Ключевая платформа для диалога: эксперт о предложениях в сфере образования, озвученных на курултае

Айнур Сабитова, фото - Новости Zakon.kz от 18.03.2025 19:30 Фото: из личного архива
13-14 марта 2025 года в Бурабае прошло IV заседание Национального курултая, в рамках которого прошли заседания четырех секций, в том числе "Образование и наука". Директор Института Сорбонна-Казахстан КазНПУ им. Абая Айнур Сабитова рассказала Zakon.kz о предложенных ею мерах.

Для начала Айнур Сабитова отметила, что на этом курултае было озвучено больше предложений, чем на прошлогоднем в Атырау.

"Выступление президента Касым-Жомарта Токаева на пленарном заседании было масштабным, были затронуты многие глубинные вопросы, которые волнуют наше общество, – от экономики и социальной политики до духовно-нравственного развития казахстанского общества. Глава государства обозначил итоги работы, проделанной за последние шесть лет, и определил четкие и логичные задачи, как развивать страну в ближайшие годы. Можно сказать, что на платформе курултая в очередной раз состоялся диалог общенационального формата. Национальный курултай стал ключевой платформой для общенационального диалога, в рамках которого обеспечено представительство широкого спектра мнений и взглядов населения страны. Это, по замыслу главы государства, укрепляет связь между властью и народом, способствуя более эффективной и взаимовыгодной кооперации в интересах развития Казахстана".Айнур Сабитова

Она подчеркнула, что самое эффективное взаимодействие происходит на рабочих встречах в рамках секций, потому что на эти секции приезжают представители профильных министерств и руководители госорганов, которые внимательно выслушивают, какие проблемы существуют в той или иной сфере, и принимают предложения экспертов.

Сама директор Института Сорбонна-Казахстан КазНПУ им. Абая озвучила несколько инициатив.

Учителя должны уметь защищать свои права

В частности, Айнур Сабитова предложила ввести обязательный курс "Основы прав человека" для студентов педагогических специальностей и разработать программы повышения квалификации для действующих педагогов.

"Современные реалии требуют, чтобы учителя обладали не только методическими и предметными знаниями, но и высокой правовой грамотностью. Однако сегодня педагоги часто оказываются в ситуациях, когда они не могут защитить свои права, не знают, как грамотно выстраивать отношения с родителями, администрацией и системой образования в целом. Предложенные мною основы прав человека должны преподаваться на третьем курсе, перед началом производственной практики, чтобы будущие учителя были готовы к правовым вызовам школьной среды. Кроме того, важно разработать программы повышения квалификации для действующих педагогов. В итоге мы получим сильное, юридически грамотное учительство, что крайне важно для системы образования Казахстана. Это предложение нашло поддержку у Комиссии по правам человека при президенте РК, в Министерстве просвещения и КазНПУ имени Абая". Айнур Сабитова

Награда – не просто сувенир

Продолжая тему учителей. По словам Айнур Сабитовой, остается нерешенным вопрос учета государственных наград, таких как медаль Ы. Алтынсарина, которой ежегодно награждаются лучшие педагоги.

Дело в том, что это высочайшее признание заслуг педагога никак не учитывается при его аттестации. Тогда как учителя, удостоенные таких наград, заслуживают того, чтобы их многолетний труд, вклад в образование и общественное признание находили отражение в данной системе, уверена Сабитова.

Искусственно усложненные условия для докторантов

Еще одно предложение собеседницы касается подготовки PhD-докторантов в Казахстане. Как считает Сабитова, существующая система ставит их в искусственно усложненные условия, требуя от них самостоятельного поиска зарубежных научных консультантов.

"Университеты зачастую не могут предоставить зарубежных консультантов, несмотря на их обязательное наличие по правилам PhD. По требованиям консультант должен быть из университета топ-1000, а в некоторых вузах – даже топ-500, что создает непреодолимые барьеры для казахстанских докторантов. Стоит отметить, что в Болонском процессе подобных норм не существует согласно практике многих ведущих европейских университетов. Я предложила отменить эти критерии и сделать процесс более гибким и доступным для молодого исследователя. Также необходимо пересмотреть регулирующие документы, чтобы убрать избыточные ограничения. На сегодняшний день эта норма отменена".Айнур Сабитова

Реестр зарубежных университетов и интеграция иностранных ученых в казахстанскую науку

Директор института напомнила, что по инициативе главы государства в Казахстане активно открываются филиалы ведущих зарубежных вузов, предлагающие двойные дипломы и международные образовательные программы. Открываются они на базе ведущих вузов Казахстана, что спикер называет абсолютно верным подходом, ведь государственные и национальные университеты страны получают новые возможности для развития, расширяя спектр образовательных услуг на международном уровне.

Вдобавок благодаря этим инициативам, во-первых, наши студенты могут участвовать в программах двойных дипломов с зарубежными университетами на системной основе. А во-вторых, университеты, на базе которых открыты филиалы, становятся центрами притяжения для иностранных студентов, заинтересованных в обучении в Казахстане.

"Однако на данный момент не существует единого цифрового ресурса, который систематизировал бы информацию о них. Я внесла предложение создать электронный каталог филиалов зарубежных университетов, в котором будет представлен полный реестр: всех зарубежных университетов, открывших филиалы в Казахстане, перечень образовательных программ (включая двойные дипломы), информация о возможностях поступления для казахстанских и иностранных студентов. Почему это важно? Отсутствие информации затрудняет абитуриентам выбор, особенно студентам из регионов, которые не знают, какие международные программы доступны".Айнур Сабитова

Она добавила: открытие филиалов ведущих мировых университетов в Казахстане должно не просто расширять образовательные возможности, но и служить катализатором международного научного сотрудничества. Поэтому было предложено организовать полноценную научно-исследовательскую интеграцию филиалов зарубежных вузов, которые открыты в стране, с Национальной академией наук РК, дабы использовать потенциал зарубежных преподавателей для развития казахстанской науки.

"Как это можно реализовать? Создать международные исследовательские группы, объединяющие зарубежных ученых филиалов и казахстанских ученых НАН РК, учредить единый международный научный журнал; создать международный междисциплинарный диссертационный совет на базе НАН совместно с учеными зарубежных филиалов".

Единство науки и экономики

Эксперт также прокомментировала амбициозную идею создания наукограда.

"Президент, опираясь на свой обширный международный опыт и глубокое понимание глобальных трендов, отметил необходимость продуманного подхода к данному проекту, что подчеркивает его стратегическую важность для страны. Мой опыт сотрудничества работы с французскими университетами дает основание утверждать о возможности успешной интеграции науки, бизнеса и образования. В большинстве французских вузов созданы современные научно-исследовательские лаборатории, где ученые, работая вместе с докторантами и французскими предприятиями, добиваются значимых научных открытий и технологических достижений. Эти исследования не только способствуют развитию академической среды, но и напрямую влияют на экономику регионов, поскольку университеты становятся центрами инноваций, "кормящими" местный рынок труда и экономику".Айнур Сабитова

По ее мнению, пример активного взаимодействия между университетами и местными властями во Франции, где мэрия самостоятельно обращается за поддержкой конкретных проектов, демонстрирует, что такой формат сотрудничества может принести свои плоды.

"Если Казахстан сумеет реализовать хотя бы один подобный проект в рамках наукограда, это станет важным шагом на пути модернизации и инновационного развития страны".

Честное изучение истории

В завершение эксперт прокомментировала призыв президента Касым-Жомарта Токаева изучать историю в цивилизованном контексте, а не через призму исторических обид. 

Как она полагает, народу Казахстана необходимо глубже осмыслить свое прошлое, видеть его в контексте глобальных процессов, понимать, какие вызовы удалось преодолеть и какие исторические уроки из них необходимо извлечь.

"Безусловно, определенное значение имеет объективный анализ советского периода. Хотим мы этого или нет, но это страницы нашей истории. Этот этап истории нужно изучать всесторонне: признавая его достижения – индустриализацию, развитие науки, образования и социальной сферы, – но и не замалчивая трагические страницы – репрессии, голод, подавление национального самосознания. Только такой взвешенный подход позволит нам выстроить подлинную историческую правду и избежать искажений, продиктованных политической конъюнктурой. Этот исторический анализ имеет прямую связь с современными вызовами. Скажу даже больше, честное изучение прошлого – это основа формирования антикоррупционной культуры, уважения к правам человека и гражданской ответственности. Мы должны извлекать уроки из истории, чтобы никогда не повторять ошибок прошлого, укреплять принципы справедливости, верховенства права и правопорядка".Айнур Сабитова

Поэтому, поясняет она, призыв президента к изучению истории Казахстана в широкой цивилизационной парадигме – это не просто научная задача, а стратегический ориентир для всего общества.

"И особенно важно понимать: подрастающее поколение имеет неотъемлемое право знать всю правду о прошлом – без искажений, без замалчивания сложных и неудобных фактов. Молодежь должна видеть историю во всей ее полноте: как в великих свершениях, которыми мы гордимся, так и в тяжелых испытаниях, через которые прошел наш народ. Только осознав прошлое во всей его многогранности – и в его созидательных, героических страницах, и в непростых, трагических уроках, – мы сможем воспитать поколение, которое будет строить сильный, справедливый и независимый Казахстан".

Она остановилась на важнейшем для нашего народа историческом периоде – испытаниях Великой Отечественной войны, который обозначила как славную летопись героизма казахстанцев.

"Мы не имеем права забывать их подвиг – эту страницу истории никто не сможет стереть из памяти народа. С детства мои родители, а позже учителя каждый год 9 Мая водили меня к Вечному огню, прививая чувство благодарности и уважения к памяти тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Сегодня я продолжаю эту традицию: вместе со студентами и волонтерами мы ежегодно возлагаем цветы к Вечному огню".Айнур Сабитова

Вместе с тем, продолжает Сабитова, изучение истории Казахстана не должно ограничиваться только XX веком, ведь глубокое знание своих корней – ключ к осознанию национальной идентичности.

"Молодежи важно понимать, кто были их предки вплоть до седьмого поколения, откуда идут их истоки, какие ценности и традиции они передавали. Особое место в исторической памяти занимает период Казахского ханства и Золотой Орды. Это время великих подвигов, когда наши предки не только создавали государственные институты, но и мужественно отстаивали территорию от внешних врагов, сохраняя суверенитет своих земель. Сегодня мы видим, что интерес к этим страницам истории среди молодежи растет. Независимо от специальности, все больше молодых людей стремятся узнать подлинную историю казахского народа, его героев и общественных деятелей".

Спикер отметила важность популяризации государством исторического наследия. Ведь через СМИ, документальные и художественные фильмы молодежь получает доступ к знаниям о выдающихся личностях казахского народа, а это формирует мышление подрастающего поколения, укрепляет национальную идентичность.

"Необходимо издавать книги о выдающихся казахских личностях, истории и корнях нашего народа, наполненные подлинной и достоверной информацией, при этом важно, чтобы они были финансово доступными для подрастающего поколения, чтобы любой молодой человек или студент имел возможность приобрести такую книгу. Важно издавать такие книги на разных языках. Это большая работа, которая уже ведется, но ее необходимо продолжать и усиливать. Кроме того, еще одним важным направлением исследований должно стать изучение философии права и традиционного казахского правопорядка. Казахское обычное право – это не просто исторический пласт, а основа справедливости и правосознания нашего народа. Исследователям, особенно юристам, следует глубже изучать этот пласт правовой культуры, проводить научные исследования и популяризировать их среди молодежи. Это поможет не только лучше понимать наследие предков, но и укрепить правовую культуру современного Казахстана".Айнур Сабитова

Подытожив, Айнур Сабитова заявила, что изучение истории – это не только путь к познанию прошлого, но и ключ к построению сильного, независимого и справедливого государства.

Поделитесь новостью
Поделитесь новостью:
Следите за новостями zakon.kz в:
Комментарии (1)
Offshore Zone zz 1 день назад
👏👏👏🎉🎈🎉👍😎
Ответить
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: