100 лет со дня рождения великого композитора Нургисы Тлендиева отмечают в Казахстане

Нургиса Тлендиев родился в 1925 году в ауле Шиликемер (ныне село Нургиса Тлендиев в Алматинской области). Он вырос в творческой семье: его отец играл на домбре и был знатоком казахских народных песен, а мама красиво пела и играла на гармони.
К слову, именно родители с раннего детства обучали будущего композитора музыкальному мастерству, так как видели в нем неугасаемую энергию, любознательность и прирожденный талант. Отец Нургисы научил сына хорошо играть на домбре, а мать обучила нотной грамотности.
По счастливой случайности в 1930-е годы Ахмет Жубанов активно искал домбристов для нового оркестра академических народных инструментов имени Курмангазы. Именно в то время он заметил юное дарование и посоветовал его матери отдать мальчика в музыкальное училище.
Спустя годы сам Тлендиев вспоминает, что так случилась их первая встреча. Дружбу с Жубановым и признательность к нему он пронес через всю свою жизнь.
"Жубанов учил меня всему: любить и понимать музыку, народную и классическую, учил трудиться и находить радость от творчества, учил любить жизнь во всех ее проявлениях. Я обязан ему тем, кем я стал", – говорил о Жубанове Нургиса Тлендиев.
С возрастом мастерство композитора только улучшалось. В 12 лет он уже был назначен концертмейстером оркестра, а в 14 ассистировал главному дирижеру оркестра, перенимая опыт Науши Бокейханова, ученика Салауаткерея.
Несмотря на свой возраст, в 1943 году Тлендиев ушел на фронт. После возвращения он окончил отделение народных инструментов в Казахской государственной консерватории имени Курмангазы. Затем отправился в Москву и продолжил обучение в консерватории, став первым казахом в училище. Там подающий надежды парень освоил азы мастерства у знаменитого советского дирижера Николая Аносова.
За свой трудовой путь Нургиса Тлендиев был главным дирижером Казахского театра оперы и балета имени Абая, Казахского государственного академического оркестра народных инструментов имени Курмангазы и организованного им самим оркестра народных инструментов "Отырар сазы".
Динмухамед Кунаев предложил Нургисе Тлендиеву встать у руля оркестра народных инструментов, что открыло новую страницу в развитии национальной музыки.
В конце 1960 года Нургиса Тлендиев стал главным редактором музыкального отделения "Казахфильма". В тот период композитор сблизился с выдающимися поэтами Казахстана, одним из его самых близких друзей был Мукагали Макатаев.

Фото: almatymuseums.kz
Музыкальные произведения, такие как "Аққу" и "Махамбет", стали классикой казахского искусства. В своей музыке композитор сочетал традиционные мотивы с современными музыкальными подходами, прославляя казахскую культуру на мировом уровне. Тлендиев – автор более 500 музыкальных произведений в разных жанрах: песни, кюи, романсы, увертюры, поэмы, кантаты, опера, балет и другое.
По словам литературоведа Бiржана Ахмера, Нургиса Тлендиев – человек, который поднял историю отечественной классической музыки на новый уровень. В своем репертуаре он полностью отражал культуру и дух казахского народа. Можно сказать, что он был личностью, который достиг совершенства в своем ремесле.
"Тлендиев – это великая личность, который показывал пример другим и истинное искусство дирижера. Поэтому его произведения получили такую популярность и актуальны в наши дни. Конечно, для создания таких шедевров важна и среда, в которой ты создаешь музыку. В этом большую роль сыграло окружение кюйши. Он собрал мысли великих поэтов, таких как Туманбай Молдагалиев, Кадыр Мырзалиев, и воплотил все это в музыке. Все они были в постоянном творческом взаимодействии". Біржан Ахмер
Говоря о самом ярком произведении композитора, наш собеседник отметил кюй "Акку", который отличается своей чистотой и нежностью. В нем он отразил искренние чувства между двумя лебедями, олицетворяя настоящую любовь между людьми. Композиция была использована в казахском фильме "Кыз Жибек" и сохранилась в истории музыкального искусства.
Литературовед считает, что основный посыл композиций Тлендиева – это человечность, преданность и справедливость. Эти принципы являются фундаментальными для понимания творчества композитора. Для него искусство не было просто техническим мастерством, а выражением глубинных человеческих чувств, эмоций и ценностей. Он считал, что только когда произведение создано от души, оно может стать действительно значимым и тронуть сердца людей.
Материал по теме

Нургиса Тлендиев ушел из жизни 15 октября 1998 года в Алматы.