Смерть на земле и в воздухе: что происходит в корпорации Boeing
Накануне стало известно, что бывший инженер по контролю за качеством в корпорации Boeing найден мертвым. Джон Барнетт в тот день давал показания в рамках судебного процесса против компании. Предположительно, он покончил с собой в собственном автомобиле во время перерыва судебного заседания.
Судебный процесс в Чарльстоне инициирован после иска Boeing. После выхода на пенсию в 2017 году Барнетт неоднократно публично сообщал о проблемах в сборке самолетов и его комплектующих, призывая обратить внимание на нарушения требований безопасности и намеренное замалчивание несоответствия качеству со стороны менеджмента.
Как пишет The Daily Mail, адвокат Брайан Ноулз сообщил, что Барнетт на прошлой неделе дал показания по этому делу юристам авиапроизводителя. В день, когда он был найден мертвым, Джон Барнетт должен был присутствовать в суде и отвечать на вопросы, связанные с деятельностью компании, возникшие после нескольких инцидентов с неполадками на лайнерах Boeing с начала года.
Проблема в том, что за Boeing тянется довольно серьезный шлейф из совершенно реальных недочетов при проектировании или сборке самолетов.
Фото: flickr
В 2019 году после двух авиакатастроф новой модели Boeing 737 MAX (в октябре 2018 г. и марте 2019 г.) экс-инженер компании рассказал в интервью газете The New York Times, что из-за переработок сотрудники часто устанавливали в самолеты детали ненадлежащего качества. Барнетт утверждал, что Boeing 787 Dreamliner имел несколько недоработок, включая систему подачи кислорода, которая, по словам специалиста, провалила более трети испытаний. В качестве одной из причин существующих проблем бывший сотрудник компании называл ее "стремление быстро нарастить выпуск новых моделей".
Как утверждал Барнетт, на заводе в Чарльстоне был слабый контроль качества, и это угрожало безопасности полетов. А некоторые стандарты, по его словам, не соблюдались с 2010 по 2014 год.
"Новое руководство не понимало процессов. (...) Они начали давить на нас, запрещая документировать дефекты, заставляя работать вне процедур и устанавливать дефектные материалы без исправления. Они начали обходить процедуры и не обеспечивать контроль конфигурации самолетов, не обеспечивать контроль несоответствующих деталей. Они просто хотели, чтобы самолеты выпускались, и чтобы кассовый аппарат звенел", – цитируют экс-инженера Boeing журналисты Daily Mail.
По данным издания, Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) проводило шестинедельный аудит, который выявил "десятки проблем" на протяжении всего производственного процесса у Boeing. В общей сложности было выявлено 97 случаев предполагаемого несоответствия при сборке самолетов.
Регулятор также провел 13 аудиторских проверок продукции Spirit AeroSystems, изготавливающей детали фюзеляжа и кузова для модели 737 Max. Производитель провалил семь из них. Из отчета FAA следует, что механики Spirit использовали гостиничный ключ-карту для проверки уплотнения двери и применяли жидкое мыло "в качестве смазки при процессе подгонки" уплотнителей дверей самолета. По мнению экспертов FAA, непонятно, какой из протоколов позволяет проводить подобные манипуляции при сборке. При этом представитель Spirit Джо Буччино в ответ на претензии регулятора по поводу использования ключ-карты и мыла ответил, что компания рассматривает все выявленные несоответствия для принятия мер по исправлению.
7 февраля 2024 года выяснилось, что на оторвавшейся двери Boeing 737 MAX 9, предположительно, не было четырех болтов. Такие данные приведены в отчете Национального совета по безопасности на транспорте (NTBS). Специалисты отметили, что заглушка крепится к двери четырьмя болтами, а затем фиксируется штифтами в 12 разных местах по бокам заглушки и двери. Уточнялось, что расследование NTSB не завершилось.
6 января 2024 года рейс 1282 авиакомпании Alaska Airlines, следовавший из Портленда в Онтарио (штат Калифорния), лишился выходной двери при взлете. На борту находились 171 пассажир и шесть членов экипажа, никто из них не пострадал. Отлетевшую панель нашел на своем заднем дворе школьный учитель из Портленда. Авиакомпании Alaska Airlines и United Airlines 9 января заявили, что обнаружили незакрепленные детали на нескольких самолетах Boeing 737 MAX 9. После инцидента в США приостановили полеты около 170 этих самолетов.
Год назад в СМИ сообщалось, что компания Boeing намерена возобновить производство лайнеров 737 MAX на уровне 2019 года и к январю 2025 наладить выпуск – 52 самолета в месяц. Отмечалось, что это позволит компании сохранить свою долю на мировом рынке авиалайнеров в 40%. Но очередной скандал вокруг компании, вероятнее всего, уже не даст достигнуть целей. Тогда авиационные эксперты выразили мнение, что эти технические проблемы временные и решаемые. Корпорация слишком весомая, чтобы ее "хоронить" раньше времени.
К примеру, российский эксперт космической отрасли и бывший специалист-конструктор ОКБ "Сухой" Вадим Лукашевич в интервью интернет-изданию "БФМ.РУ" отметил, что бюджет корпорации Boeing весьма велик, а ее структура с массой отделений достаточно устойчива.
"Если мы возьмем, допустим, объем заказов на гражданские самолеты Boeing, они больше, чем у Airbus Industrie. Хотя, если возьмем аэрокосмический сегмент, у них достаточно провальная ситуация с новым пилотируемым кораблем, который толком так и не летал. Поэтому ситуация непростая, ситуация сложная, компания большая и в силу этого неповоротливая. Но говорить о том, что это конец или закат Boeing, я бы не стал – там достаточно серьезные подряды по линии Министерства обороны США", – сказал эксперт.
Авиакатастрофы с Boeing
Согласно данным из открытых источников, за более чем 50 лет эксплуатации Boeing в катастрофах только из серии лайнеров 737 было потеряно более 200 единиц. В результате авиатрагедий погибли свыше 4700 человек. Кроме того, самолеты этого типа 115 раз захватывали преступники, в результате чего погибли 326 человек. За последние пять лет с моделью Boeing 737 произошло десять авиационных происшествий, которые привели к гибели людей.
Так, в 2014 году произошла катастрофа Boeing 777-200ER в Индийском океане. В ночь на 8 марта связь с лайнером, который выполнял рейс MH370 из Куала-Лумпура (Малайзия) в Пекин (Китай), была потеряна над Южно-Китайским морем. На борту находились 239 человек, внезапно судно пропало с радаров.
Рейс выполнялся авиакомпанией Malaysia Airlines совместно с China Southern Airlines. Поисковая операция продолжалась в течение марта-июня, но результатов не дала. Позже было установлено, что на авиалайнере неизвестные лица отключили системы связи, но при этом самолет существенно отклонился от курса и находился в воздухе еще не менее 7 часов. В результате установлено, что он потерпел катастрофу в южной части Индийского океана, и все, кто были на борту, погибли.
17 апреля 2018 года у Boeing 737-3H4 (регистрационный номер N772SW) американской авиакомпании Southwest Airlines, следовавшего регулярным рейсом WN1380 из Нью-Йорка в Даллас, в полете разрушился один из двигателей. Обломком был разбит один из иллюминаторов. В результате возникшей декомпрессии салона затянуло одну из пассажирок. Другие пассажиры смогли удержать ее в салоне. После экстренной посадки самолета в Филадельфии пострадавшая женщина была госпитализирована, но от полученных ранений скончалась в больнице. Всего на борту воздушного судна находились 149 человек – пять членов экипажа и 144 пассажира. Семь человек получили легкие травмы.
18 мая 2018 года Boeing 737-201 уже мексиканской авиакомпании Global Air (регистрационный номер XA-UHZ), арендованный кубинским авиаперевозчиком Cubana de Aviacion для выполнения рейса по маршруту Гавана – Ольгин (Куба), потерпел крушение при взлете из Международного аэропорта Гаваны имени Хосе Марти. На борту находились 113 человек: 107 пассажиров и шесть членов экипажа. На месте погибли 110 человек, три человека были госпитализированы. Из них двое скончались от полученных ранений 21 и 25 мая 2018 года. Общее число жертв составило 112 человек. В катастрофе выжила одна пассажирка – 19-летняя Майлен Диас Алмагер.
28 сентября 2018 года Boeing 737-800 (регистрационный номер P2-PXE) авиакомпании Air Niugini (Папуа – Новая Гвинея) выполнял регулярный рейс с острова Понпеи (Микронезия) в Порт-Морсби (Папуа – Новая Гвинея). При совершении промежуточной посадки в аэропорту Чуук (Микронезия) авиалайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в океан. На борту находились 47 человек: 35 пассажиров и 12 членов экипажа. 46 человек удалось успешно эвакуировать, тело одного пассажира спасатели обнаружили 1 октября 2018 года. Самолет был списан из-за полученных повреждений.
29 октября 2018 года Boeing 737 Max 8 индонезийской авиакомпании Lion Air (регистрационный номер PK-LQP), выполнявший внутренний рейс JT610 из Джакарты в Панкалпинанг, упал в Яванское море через 13 минут после вылета. На борту находились 189 человек: восемь членов экипажа и 181 пассажир, все они погибли. Согласно данным расследования, к катастрофе привела активация автоматической вспомогательной системы MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System, "система улучшения характеристик маневренности"). Она получала некорректные данные датчика угла атаки и пыталась выровнять нос лайнера, чтобы избежать его вхождения в штопор. Пилоты же перед падением самолета около 20 раз пытались осуществить обратный маневр, противодействуя командам автоматики.
10 марта 2019 года Boeing 737 MAX 8 (регистрационный номер ET-AVJ) эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines, выполнявший рейс ET 302 из Аддис-Абебы в Найроби (Кения), потерпел крушение спустя шесть минут после вылета. Жертвами авиакатастрофы стали 157 человек: 149 пассажиров и восемь членов экипажа. Погибли граждане 35 государств. К катастрофе привело включение системы MCAS, которая пыталась выровнять нос лайнера. С 13 марта 2019 года по 9 декабря 2020 года эксплуатация самолетов Boeing 737 Max была приостановлена во всем мире.
5 февраля 2020 года Boeing 737-800 (регистрационный номер TC-IZK) турецкой бюджетной авиакомпании Pegasus Airlines совершил жесткую посадку в стамбульском международном аэропорту им. Сабихи Гёкчен. Авиалайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, загорелся и разрушился на три части. На борту находились 183 человека, включая шесть членов экипажа. Погибли три человека, 179 были госпитализированы.
7 августа 2020 года Boeing 737-800 (регистрационный номер VT-AXH) индийской авиакомпании Air India Express, следовавший из Дубая в город Кожикоде (штат Керала, Индия), потерпел крушение в аэропорту назначения. Из-за сложных погодных условий авиалайнер дважды заходил на посадку, приземлялся во время ливня в условиях сильного попутного ветра. Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, его корпус разломился на две части. Всего на борту находились 190 человек (184 пассажира и шесть членов экипажа), жертвами катастрофы стали 20 человек, более 100 были госпитализированы.
JUST IN: Ukraine International Airline has said it's believed 167 passengers and nine crew members were aboard the Boeing 737-800 plane that crashed in Iran and an investigation has been launched into the tragedyhttps://t.co/JqHDdg21fT
— Axios (@axios) January 8, 2020
8 января 2020 года пассажирский самолет Boeing 737-800 МАУ, выполнявший рейс по маршруту Тегеран – Киев, загорелся в воздухе и упал сразу после взлета из тегеранского аэропорта. Все находившиеся на борту 176 человек погибли, среди них – граждане Ирана, Украины, Канады, Великобритании, Германии, Швеции и Афганистана.
9 января 2021 года Boeing 737-500 (регистрационный номер PK-CLC) индонезийской авиакомпании Sriwijaya Air упал в Яванское море близ Джакарты, в районе острова Лаки. Самолет выполнял внутренний рейс из Джакарты в Пантианак (провинция Западный Калимантан). На борту находились 62 человека: 50 пассажиров и 12 членов экипажа. Все они погибли. По предварительным данным, к катастрофе могла привести неисправность автомата тяги.
21 марта 2022 года на юге КНР потерпел крушение пассажирский самолет Boeing 737 авиакомпании China Eastern Airlines. Лайнер выполнял регулярный внутренний рейс MU5735 по маршруту Куньмин – Гуанчжоу. На борту находились 132 человека: 123 пассажира и девять членов экипажа. Самолет разбился в горах в уезде Тэнсянь в Гуанси-Чжуанском автономном районе. После катастрофы самолета авиакомпании China Eastern Airlines акции компании Boeing потеряли более 5% стоимости. На январь 2024 года расследование трагедии продолжается.
A United Airlines Boeing 777-200 lost a portion of its landing gear moments after taking off from San Francisco Airport on March 7. The Japan-bound flight was safely diverted to Los Angeles. pic.twitter.com/70jjwJ4757
— NowThis Impact (@nowthisimpact) March 9, 2024
Самый последний инцидент, который, к счастью, обошелся без жертв, произошел с Boeing 777. Лайнер направлялся в Японию из Сан-Франциско, но был вынужден экстренно сесть в аэропорту Лос-Анджелеса после того, как потерял одно из шасси. Об этом сообщила газета The Washington Post в четверг, 7 марта.
Самолет принадлежит авиакомпании United Airlines. Газета сообщила, что на его борту находились 235 пассажиров и 14 человек экипажа.
В свою очередь в авиакомпании утверждают, что модель воздушного судна спроектирована таким образом, что оно может безопасно приземлиться с поврежденными или даже отсутствующими стойками шасси.
На данный момент специалисты считают, что американским авиакомпаниям не хватает самолетов, которые они планировали получить в 2024 году, так как Boeing замедлил выпуск продукции. О том, что проблемы производителя негативно отражаются на их бизнесе, рассказал Bloomberg главный исполнительный директор United Airlines Скотт Кирби.
В частности, он считает, что Boeing следует прекратить строительство самолетов 737 Max 10 для перевозчика, так как сроки сертификации самого большого узкофюзеляжного самолета стали слишком неопределенными.
Тем временем авиакомпания Southwest также не рассчитывает на поступление ни одного из своих лайнеров 737 Max 7 в этом году, а имеет возможность получить только 46 моделей Max 8. Ранее планировалось, что будет 79 самолетов. В этой связи перевозчик намерен уменьшить пропускную способность и сокращает большую часть персонала, в том числе 50% пилотов и 60% бортпроводников, поскольку пересматривает планы расходов в ответ на сокращение поставок от Boeing.
Страдают и международные клиенты корпорации. Ирландский дисконтный авиаперевозчик Ryanair Holdings Plc снижает годовой прогноз пассажиропотока до чуть менее 200 миллионов человек по сравнению с предыдущей целью в 205 миллионов, потому что получит только 40 самолетов Boeing, а не 57, как первоначально предполагалось.
По оценкам экспертов, кризис в Boeing обнажил серьезные проблемы в отрасли, где есть только два основных поставщика – сам Boeing и конкурирующий Airbus SE. А так как портфель заказов европейской компании растянулся на следующее десятилетие, латать оставшиеся дыры Boeing будет совсем не просто.
Читайте также