Экологический Кодекс: новые подходы к обращению с отходами (юрист Департамент Экологического Права юридической фирмы GRATA Т. Рамазанов)
Вопросы обращения с отходами являются одними из наиболее актуальных проблем экологии. Особенно это касается крупных промышленных предприятий, в процессе деятельности которых образуется большое количество отходов разной степени опасности. Наряду с техническими вопросами сбора, хранения, утилизации и захоронения отходов важным является необходимость соблюдения требований экологического законодательства. Так, с начала февраля этого года вступает в силу Экологический Кодекс, подписанный Президентом РК 9 января 2007 года. В связи с этим утратили силу три закона - «Об экологической экспертизе», «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха». Автор, юрист Департамент Экологического Права юридической фирмы GRATA Т. Рамазанов рассматривает основные изменения, внесенные в систему законодательных требований, предъявляемых к обращению с отходами.
См. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы «Санитарно-эпидемиологические требования к проектированию производственных объектов», утвержденные приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 8 июля 2005 года № 334
См. пункты 103-128 Санитарно-эпидемиологических правил и норм «Санитарно-эпидемиологические требования к проектированию производственных объектов», утвержденных приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 8 июля 2005 года № 334
Экологический
Кодекс:
новые подходы к обращению с отходами
Вопросы обращения с отходами являются одними из наиболее актуальных проблем экологии. Особенно это касается крупных промышленных предприятий, в процессе деятельности которых образуется большое количество отходов разной степени опасности. Наряду с техническими вопросами сбора, хранения, утилизации и захоронения отходов важным является необходимость соблюдения требований экологического законодательства. Так, с начала февраля этого года вступает в силу Экологический Кодекс, подписанный Президентом РК 9 января 2007 года. В связи с этим утратили силу три закона - «Об экологической экспертизе», «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха». Автор, юрист Департамент Экологического Права юридической фирмы GRATA Т. Рамазанов рассматривает основные изменения, внесенные в систему законодательных требований, предъявляемых к обращению с отходами.
До принятия Экологического Кодекса основные вопросы обращения с отходами регулировались главой 10-1 «Экологические требования при обращении с отходами» Закона РК «Об охране окружающей среды». В Экологическом Кодексе Республики Казахстан (далее - ЭК РК) вопросам обращения с отходами посвящено четыре главы:
● Глава 41. Экологические требования при определении права собственности на отходы производства и потребления (статьи 283-285);
● Глава 42. Экологические требования при обращении с отходами производства и потребления (статьи 286-297);
● Глава 43. Экологические требования к полигонам захоронения и долговременным хранилищам отходов (статьи 298-306);
● Глава 44. Экологические требования к пунктам хранения и захоронения радиоактивных отходов (статьи 307-309).
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 1 ЭК РК обращение с отходами - это виды деятельности, связанные с отходами, включая предупреждение и минимизацию образования отходов, учет и контроль, накопление отходов, а также сбор, переработку, утилизацию, обезвреживание, транспортировку, хранение (складирование) и удаление отходов.
В ЭК РК определены следующие виды отходов:
1. Отходы производства и потребления (отходы) - остатки сырья, материалов, иных изделий и продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (подпункт 39 пункта 1 статьи 1 ЭК РК);
2. Радиоактивные отходы - отходы, содержащие радиоактивные вещества в количестве и концентрации, превышающих регламентированные для радиоактивных веществ значения, установленные законодательством Республики Казахстан об использовании атомной энергии (подпункт 41 пункта 1 статьи 1 ЭК РК);
В соответствии с п. 1 ст. 286 ЭК РК в зависимости от степени опасности отходы разделяются на следующие три вида:
1. Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, радиоактивностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) и могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами (подпункт 21 пункта 1 статьи 1 ЭК РК);
2. Инертные отходы - отходы, которые не подвергаются существенным физическим, химическим или биологическим преобразованиям и не оказывают неблагоприятного воздействия на окружающую среду и здоровье человека (подпункт 6 пункта 1 статьи 1 ЭК РК);
3. Неопасные отходы - отходы, которые не относятся к опасным и инертным отходам (подпункт 22 пункта 1 статьи 1 ЭК РК);
Классификация радиоактивных отходов основывается на их агрегатном состоянии, происхождении (источниках образования), уровне радиоактивности, периоде полураспада радионуклидов и может быть представлена в виде следующей таблицы (см. Таблицу № 1). Следует отметить, что в ЭК РК не дана классификация радиоактивных отходов по периоду их полураспада.
Таблица №1. Классификация радиоактивных отходов (РО) |
||
№ |
Основа классификации РО |
Виды РО согласно классификации |
1 |
Агрегатное состояние РО |
1. Жидкие радиоактивные отходы: ● растворы неорганических веществ; ● пульпы фильтроматериалов; ● органические жидкости; |
2. Твердые радиоактивные отходы: ● изделия; ● детали машин и механизмов; ● материалы; ● биологические объекты; ● отработавшие источники радиоактивных излучений; |
||
2 |
Происхождение (источники образования) РО |
1. Отходы горнорудной промышленности; 2. Отходы исследовательских и энергетических ядерных установок; 3. Отходы ядерных взрывов; 4. Неиспользуемые радиоактивные источники излучения и источники с истекшим сроком службы. |
3 |
Уровень радиоактивности РО |
1. Низкоактивные отходы, у которых удельная активность (килобеккерелей на килограмм): ● менее тысячи - для бета-излучающих радионуклидов; ● менее ста - для альфа-излучающих радионуклидов (исключая трансурановые); ● менее десяти - для трансурановых радионуклидов; |
2. Среднеактивные отходы, у которых удельная активность (килобеккерелей на килограмм): ● от тысячи до десяти миллионов - для бета-излучающих радионуклидов; ● от ста до одного миллиона - для альфа-излучающих радионуклидов (исключая трансурановые); ● от десяти до ста тысяч - для трансурановых радионуклидов; |
||
3. Высокоактивные отходы, у которых удельная активность (килобеккерелей на килограмм): ● более десяти миллионов - для бета-излучающих радионуклидов; ● более одного миллиона - для альфа-излучающих радионуклидов (исключая трансурановые); ● более ста тысяч - для трансурановых радионуклидов; |
||
Таблица № 1 составлена в соответствии с пунктами 2, 3, 5, 6 статьи 307 ЭК РК |
Требования ЭК РК, предъявляемые к обращению с отходами условно можно разделить на три части:
1. «До образования отходов» - экологические требования, предъявляемые к физическим и юридическим лицам, в процессе деятельности которых образуются отходы, подлежащие выполнению до образования отходов;
2. «После образования отходов» - экологические требования, предъявляемые к физическим и юридическим лицам, в процессе деятельности которых образуются отходы, подлежащие выполнению после образования отходов и включающие в себя требования, предъявляемые к накоплению отходов, а также сбору, переработке, утилизации, обезвреживанию, транспортировке и хранению (складированию) отходов;
3. «Захоронение отходов» - экологические требования, предъявляемые к физическим и юридическим лицам, в процессе деятельности которых образуются отходы, подлежащие выполнению при захоронении отходов и включающие в себя требования, предъявляемые к полигонам размещения отходов, в том числе к полигонам размещения опасных отходов, а также к пунктам захоронения радиоактивных отходов.
Экологические требования «до образования отходов»
Получение разрешения на эмиссии в окружающую среду
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 1 ЭК РК размещение отходов производства и потребления в окружающей среде является одним из видов эмиссии в окружающую среду. Согласно пункту 1 статьи 69 ЭК РК природопользователи, осуществляющие эмиссии в окружающую среду, обязаны получить в уполномоченном органе в области охраны окружающей среды разрешение на эмиссии в окружающую среду.
Для получения разрешения природопользователь (в соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 1 ЭК РК - физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду) должен предоставить в уполномоченный орган охраны окружающей среды пакет документов в соответствии со статьей 72 ЭК РК. В состав этого пакета документов входят нормативы обращения с отходами (НОО), в которых указываются расчеты и обоснование объемов образования отходов, сведения о классификации отходов и иная информация в соответствии с «Правилами разработки физическими и юридическими лицами проектов нормативов обращения с отходами и представления их на утверждение в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды РК», утвержденными Приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 24 мая 2005 года № 164-п.
Экологические требования при проектировании,
строительстве или эксплуатации объектов,
связанных с обращением с отходами
Основные экологические требования для предприятий, в процессе деятельности которого образуются отходы, сводятся к разработке программ, проектов, нормативов по обращению с отходами и проведению различных мероприятий, связанных с обеспечением контроля за образованием, сбором и хранением отходов, а также мероприятий, направленных на минимизацию вредного воздействия на экологию. Более подробно эти и другие требования рассмотрены в Таблице № 2.
Таблица №2. Экологические требования при проектировании объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, а также при строительстве и эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами |
|||
№ |
Этап деятельности, связанной с обращением с отходами |
Экологические требования, связанные с данным этапом деятельности |
Комментарии |
1 |
Проектирование деятельности, связанной с обращением с отходами |
При проектировании объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо: |
|
1) разработать программу управления отходами как составную часть проектной документации; |
См. «Правила разработки физическими и юридическими лицами проектов нормативов обращения с отходами и представления их на утверждение в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды РК», утвержденные Приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 24 мая 2005 года № 164-п |
||
2) учесть экологические, санитарно-эпидемиологические и иные требования, установленные экологическим законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; |
См. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы «Санитарно-эпидемиологические требования к проектированию производственных объектов», утвержденные приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 8 июля 2005 года № 334 |
||
3) разработать техническую и технологическую документацию по обращению с отходами. |
См. «Правила разработки физическими и юридическими лицами проектов нормативов обращения с отходами и представления их на утверждение в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды РК», утвержденные Приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 24 мая 2005 года № 164-п |
||
При проектировании жилых зданий, а также промышленных предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусмотреть места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами, устанавливаемыми уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и государственным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. |
См. пункты 103-128 Санитарно-эпидемиологических правил и норм «Санитарно-эпидемиологические требования к проектированию производственных объектов», утвержденных приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 8 июля 2005 года № 334 |
||
2 |
Эксплуатация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами |
Физические и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: |
|
1. разработать проекты нормативов размещения отходов в целях уменьшения их количества; |
См. «Правила разработки физическими и юридическими лицами проектов нормативов обращения с отходами и представления их на утверждение в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды РК», утвержденные Приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 24 мая 2005 года № 164-п |
||
2. внедрить малоотходные технологии и организационные меры по снижению образования отходов на основе новейших научно-технических достижений; |
В данном случае могут быть применены наилучшие доступные технологии, согласно перечню, утверждаемому Правительством РК. |
||
3. проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; |
|
||
4. провести мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; |
См. статью 132 ЭК РК «Виды и организация проведения производственного мониторинга». |
||
5. предоставить в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, информацию, связанную с обращением с отходами; |
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Республики Казахстан от 5 января 2004 года № 2 «Об утверждении перечней форм общегосударственной и ведомственной статистической отчетности Республики Казахстан» предприятия, имеющие токсичные отходы обязаны до 10 числа месяца следующего за отчетным полугодовым периодом предоставить в соответствующее территориальное Управление статистики отчеты об образовании и удалении токсичных отходов по форме № 3 «Токсичные отходы». Форма № 3 утверждена приказом Председателя Агентства РК по статистике от 5.06.2002 № 19-г. |
||
6. соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принять неотложные меры по их ликвидации; |
См. статью 11 Закона Республики Казахстан от 3 апреля 2002 года № 314-II «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах». |
||
7. в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и государственный орган в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и местные исполнительные органы. |
См. Закон Республики Казахстан от 5 июля 1996 года № 19-I «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». |
||
Таблица №2 составлена в соответствии со статьями 290 и 291 ЭК РК |
Экологические требования «после образования отходов»
Порядок обращения с опасными отходами
В соответствии с пунктом 2 статьи 287 ЭК РК устанавливаются 3 уровня опасности отходов:
1. Зеленый - индекс G;
2. Янтарный - индекс А;
3. Красный - индекс R.
Определение уровня опасности и кодировка отходов производится на основании классификатора отходов, утверждаемого уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. В случае отсутствия данного вида отходов в классификаторе уровень опасности и кодировка обосновываются в каждом конкретном случае и согласовываются с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
В отличие от ранее действовавшего порядка паспортизации отходов собственник отходов обязан составить паспорт только для опасных отходов. Ранее паспортизации подлежали все виды отходов.
Паспорт опасных отходов составляется и утверждается физическими и юридическими лицами, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются опасные отходы, на основе формы паспорта опасных отходов, утверждаемой Министерством охраны окружающей среды. В соответствии с пунктом 5 статьи 289 паспорт опасных отходов подлежит регистрации в уполномоченном органе в области охраны окружающей среды в течение трех месяцев с момента образования отходов. По мере поступления дополнительной информации, повышающей полноту и достоверность данных, включенных в обязательные разделы, паспорт опасных отходов подлежит обновлению и перерегистрации.
Согласно пункту 2 статьи 294 ЭК РК транспортировка опасных отходов допускается при следующих условиях:
1. наличие соответствующей упаковки и маркировки опасных отходов для целей транспортировки;
2. наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
3. наличие паспорта опасных отходов и документации для транспортировки и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортировки;
4. соблюдение требований безопасности при транспортировке опасных отходов, а также к погрузочно-разгрузочным работам.
Собственник опасных отходов должен обеспечить маркировку упаковок с опасными отходами с указанием опасных свойств. При передаче таких отходов другим лицам на определенный срок собственник отходов обязан проинформировать их в письменной форме об опасных свойствах этих отходов и о мерах предосторожности при обращении с ними. Также обязательным является предоставление копии зарегистрированных паспортов опасных отходов физическому лицу или предприятию, транспортирующему данную партию или ее часть, а также каждому грузополучателю данной партии (части партии) отходов. В соответствии с пунктом 5 статьи 294 ЭК РК с момента погрузки отходов на транспортное средство и приемки их физическим или юридическим лицом, осуществляющим транспортировку отходов, и до выгрузки их в установленном месте из транспортного средства ответственность за безопасное обращение с ними несет транспортная организация или лицо, которым принадлежит данное транспортное средство. Трансграничная перевозка опасных отходов осуществляется в соответствии с положениями Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.
Лица, осуществляющие обращение с отходами, и производители опасных отходов обязаны вести регулярный учет (вид, количество, свойства) образовавшихся, собранных, перевезенных, утилизированных или размещенных отходов в процессе их деятельности. Документация по учету отходов должна храниться у собственника отходов в течение 5 лет. Собственники отходов представляют уполномоченному органу в области охраны окружающей среды ежегодный отчет о своей деятельности в области обращения с отходами для внесения их в Государственный кадастр отходов.
Экологические требования, предъявляемые к захоронению отходов
Захоронение отходов производится в специально отведенных для этого полигонах. На полигоне могут быть размещены только те виды отходов, которые разрешены для размещения на данном полигоне и право на размещение которых подтверждается экологическим разрешением.
Все обязательства по обеспечению экологических требований на полигоне возлагаются на собственника полигона. Он производит прием отходов на полигон в зависимости от соответствия вида отхода одному из четырех классов полигонов:
1. 1 класс - полигон для размещения опасных отходов;
2. 2 класс - полигон для размещения неопасных отходов;
3. 3 класс - полигон для размещения инертных отходов.
Владелец полигона проводит мероприятия по мониторингу воздействия на окружающую среду, а также мероприятия по закрытию и рекультивации полигона.
Захоронение радиоактивных отходов осуществляется в специально отведенных пунктах, вокруг каждого из которых устанавливается санитарно-защитная зона.
ЭК РК достаточно четко разграничил вопросы собственности на отходы производства и потребления. В соответствии с пунктом 1 статьи 283 ЭК РК физические и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, являются их собственниками и несут ответственность за безопасное обращение с отходами с момента их образования. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Также собственники отходов могут передать их физическим и юридическим лицам, заинтересованным в их использовании.
Отходы, не имеющие собственника или собственник которых неизвестен, являются бесхозяйными. В случае если ни одно физическое или юридическое лицо не обратило эти отходы в свою собственность, то бесхозяйные отходы на основании решения суда переходят в республиканскую или коммунальную собственность.
В целом, Экологический Кодекс содержит достаточно большое количество изменений и новшеств, как упрощающих некоторые процедуры, обязательные для исполнения природопользователями, так и ужесточающих экологические требования. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 293 ЭК РК деятельность физических и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена при отсутствии возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с опасными отходами. Однозначно лишь то, что вопросы, касающиеся Экологического Кодекса, требуют дальнейшего обсуждения и глубокого анализа с учетом интересов общества и природопользователей.