Хроника отраслевой трансформации: история и перспективы железнодорожной промышленности Казахстана
Каждый сотый житель Казахстана занят на предприятиях железнодорожной отрасли. В 2021 году завершается первый этап в развитии собственного железнодорожного машиностроения и промышленности страны, который начался 10 лет назад. Настало время подвести промежуточные итоги, обобщить и оценить опыт последних лет.
Осознанная необходимость
Основа железнодорожной сети страны создавалась в советский период. После распада СССР часть путей осталась на территории России. В первые годы независимости потребовалось связать части железнодорожной инфраструктуры, разделенные границей. Затем в связи с естественным износом путей и подвижного состава появилась необходимость создания собственной железнодорожной промышленности.
Интенсивный грузооборот требует регулярных амортизационных вложений. Так, в 2020-м году в ремонте нуждались 416 километров магистральных путей. По данным, опубликованным Forbes, в первом полугодии 2021 года АО «НК «ҚТЖ» планировало отремонтировать более 4 тысяч вагонов.
Были необходимы системные меры по развитию собственной железнодорожной промышленности, которая бы удовлетворяла потребности внутреннего рынка. Практически всю отрасль пришлось создавать с нуля.
Фото: Railways Systems KZ
Государственные решения
Вопросы развития отрасли включены в государственные программы по ФИИР Республики Казахстан. С такой программы 2010-2014 годов началось создание новых промышленных предприятий железнодорожной отрасли и формирование промышленного кластера. Некоторые предприятия начали создавать еще раньше – в 2009 году.
АО «Локомотив құрастыру зауыты» создано при поддержке АО «НК «ҚТЖ» в 2009 году в Нур-Султане. Предприятие выпускает грузовые и пассажирские магистральные тепловозы. Основным акционером компании является General Electric Transportation.
ТОО «Электровоз құрастыру зауыты» было построено в 2012 году и уже в ноябре 2013 года передало первый грузовой магистральный электровоз KZ8A в АО «Локомотив» для коммерческой эксплуатации.
ТОО «Актюбинский рельсобалочный завод» было построено близ Актобе в 2016 году. Оснащено современными линиями Siemens, благодаря которому выпускает 120-метровые длинномерные рельсы, сваренные электроконтактным методом.
ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» – подразделение группы компаний «Қамқор Менеджмент» в Экибастузе, занимающееся ремонтом вагонов.
Кластер Railways Systems KZ был создан в Экибастузе в 2012 году одновременно с заводом по производству железнодорожных колес ТОО «Проммашкомплект». Создание кластера способствовало оптимизации логистики и взаимодействия производителей, обеспечило условия для выпуска высокотехнологичной продукции.
Кластер объединил пять промышленных компаний:
● ТОО «Проммашкомплект» (2012 год) – производство цельнокатаных колес.
● ТОО «ПРОММАШ.KZ» (2012 год) – инновационное производство стрелочной продукции.
● ТОО «R.W.S. Wheelset» (2012 год) – выпуск железнодорожных осей, формирование и сборка колесных пар.
● ТОО «R.W.S. Binding» (2014 год) – производство всех элементов скрепления верхнего строения пути.
● ТОО «R.W.S. Concrete» (2015 год) – выпуск преднапряженного железобетонного бруса и шпал.
Фото: Railways Systems KZ
Оценка и перспективы
Сегмент удовлетворяет потребности транспортных компаний Казахстана и железной дороги в продуктах ж/д промышленности и машиностроения, способствует их импортозамещению более чем на 80%.
При этом наиболее благоприятным сценарием развития на следующем этапе представляется более тесная внутриотраслевая интеграция, снижение логистических и производственных расходов, автоматизация процессов.