Кидался с ножом, запрещал покидать дом, обижал детей: жительница Жезказгана о жизни с "мужем"- псевдосалафитом

Экстремизм, псевдосалафит, радикальные исламские течения, мусульманство, ислам, область Улытау, Жезказган, фото - Новости Zakon.kz от 25.03.2025 17:22 Коллаж: Zakon.kz
Нехватка мужского внимания, отцовского воспитания и религиозной грамотности сыграли злую шутку с 31-летней жительницей Жезказгана, которая четыре года провела затворницей с "мужем"- псевдосалафитом. Историю жезказганки узнал корреспондент Zakon.kz.

История Томирис: Розовые очки и мечта о сильном мужском плече

Томирис рано лишилась отца. Он умер, когда она еще училась в школе. В юности девушке очень не хватало мужского внимания, отцовской заботы. Наверное, поэтому, когда она познакомилась с мужчиной старше ее на 10 лет, читающим намаз, он показался ей очень надежным и заботливым.

"Мне было 21, я тогда жила в розовых очках. Мне с юности нравились покрытые девушки и люди, читающие намаз. Я идеализировала их, считала, что они очень добрые, умные. Поэтому, когда встретила своего будущего мужа, он сразу меня покорил. Он говорил, что истинный мусульманин, читает намаз. Сразу заявил, что у него серьезные намерения. Я разговаривала с ним три дня по телефону, после чего он позвонил и сказал, что мы с ним заключаем никях. То есть никях был по телефону. Спросил, что я хочу на махр. Я спросила, а как же свидетели? Он сказал, что рядом с ним братья по вере и якобы они и станут свидетелями. В тот же вечер он забрал меня от бабушки и снял нам квартиру", – делится Томирис.

На тот момент Томирис была очарована своим названым мужем. Он красиво говорил, умел убеждать. Через месяц сожительства женщина узнала о беременности, предлагала расписаться. На что он убеждал ее, что браки совершаются на небесах.

"Я была слепа сама и убедила в его благих намерениях свою маму. Она старалась не вмешиваться в нашу жизнь. Первый год он не выпускал меня из дома, говорил, что я должна постичь истинный ислам, чтобы никто не мог сбить меня с толку. Сам нигде не работал, спал до обеда, после обеда таксовал. Денег хватало только на еду. В остальном помогала моя мама. Как только я забеременела, он сильно изменился. Говорил, что жена и дети – это его недвижимость. Мог ударить беспричинно, обматерить, повторял, что я должна поклоняться мужу. Я боялась ослушаться его и думала, что так и должно быть в исламе", – говорит жезказганка.

Когда чары рассеялись

Со своей мамой "муж" познакомил Томирис через год. Женщина рассказала, что он дважды судим и в последний раз сидел за изнасилование. Эта информация повергла Томирис в шок, но деваться уже было некуда. Вскоре она вновь забеременела, родила вторую дочь. Когда малышке было четыре месяца, женщина сбежала.

"Из-за мужа и его постоянных криков и рукоприкладства, моя старшая дочь стала нервной, у нее стал косить глаз. Лечить ее он не хотел. Тогда вмешалась моя мама. Муж часто уходил на собрания со своими "братьями" по вере, возвращался оттуда агрессивным. Последней каплей для меня стало, когда он кинулся на меня с ножом. Я дождалась, когда он уйдет из дома, и сбежала с двумя детьми. После этого он стал угрожать, что убьет и меня и мою маму", – говорит женщина.

Мама Томирис обратилась в правоохранительные органы. После этого их взяли под опеку центра "Ан-ниса", в котором Томирис прошла реабилитацию с теологами. Ей объяснили, что она попала под воздействие деструктивного религиозного течения псевдосалафитов.

"Сейчас я со своими девочками проживаю с мамой, мы снимаем жилье. Но это лучше, чем жить с таким мужем. Эти четыре года с ним я вспоминаю, как настоящий ад. С мужем мы не общаемся, дочкам он не помогает. Я рассказала свою историю, чтобы молодые девушки не попали в такую же ситуацию, как и я. Только в центре, работая с теологами, я узнала, что такое истинный ислам. Это религия добра и мира", – добавила Томирис.

История Алии: почему пострадавшие нуждаются в серьезной реабилитации

Центр "Ан-ниса" является социальным проектом управления по делам религий области Ұлытау. Центр специализируется на реабилитации и социальной адаптации женщин, пострадавших от радикализации. В нем реабилитацию прошла и 25-летняя Алия из Жезказгана. Девушка с 19 лет была под воздействием деструктивной религиозной идеологии такфиризм (крайняя форма исламского радикализма – прим. авт).

"Во время нахождения в этой идеологии я участвовала в многочисленных обсуждениях с другими приверженцами радикальной идеологии, в которых активно пропагандировались идеи нетерпимости и насилия. Я считала, что все, кто не соблюдает определенные религиозные практики, являются неверными и заслуживают осуждения. Это мировоззрение формировалось в условиях изоляции, где мне не позволяли общаться с внешним миром. После нескольких лет, проведенных в этом кругу, я столкнулась с сомнениями и внутренними конфликтами. В какой-то момент во мне стало нарастать недовольство по поводу жестких ограничений и идеологических запретов в жизни, что стало основой для начала процесса переосмысления своих убеждений", – рассказала Алия.

Выйдя из радикальной среды, Алия обратилась за помощью в центр. При поступлении в центр ее психологическое состояние было нестабильным: она испытывала чувство вины за свои радикальные высказывания и действия в прошлом. На протяжении нескольких месяцев она посещала психотерапевтические сессии.

"Психологи центра работали с ней над процессом деконструкции радикальных убеждений, используя методы когнитивно-поведенческой терапии. Алия училась распознавать ложные и искаженные убеждения, которые она усвоила в радикальной среде. Основное внимание уделялось восстановлению критического мышления, пересмотру убеждений о неверии и насилии", – рассказал руководитель управления по делам религий области Ұлытау Дулат Тулегенов.

Центр также обеспечивал консультации с опытными теологами, которые помогали Алие развенчать экстремистские трактовки религиозных текстов. Теологи объяснили ей истинное значение принципов ислама, подчеркнув толерантность и миролюбие, что позволило ей пересмотреть свои взгляды на отношения с окружающими людьми. Обучение истинным ценностям стало важным элементом реабилитации.

Одним из важнейших аспектов реабилитации Алии стало участие в группах поддержки и взаимодействие с другими женщинами, пережившими схожие процессы радикализации. В ходе этих встреч она начала понимать, что ее предыдущие взгляды были продуктом изоляции и манипуляции. Общение с женщинами, которые также прошли через трудный путь, дало ей возможность почувствовать себя частью здорового и поддерживающего общества. Она научилась снова доверять людям и восстанавливать социальные связи.

"По мере того, как Алия продолжала процесс дерадикализации, ей была предложена роль волонтера в организации работы центра. Это дало ей возможность не только продолжать свой процесс восстановления, но и делиться своим опытом с другими женщинами, оказавшимися в похожей ситуации. Алия принимала активное участие в проведении информационных встреч, организовывала занятия по личностному росту и духовной реабилитации для других женщин", – добавил Дулат Тулегенов.

Сегодня Томирис и Алия полностью дерадикализированы, говорят теологи. Они восстановили доверие к обществу, полностью пересмотрели свое отношение к религиозным практикам и социальным институтам. Они принимают активное участие в организации работы центра, где помогают другим женщинам. Ведут работу по информированию и просвещению, используя собственный опыт, как пример преодоления экстремизма.

Томирис и Алия восстановили контакт с семьей и теперь поддерживают теплые отношения с родными. Их активная работа в центре стала примером для других женщин, которые столкнулись с подобной проблемой. Их кейсы демонстрируют эффективность комплексного подхода к реабилитации женщин, переживших радикализацию и участвовавших в деструктивных религиозных течениях.

"Программа, включающая психологическую помощь, религиозное просвещение и социальную адаптацию, сыграла ключевую роль в их восстановлении. Важно подчеркнуть, что реабилитация в таких случаях требует времени, терпения и индивидуального подхода, а также готовности человека к внутреннему преображению и активному участию в социальной жизни", – отметил Дулат Тулегенов.

Религиозная обстановка в области Ұлытау

2024 год в области Ұлытау стал временем усиленной работы по противостоянию попыткам распространения деструктивных религиозных учений, религиозного экстремизма и терроризма. Все усилия были направлены на укрепление межконфессионального согласия, развитие взаимопонимания и сотрудничества между различными религиозными общинами, а также на укрепление светских устоев государства и продвижение традиционных ценностей народа Казахстана, что в целом влияет на национальную безопасность страны.

"По результатам социологических исследований религиозная ситуация в области продолжает стабилизироваться и демонстрирует положительную динамику. 85% опрошенных оценили ситуацию как спокойную, что на 7,3% выше по сравнению с 2023 годом. 69,3% респондентов уверены, что ключевую роль в сдерживании граждан от приверженности радикальной религиозной идеологии играет информационно-разъяснительная работа. Эти данные подтверждают эффективность предпринимаемых мер по профилактике экстремизма и терроризма", – озвучил статистику Дулат Тулегенов.

В регионе была выстроена многоуровневая работа с различными слоями населения — от активных граждан до маргинализированных групп. Особое внимание уделялось социально неактивным гражданам, с которыми проводилась разъяснительная работа по вопросам государственной религиозной политики и социальных программ. В рамках этих мероприятий проводились специальные акции, например, "Заңды білу — заман талабы! " – с раздачей информационных материалов на рынках и в торговых домах.

Для более активной части населения проводились семинары и круглые столы, выездные мероприятия, направленные на повышение религиозной грамотности жителей. В 2024 году было организовано более 1,6 тысяч мероприятий, охвативших более 78 тысяч человек, включая 500 встреч с молодежью.

Значительное внимание уделялось работе информационно-разъяснительных групп, в состав которых входили религиоведы, работники госорганов и представители неправительственных организаций. Эти группы провели более 1,6 тысячи мероприятий, значительно повысив осведомленность населения о религиозных вопросах и деструктивных течениях.

Кроме того, значительно усилилась работа по адресной реабилитации людей, подвергшихся влиянию деструктивных религиозных течений. Важным примером успешной работы стал центр для женщин. С каждым годом растет количество женщин, которые после регулярных встреч с центром отказались от радикальных позиций и вернулись к обычной жизни, активно участвуя в общественной жизни региона.

"Несмотря на проведенные мероприятия, в регионе были зафиксированы 5 административных правонарушений, связанных с нарушением правил распространения религиозных материалов. Этот факт подчеркивает необходимость постоянного контроля и повышения осведомленности среди населения. В 2025 году в области планируется реализовать новые проекты для укрепления безопасности и стабильности в регионе. Среди них — проект "Организация и проведение выставки национальных современных моделей одежды для женщин и девушек", а также встречи с известными теологами, работа клуба религиозных объединений области и мероприятия для семей, пострадавших от радикальных идеологий", – подытожил руководитель управления по делам религий области Ұлытау.

Журналисты Zakon.kz регулярно пишут о том, что радикальные религиозные организации используют манипуляции, страх и изоляцию, чтобы удерживать своих последователей. Такие общины могут обещать утешение и новые смыслы жизни, но на деле они приводят к разрушению личных связей, потере индивидуальности и внутреннему конфликту.

Истинное счастье и ценность жизни – в развитии, в возможности учиться, в поддержке друзей и семьи, в искренних связях с людьми. Они приходят через честность, через сострадание и уважение к другим, через служение обществу, через принятие разнообразия.

В конечном итоге счастье — это не конечная цель, а процесс, который включает в себя стремление к гармонии внутри себя и с окружающим миром. Вместо того, чтобы искать утешение в деструктивных организациях, стоит сосредоточиться на построении жизни, полной смысла, любви и взаимопонимания.

Поделитесь новостью
Поделитесь новостью:
Следите за новостями zakon.kz в:
Комментарии (0)
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: