Школы для детей с девиантным поведением: в чем их особенность

В Министерстве просвещения РК пояснили, что для несовершеннолетних, склонных к правонарушениям и антиобщественным проступкам, созданы особые условия воспитания, обучения и социальной адаптации – это специальные организации образования.

Фото: Специальная организация образования Алматы
В стране функционируют пять школ для детей с девиантным поведением, которые расположены в Алматы, Абайской, Мангистауской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской областях. В них трудные подростки попадают согласно Закону РК "О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности" на срок от одного месяца до одного года или на время следственных мероприятий, проводящихся по уголовным делам. Направляются они сюда только по решению суда.
"Учебно-воспитательная работа в спецшколах осуществляется по образовательным программам, разработанным на основе государственных общеобразовательных стандартов образования. Обучение и воспитание несовершеннолетних в этих учреждениях проводится дифференцированно с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей".Министерство просвещения РК

Фото: Специальная организация образования Алматы
Разобраться, о чем речь, помогла Динара Бейсекенова. Она является и.о. директора специальной организации образования в Алматы. Это учреждение работает с трудными детьми на протяжении 20 лет.
"В среднем за год к нам попадают 70 воспитанников от 11 до 18 лет. В настоящее время здесь воспитываются 60 детей. Наша цель – обучение и коррекция поведения, перевоспитание и социально-трудовая адаптация, а также подготовка детей к трудовой деятельности. В школе работают 26 педагогов, все они с высшим педагогическим образованием. Дефицита в кадрах нет".Динара Бейсекенова

Фото: Специальная организация образования Алматы
Специалисты спецшколы работают в таких направлениях, как:
- медико-психолого-педагогическая помощь. Выявление индивидуальных особенностей дезадаптации, медицинская помощь и социальная поддержка, нейтрализация отрицательного воздействия социальной среды на личность подростка;
- общеобразовательная подготовка. Обучение воспитанников на основе государственных стандартов образования по программе общеобразовательной школы;
- внеклассная воспитательная работа. Вовлечение подростков в разнообразную внеучебную, коллективную, творческую деятельность, располагающую компенсаторными и адекватными возможностями;
- учебно-трудовая деятельность. Формирование интересов подростков, развитие их творчества;
- профилактика социального сиротства. Проведение мероприятий по восстановлению утраченных семей, размещение детей и подростков из детских домов в приемные семьи.

Фото: Специальная организация образования Алматы
"Контингент воспитанников – дети с девиантным поведением, состоящие на учете в ювенальной полиции, злостно уклоняющиеся от учебы, совершающие систематические побеги из дома и детских учреждений, бродяжничающие, употребляющие спиртные напитки, табачные изделия, неоднократно совершившие деяния, содержащие признаки преступления (кражи, грабежи, угон мопедов и машин), состоящие на наркологическом учете с различными диагнозами, а также на психиатрическом учете как склонные к суициду. При психологической диагностике у детей (в основном у мальчиков) часто выявляется высокий уровень агрессии ко всем окружающим, склонность ко лжи (для того, чтобы оправдать свои противоправные поступки, эти подростки обвиняют других), у девочек в связи с ранней половой жизнью выявляется неадекватный интерес к противоположному полу".Динара Бейсекенова
Материал по теме

Это обычная школа, только закрытая, куда свободный вход посторонним ограничен. Однако далеко не колония, поскольку здесь нет строгих распорядков. По словам Динары Бейсекеновой, воспитанники поддерживают связь с родными, созваниваются и видятся с ними. Для них определены дни и часы встреч. Сотрудница признается, что чаще всего результат плодотворной работы налицо: дети отсюда уходят в надежде начать все с чистого листа.