Лента новостей
0

Хроника отраслевой трансформации: история и перспективы железнодорожной промышленности Казахстана

кластер промышленность, фото - Новости Zakon.kz от 03.12.2021 10:00 Фото: Railways Systems KZ
Железные дороги в Казахстане – одна из инфраструктурных основ экономики. В стране 18 тысяч километров путей, ежегодно пропускающих 70% грузооборота страны и около 50% пассажиропотока. Объем транзитных перевозок по железной дороге превышает 17 млн тонн.

Каждый сотый житель Казахстана занят на предприятиях железнодорожной отрасли. В 2021 году завершается первый этап в развитии собственного железнодорожного машиностроения и промышленности страны, который начался 10 лет назад. Настало время подвести промежуточные итоги, обобщить и оценить опыт последних лет.

Осознанная необходимость

Основа железнодорожной сети страны создавалась в советский период. После распада СССР часть путей осталась на территории России. В первые годы независимости потребовалось связать части железнодорожной инфраструктуры, разделенные границей. Затем в связи с естественным износом путей и подвижного состава появилась необходимость создания собственной железнодорожной промышленности.

Интенсивный грузооборот требует регулярных амортизационных вложений. Так, в 2020-м году в ремонте нуждались 416 километров магистральных путей. По данным, опубликованным Forbes, в первом полугодии 2021 года АО «НК «ҚТЖ» планировало отремонтировать более 4 тысяч вагонов.

Были необходимы системные меры по развитию собственной железнодорожной промышленности, которая бы удовлетворяла потребности внутреннего рынка. Практически всю отрасль пришлось создавать с нуля.

оборудование, фото - Новости Zakon.kz от 03.12.2021 10:00

Фото: Railways Systems KZ

Государственные решения

Вопросы развития отрасли включены в государственные программы по ФИИР Республики Казахстан. С такой программы 2010-2014 годов началось создание новых промышленных предприятий железнодорожной отрасли и формирование промышленного кластера. Некоторые предприятия начали создавать еще раньше – в 2009 году.

АО «Локомотив құрастыру зауыты» создано при поддержке АО «НК «ҚТЖ» в 2009 году в Нур-Султане. Предприятие выпускает грузовые и пассажирские магистральные тепловозы. Основным акционером компании является General Electric Transportation.

ТОО «Электровоз құрастыру зауыты» было построено в 2012 году и уже в ноябре 2013 года передало первый грузовой магистральный электровоз KZ8A в АО «Локомотив» для коммерческой эксплуатации.

ТОО «Актюбинский рельсобалочный завод» было построено близ Актобе в 2016 году. Оснащено современными линиями Siemens, благодаря которому выпускает 120-метровые длинномерные рельсы, сваренные электроконтактным методом.

ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» – подразделение группы компаний «Қамқор Менеджмент» в Экибастузе, занимающееся ремонтом вагонов.

Кластер Railways Systems KZ был создан в Экибастузе в 2012 году одновременно с заводом по производству железнодорожных колес ТОО «Проммашкомплект». Создание кластера способствовало оптимизации логистики и взаимодействия производителей, обеспечило условия для выпуска высокотехнологичной продукции.

Кластер объединил пять промышленных компаний:

● ТОО «Проммашкомплект» (2012 год) – производство цельнокатаных колес.

● ТОО «ПРОММАШ.KZ» (2012 год) – инновационное производство стрелочной продукции.

● ТОО «R.W.S. Wheelset» (2012 год) – выпуск железнодорожных осей, формирование и сборка колесных пар.

● ТОО «R.W.S. Binding» (2014 год) – производство всех элементов скрепления верхнего строения пути.

● ТОО «R.W.S. Concrete» (2015 год) – выпуск преднапряженного железобетонного бруса и шпал.

оборудование, фото - Новости Zakon.kz от 03.12.2021 10:00

Фото: Railways Systems KZ

Оценка и перспективы

Сегмент удовлетворяет потребности транспортных компаний Казахстана и железной дороги в продуктах ж/д промышленности и машиностроения, способствует их импортозамещению более чем на 80%.

При этом наиболее благоприятным сценарием развития на следующем этапе представляется более тесная внутриотраслевая интеграция, снижение логистических и производственных расходов, автоматизация процессов.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: