Общественный прием и контроль как факторы эффективности государственного управления
Муталап АБСАТТАРОВ главный инспектор Отдела государственного контроля и организационной работы Администрации Президента Республики Казахстан
общественный прием и контроль как факторы эффективности государственного управления
Муталап АБСАТТАРОВ главный инспектор Отдела государственного контроля и организационной работы Администрации Президента Республики Казахстан
На пути продвижения Казахстана в сообщество пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира Глава государства Н.Назарбаев в Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» ставит задачу - двигаться к такой современной демократической форме власти, которая сможет обеспечить наиболее эффективную систему управления обществом и государством, одновременно сохраняя политическую стабильность в стране и обеспечивая все конституционные права и свободы граждан. Для реализации этой задачи в рамках проводимой административной реформы в стране идет выстраивание качественно новой модели государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, прозрачности и подотчётности обществу. При этом важным фактором обеспечения эффективности государственного управления обозначено удовлетворение требований главных потребителей государственных услуг - непосредственно всех граждан и бизнеса.
Сегодня граждане для защиты своих интересов, наделенных конституционными правами, вынуждены обратиться в общественные приемные, которые для них являются одним из более доступных средств в регулировании взаимоотношений с органами власти. На приемы в основном приходят те граждане, которые по тем или иным причинам не могут получить соответствующие ответы или решения на свои письменные обращения. При этом они выражают недоумение на существующую системуконтроля и надзора за соблюдением законности и защиту прав граждан в вопросах борьбы с коррупцией, улучшением жилищных условий граждан, оценкой знаний учащихся, размещением государственного заказа, грантов и бюджетно-кредитных ресурсов, обеспечением гражданско-правовых имущественных отношений граждан и государства.
В соответствии с действующим законом «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» руководители государственных органов, органов местного самоуправления и их заместители согласно графика, утвержденного руководителем соответствующего государственного органа обязаны не менее один раз в месяц провести личный прием граждан и представителей юридических лиц, в том числе сотрудников данных органов. Прием должен осуществляться по месту работы в установленное и доведенное до сведения физических и юридических лиц день и время. Если должностное лицо во время приема не может решить обращение, тогда оно докладывается в письменном виде, и с ним работа будет проводиться как по письменному обращению. Однако, у должностных лиц, которые в основном заняты повседневными проблемами по месту работы, возможности проводить приемы граждан и уделять должное внимание на рабочем месте на их личные проблемы, весьма ограничены.
Исполнительные органы лишь в общественных приемных имеют возможность увидеть действительные проблемы и нужды граждан, убедиться в правильности и недостатках решений, принятых в рамках оказания услуг всему населению. Именно здесь чиновники смогут реально представить и из первых уст услышать о состоянии дел в отдаленных населенных пунктах, о непростых жизненно-бытовых условиях граждан, проживающих в сельской местности. Поэтому общественные приемные для малоподвижных и не часто желающих выезжать на встречи с массами чиновников можно называть школой общения с народом. В то же время часть обращений граждан в водовороте большого потока документов все же ускользают из внимания чиновников, загруженных бумажной волокитой.
Известно, что общественные объединения и организаций также повсеместно проводят приемы граждан и представителей юридических лиц. У граждан, потерявших всякую надежду получить от исполнительных органов какие-либо ответы законными путями, бытует мнение о том, что в достижении справедливых решений руку помощи подадут общественные организаций. Никто не может представить и понять, что общественные организаций в соответсвии с уставными задачами, лишь могут призывать членов общества к организованным действиям против правовых нарушений и создавать соответствующее общественное мнение. Иногда, из частных вопросов граждан формируются предвзятые мнения, которых в последующем могут воспринимать как общественную проблему. В погоне за справедливым решением и не желая воспринимать объективную реальность в большинстве случаях граждане становятся заложниками собственных эмоциональных ощущений. В связи с этим было бы целесообразно, если в общественных приемах граждан постоянно присутствали консультанты из числа опытных юристов и психологов. К сожалению, не во всех общественных приемных создаются необходимые условия для присутствия таких специалистов, и не всегда обращаются должного внимания на разъясненительную работу с гражданами, допустившими ошибки по незнанию законодательных требований и на возможности расположения собеседника во время приема к доверительной беседе.
Если содержание обращений граждан окажутся не обоснованными и с недостоверными фактами, тогда авторы обращений также должны нести законодательную ответственность. В обществе еще немало «активных деятелей», необоснованно отбивающих пороги кабинетов и действующих по принципу «на всякий случай, а вдруг что-то получится ... ». Если результаты выездных комиссионных проверок обращения не подтверждают, изложенные в ней факты, тогда все необоснованные расходы должны возмещаться из собственного кармана автора обращения. В связи с этим, а также для повышения ответственности должностного лица, было бы правильным иметь протокол общественного приема, специально составляемый и утверждаемый в установленном порядке. Более правильное решение - реализация конкретных мероприятий, направленных на улучшение правовой грамоты граждан. Было бы еще лучше, если опыт и усилие института омбутсманов и сообщества частных адвокатов направлять, как минимум, на защиту социально-экономических прав граждан. Для этого они должны осуществлять свою деятельность в тесном сотрудничестве с общественными приемными.
В процессах решения проблем граждан через общественные приемныевсе еще имеет место слабая отчетность как должностных, так и юридических лиц. Качество учета обращений граждан и отчетности по ним ограничиваются лишь количественными данными «поступили столько обращений, обратились в приемную столько-то граждан, из них расмотрены столько-то ... ». Никто не вникает в достаточной степени в содержание рассматриваемых обращений, не задумывается о последствиях возможного превращения отдельных частных проблем в общественные, а в перспективе - в угрозу для жизнедеятельности общества. В противном случае, опираясь на обобщающие выводы по обращениям граждан, можно было бы предотвратить упреждающими действиями судьбаносные последствия многих общественных проблем. Поэтому после анализа статистики обращений граждан должна следовать обязательный этап обобщающего синтеза, результаты которых следовало бы использовать в процессах принятия официальных актов и решений по социально-экономическим вопросам.
Народные изранники разных уровней, осуществляющие общественный прием граждан закладывают наказы и обращения в основу рассматриваемых нормативно-правовых актов. Однако они не имеют возможность решить проблемы граждан в возможно короткие сроки. В рамках существующей системы государственного управления депутатские запросы по наказам избирателей исполнительными органами не всегда воспринимаются адекватно. Такое положение усугубляется также отсутствием соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих индивидуальную ответственность депутатов перед своими избирателями.
В связи вступлением в силу системы избрания депутатов по партийному списку ожидается дальнейшее укрепление взаимной связи властных структур и народных масс. При этом основная тяжесть работы общественных приемных будет приходиться на долю партий как победивших, так и участвовавших в выборных процессах. Граждане, которые не смогли добиться справедливого ответа от представительных и исполнительных органов будут обращаться в общественные приемные партии, за которую они проголосовали. Здесь граждане расширят кругозор, приобретут действенные навыки защиты своих прав. Безусловно, любая партия прежде всего заинтересована защищать права своих членов, а процессы исполнения запросов простых избирателей может замедлить ход по мере разницы подходов и взглядов. При этом было бы некорректным допускать возможность необоснованной политизации частных проблем граждан. Поэтому, когда отсутствует механизм отзыва депутатов и работает только коллективная партийная ответственность перед избирателями, актуализируется вопрос о нормативно-правовом регулировании взаимоотношений партийных депутатских групп в парламенте и простых избирателей. Вместе с тем, если деятельность политических партий, получивших депутатские места в парламенте будет финансироваться из бюджета, тогда ответственность депутатов должна контролироваться как в зависимости от оценочных мнений избирателей, так и от состояния исполнения обращений граждан.
Таким образом, если в законодательном поле страны работают общественные приемные, то почему бы не использовать возможности общественного контроля в управлении государством. Возможно, пришло время необходимости общественного воздействия на процессы исполнения как актов и решений официальных органов, так и обращений граждан. По мере открытости и доступности информации о решениях, влияющих на интересы граждан, и влияния общественного контроля на качество оказываемых государственных услуг снижается посещаемость граждан общественных приемных. Возможности общественного контроля будет улучшаться по мере повышения статуса общественных объединений и развития их партнерских отношений с исполнительными органами в законодательных рамках.
Наряду с обеспечением эффективной и прозрачной работы государственных органов одним из главных задач программы «электронного правительства» является повышение качества оказываемых государственных услуг и их доступности каждому жителю. При этом каждый государственный орган обязан осуществлять свою работу в удобных и информационно прозрачных для граждан условиях. Открытый принцип работы любому учреждению дает возможность снизить количество поступающих обращений граждан. Только в информационно открытых условиях будет обеспечена эффективность воздействия общественного контроля, при котором граждане сами могут отслеживать и контролировать процесс исполнения обращений. В перспективе через портал «электронного правительства» в системе интернет можно будет осуществлять прием граждан, ответить на вопросы и принять решения по их обращениям. Безусловно, в этих условиях уменьшается влияние коррупций на взаимные отношения граждан и органов власти. Однако, для этого требуются, чтобы не было очередности в «помещении» электронной приемной, была технический качественная и непрерывная оперативная связь, официально признавали статус электронных документов, а также назначали или избирали такое «электронное правительство», который в обязательном порядке и своевременно обеспечивал бы ответы на электронные письма.
Бывают случаи, когда в содержаниях обращений граждан и ответов исполнителей отсутствуют основания, объективность информации обмениваемого сторонами не выдерживает критики. Чтобы убедиться в их достоверности часто требуется дополнительная информация. Инспектирование, выездные комиссионные проверки и обеспечение непрерывности процесса отслеживания ограничены как человеческими, так и материальными ресурсами. В этих условиях требуются независимые источники информации и новые подходы к повышению ответственности исполнителей. Общество по мере возможности должно отслеживать как действия ответчиков, так и заявителей. Это не только повышает их взаимное понимание и ответственность, но и сократит количество необоснованных обращений.
В последнее время все чаще наблюдаются инициативы политических партий и общественных объединений о необходимости использования возможностей общественности в процессах контроля исполнительской дисциплины в государственных органах и организациях в части соблюдения и защиты законных интересов субъектов общества. Участие партии «Нур Отан» в процессах реализации государственной жилищной программы не только выявили недостатки работы местных исполнительных органов в распределении жилья, но и позволили по данному вопросу активизировать правоохранительные органы в принятии справедливых решений по фактам нарушений нормативных правовых актов.
Сегодня новые поправки в Конституцию Республики Казахстан открывают новые экономико-правовые возможности для широкого участия общественности на каждом уровне управления государством, а неправительственные организации уже делают практические шаги в реализации государственных социальных заказов в различных сферах жизнедеятельности общества.
Вместе с тем в соответствии с задачами Главы государства о модернизации системы государственного управления передача и делегирование части государственных функций в местные органы управления и самоуправления, а также в негосударственный сектор предполагают необходимость накопления опыта для определения механизма участия представителей общественности в процессах предоставления государственных услуг населению.
В процессах государственного контроля необоснованно упускается возможность использования замечаний и рекомендаций как центральных, так и местных представительных органов. Как депутатские запросы, так и акты проверок постоянных комиссии, как правило, являются независимыми источниками для подтверждения объективности информации исполнителей актов и решений. Слабость контроля приводит к ухудшению качества и ненадлежащему исполнению актов и решений, а следовательно, к многократному увеличению потока писем и обращений граждан, что в свою очередь - к необоснованному увеличению объема работ госорганов. Когда нет постоянного контроля разовые и периодические меры по контролю не могут дать желаемых результатов, а непрерывность процесса контроля можно обеспечить только с участием общественности.
В процессе реализации государственных функций, направленных на обслуживание большого потока населения качество услуг и надлежащую исполнительскую дисциплину можно было бы обеспечить путем эффективного взаимодействия с представителями общественности. Опыт участия представителей общественности в работе различных коллегиальных структурах госорганов показывает, что при рассмотрении вопросов и принятии решений с их участием повышается объективность.
Таким образом, используя возможности общественного контроля можно было бы способствовать к усилению государственного контроля как за исполнением законодательных и нормативно-правовых актов, так и за решением проблем граждан, поднятых в общественных приемных и письменных обращениях. Для этого появляется необходимость повышения статуса общественных приемных в законодательном порядке и требуется использование всех форм и методов работы по отслеживанию исполнения обещаний и поручений должностных лиц, касающихся частных проблем и нужд граждан. Важно, чтобы должностные лица, осуществляющие общественный прием граждан от имени государственного органа имели не только возможность эффективного влияния на действия исполнительных органов в рамках законодательства, но и повышенную ответственность.
Технический безупречное оказание услуг «электоронным правительством» все еще недостаточно. Надо, чтобы оно оказывало надлежащую государственную услугу в соответствии с нацеленными общественными задачами. При этом все еще остается актуальным задача о разработке законодательной основы взаимных гражданско-правовых отношений органов власти и граждан при «электронном правительстве».
Общественные объединения ответственны и обязаны оказывать содействие к эффективной реализации госорганами контрольных функций и предоставлению исполнителями объективной информации. Особую важность представляет использование функциональных возможностей маслихатов и структур местного самоуправления в части общественного контроля.
Общественный прием граждан и общественный контроль можно представить как отрасль, как вопросы и проблему государственного масштаба, требующих пристального внимания государственных органов. Поэтому, было бы целесообразным образовать в парламенте рабочие структуры по работе с обращениями граждан и по общественному контролю, которые будут обобщать опыт работы с избирателями и вносить соответствующие предложения народным избранникам.
Для изучения нормативно-правовых и экономических основ использования общественного контроля в процессах государственного контроля (рассматривая как дополнительной мерой для повышения эффективности государственного контроля) и выработки соответствующих предложений необходимо создать из числа опытных экспертов специальную рабочую группу. На базе изучения и реализации рассматриваемого вопроса можно было бы апробировать возможные принципы и механизмы конкурсного финансирования общественных объединений и политических партий из государственного бюджета.
Вместе с тем, в проектах стандартов государственных услуг разрабатываемых в рамках административной реформы необходимо предусмотреть нормы, регламентирующих реальные затраты и время в жестких пределах которого услугодатель обязан будет предоставить гражданам максимально доступную услугу. Это не только снижает влияние коррупционных схем, но и повышает объективность в действиях контрольных органов. Сегодня не все правительственные решения социальной направленности содержат нормы на оказываемые услуги, которые позволили бы услугополучателю примерить свои денежные и временные затраты.
На базе использования опыта и возможностей партии «Нур Отан» и в рамках размещения государственного заказа необходимо реализовать пилотный проект «Общественный и государственный контроль с участием общественных объединений». Пришло время для определения перечня и видов, оказываемых населению государственных услуг, которых успешно можно было бы делегировать общественным объединениям.
Необходимо принять меры по разработке проекта Закона Республики Казахстан «Об общественном приеме граждан и общественном контроле». Наличие такого закона не только дисциплинирует исполнителей, но и активизирует общественность следить за соблюдением требований действующих законодательных актов и исполнением принятых решений.
Организующие и исполнительные структуры общества обязаны обеспечивать реализацию законных интересов граждан, придерживаясь принципа «власть - для народа». Они призваны отслеживать повседневно возрастающие спросы граждан, думать о них постоянно, заинтересованы нести ответственность за благополучие и судьбу каждого субъекта общества. Сегодня никто никем не должно притесняться, если обращение к госорганам и должностным лицам имеют законные основания. Настоящего государственника, примерного гражданина-патриота, готового в любое время встать на защиту мирного завтрашнего дня отечества, государство может «выращивать» лишь сознательно предлагая им образцовую услугу, своевременно удовлетворяя постоянно возникающие их потребности.
г. Астана
28.09.2007
Читайте также