Эксперт рассказал о проблемах и приоритетных направлениях инвестирования в Алматы
Накануне мероприятия журналист Zakon.kz побеседовала с модератором панельной сессии «Полигород», управляющим партнером KPMG в Центральной Азии Сакеном Жумашевым.
– Сакен Нармухамедович, сессия форума, которую вы будете вести, называется «Полигород». Можете разъяснить это понятие?
– В международной практике используются различные названия городов: агломерация, мегагород, полигород. Чтобы четко понять, что это такое, начнем с общепризнанного понятия моногород, то есть когда город существует за счет одного градообразующего предприятия, которое дает работу всему населению, и вокруг этого предприятия строится жизнь. Полигород – противоположность моногорода. В полигороде, наоборот, существует большое количество точек роста, предприятий, разнонаправленная экономика. Это может быть производство, туризм, оказание сервисных услуг и т.д.
Наш Алматы – однозначно развитый полигород.
– Вы говорите, что Алматы – развитый город. По вашему мнению, нужны ли ему какие-то изменения? Куда двигаться дальше?
– Если смотреть на тренды, которые существуют во всем мире и в Казахстане в частности, люди всегда стремятся к комфорту и безопасности. Следовательно, каждое решение городских менеджеров и неравнодушных горожан должно вести к повышению качества жизни, облегчать ношу современного человека, которому надо успевать сделать все за 24 часа.
В Алматы можно выделить транспортную проблему: требуется большое количество времени, чтобы добраться из одной точки города в другую. Например, многие родители хотят, чтобы ребенок ходил в школу рядом с домом. Да, все районы мегаполиса обеспечены школами, но качество обучения может разниться от одного среднеобразовательного учреждения к другому. Поэтому родители отдают детей в школы, добираться до которых приходится по 40 минут и больше.
На транспортной системе Алматы лежит очень большая нагрузка. Есть центр, где базируется бизнес, и получается, что весь город едет туда с утра и возвращается оттуда вечером. Вот и представьте, сколько времени алматинцы теряют в пробках.
Нельзя не упомянуть проблему загрязненного воздуха, вызванную работой ТЭЦ-2 на угле, вредоносными выбросами предприятий и транспорта.
Я считаю, необходимо улучшить элементы планирования дальнейшего развития города, учитывать новые технологии, озадачиться вопросом транспортной инфраструктуры, наконец решить проблему с воздухом. А еще вспомнить о том, что Алматы всегда был культурной столицей.
– Что может предложить бизнес для решения проблемы с транспортными развязками?
– Я не думаю, что в ближайшие пять лет в Алматы удастся кардинально решить транспортную проблему. Быстрого решения, которое можно сейчас применить, нет. Но если мы будем ориентироваться на объективные данные статистики, разобьем проблему на составляющие и будем работать с каждой из них отдельно, то вскоре сдвинемся с мертвой точки.
– Какие сферы в приоритете развития уже сейчас?
– В Алматы очень важно развивать именно инновационную составляющую. К примеру, в Сингапуре существует система «Гражданин 360»: составляется портрет каждого жителя города, изучается окружающая его среда, с чем он взаимодействует, что нужно изменить для повышения его комфорта. Это и называется «Умный город».
Есть вопросы к качеству покрытия мобильной связью новых районов. Их решение – тоже один из приоритетов.
Также Алматы является центром притяжения студентов. Каждого молодого человека можно расценивать как точку возникновения инноваций – новых мыслей, стартапов – которые в будущем станут вкладом в бюджет и развитие города.
– Существует три фактора развития города: человеческий капитал, комфортная среда для жизни и экономический рост. Что-то еще к этому нужно добавить?
– Я бы добавил устойчивое развитие. Теория устойчивого развития говорит о том, что мы стараемся не просто потреблять, а оставить планету в сохранности для будущих поколений. Норвегия уже сейчас хочет перейти к углеродной нейтральности. Изначально у них была цель достичь ее к 2060 году, теперь они хотят перейти к 2030-му.
Вы не замечали, что в пандемию мы стали обращать внимание на приверженность той или иной компании принципам устойчивого развития? Мы выбираем бизнес, идущий в ногу с этим трендом.
– Как сегодняшние бизнес-модели будут менять наши привычки?
– Наши потребительские привычки идут в сторону диджитал. Допустим, мы с вами сегодня хотим не просто вкусно поесть в ресторане, а получить еду с доставкой на дом. Значит, этот сервис будет расширяться. И снова возникает вопрос о том, насколько логистическая инфраструктура Алматы подготовлена к тому, что доля сервисов доставки будет расти еще в два-три раза в ближайшем будущем.
– Как горожанам принимать активное участие в жизни города?
– Я в KPMG курирую центральноазиатский регион: ездил по разным городам, странам, смотрел, как люди относятся к тому месту, где они живут. Если взять любой населенный пункт в Казахстане, каждый гражданин убирает у себя во дворе, но то, что происходит за пределами двора, его не волнует. Тем не менее сознательность населения постепенно растет, в том числе благодаря соцсетям. Активистов, которые принимают участие в жизни Алматы, стало больше. Я бы рекомендовал начать участие в жизни города с заботы о дворе, в котором вы живете.
– А с помощью упомянутых вами умных технологий как можно поучаствовать?
– На сегодняшний день – с помощью тех же соцсетей и городских приложений. Стоит наладить хотя бы связь с акиматом своего района, чтобы увидеть реальные изменения.
Almaty Investment Forum пройдет в онлайн-формате 2 декабря, начало в 10:00. Участниками мероприятия заявлены высокопоставленные лица различных городов; представители среднего и крупного бизнеса РК и ближнего зарубежья; глобальные лидеры в сфере инвестиций, инноваций и бизнеса; инвестиционные фонды и фонды прямых инвестиций. Форум станет площадкой для обсуждения приоритетных направлений и инструментов развития города, агломерации, урбанизации, цифровой трансформации. Будет организована выставка «проектов года».
С программой форума можно ознакомиться здесь .