Радиофобы и капиталоемкость: как Kcell разворачивает 5G в Казахстане, рассказал Асхат Узбеков
Асхат Узбеков напомнил, что в декабре прошлого года консорциум операторов, в числе которых был Kcell, стал победителем аукциона по распределению радиочастот и по условиям конкурса компании должны до 2027 года развернуть по всей стране более семи тысяч базовых станций 5G.
"По лицензионным обязательствам мы должны были до конца года в Алматы, Астане и Шымкенте поставить около 400 базовых станций. На сегодня практически реализовали уже большую часть лицензионных обязательств, и, соответственно, мы ожидаем выполнение и перевыполнение. Мы покрыли (связью пятого поколения - ред.) практически все областные центры, и на текущий момент идут строительно-монтажные работы в Кунаеве и Талдыкоргане. То есть во всех нынешних областных центрах уже есть 5G, да, пока в местах общего пользования, но по крайней мере люди могут попробовать 5G, не выезжая со своего родного областного центра. И мы ожидаем, что в следующем году будет большой приток именно пользователей 5G", – считает глава Kcell Асхат Узбеков.
Фото: СЕО Kcell
На сегодня, по его
данным, все преимущества и возможности связи пятого поколения оценили уже более
360 тысяч абонентов компании.
В целом же строительство сети 5G является, по словам спикера, стратегическим приоритетом в развитии компании. Так как помимо очевидных конкурентных преимуществ в скорости передачи данных, новая технология расширяет возможности в решении принципиально новых бизнес-задач: от цифровизации отдельных элементов бизнеса до строительства цифровых индустрий в Казахстане и цельной архитектуры "умных городов".
Асхат Узбеков сообщил, что 5G – это следующее поколение мобильных технологий и передачи данных, которую активно все страны сейчас внедряют, в том числе и Казахстан и что она раскрывает огромные перспективы.
"Как бы я охарактеризовал строительство 5G? Кто помнит лето в Алматы, я бы ее назвал строительством выделенной полосы где-нибудь на аль-Фараби размером в две полосы, то есть это та вещь, которая может очень сильно разгрузить любые самые большие пробки при правильном использовании их. Мы видим, частотный спектр достаточно рабочий и хороший, в принципе, если по прошествии какого-то времени, когда наше покрытие уже не будет больше похоже на леопардовую шкуру, а уже будет, так скажем, отличаться ковровостью, тогда в принципе, я думаю, уже будут очень хорошие показатели качества и обычный потребитель будет ощущать его", – отметил глава Kcell.
Фото: СЕО Kcell
Однако, по его словам, сейчас для развертывания инфраструктуры требуются большие средства. По его данным, развертывание сети 5G - это сложная и дорогостоящая задача, и операторам связи приходится инвестировать колоссальные средства для успешной реализации проекта. Так, по его данным, только в первом полугодии Kcell направил на развитие своей сети и инфраструктуры, в том числе разворачивание связи пятого поколения, более 78 млрд тенге, а за предыдущие три года – 106,5 млрд тенге. В то же время наблюдается стремительный рост потребления трафика абонентами.
Фото: СЕО Kcell
Также указал он
и на проблему радиофобии, из-за чего только в Алматы, Актау и Актобе мобильный
оператор вынужден был отказаться от инсталляции 18 базовых станций 5G.
"Проблемы у всех одинаковые: и у нас, и у коллег по цеху. Действительно, 18 базовых станций 5G демонтировали из почти 300 построенных, то есть процент достаточно существенный, что усугубляет ситуацию. Коллеги понимают, что, если в какой-то части города действуют условно 6 базовых станций, то после демонтажа одной из них идет деградация связи по всему этому району, а это значит, что пострадали все абоненты в радиусе этих шести станций. Но хочу отметить, что все базовые станции 5G идут в комплекте с 4G, то есть, сразу в двух слоях на двух частотах. Соответственно, на каждую из них возлагается достаточно большая нагрузка и снятие каждой из них сейчас приводит, можно сказать, к катастрофическим последствиям", – указал Асхат Узбеков.
12 октября Касым-Жомарт Токаев поручил ускорить полноценное развертывание сети 5G и вместо окончания срока в 2027, который был обозначен ранее, поручил завершить работы на два года раньше – в 2025 году.
Партнерский материал