – сколько людей на территории могут отдыхать, не вредя экологии и окружающей среде. Насколько я знаю, у Иле-Алатауского нацпарка есть такие цифры, но непонятно как они были рассчитаны. В последние годы лесной комитет и нацпарки обещают, что они эту методику разработают и тогда будет более понятно, как все это должно работать", – объяснила она.
Какие еще туристические места близ Алматы в зоне риска
Специалист отметила, что в первую очередь необходимо взять под контроль Иле-Алатауский нацпарк, Кольсайские озера, где сильно превышена рекреационная нагрузка.
В зоне экологической опасности на сегодняшний день также Чарынский каньон, урочище Кок-Жайляу, ущелье Кимасар.
Фото: flickr/Mariusz Kluzniak
Фото: Zakon.kz
"Мы считаем, что нужно развивать другие направления. Например, на Кок-Жайляу много людей, потому что мало кто знает о других локациях. Если бы во все ущелья был организован общественный транспорт, то нагрузка бы распределялась равномерно и туристы бы не ходили в одни и те же места", – добавила Светлана Спатарь.
По ее мнению, в таких известных туристических местах можно было бы ввести платный вход с ограниченным количеством посещений в день.
"Допустим, есть локация и на нее дают определенный лимит – 50-100 разрешений в день. Это международная практика и такое даже прописано в наших законах, но пока не реализовано", – пояснила менеджер по проектам экологического общества "Зеленое спасение" Светлана Спатарь.
Другой вопрос в культуре бережного отношения к природе. И пока уровень экологического просвещения в стране не на должном уровне, возможно, такие ограничения являются единственным выходом.