Кайрат Мами: За защитой в суды приходят и граждане страны, и госорганы

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 18.11.2013 18:18 Zakon.kz
За год суды РК рассматривают около миллиона уголовных, гражданских и административных дел. Из них в среднем обжалуется примерно 9,5 процента.

Кайрат Мами: За защитой в суды приходят и граждане страны, и госорганы

 

Кайрат Мами: За защитой в суды приходят и граждане страны, и госорганы, фото - Новости Zakon.kz от 18.11.2013 18:18О современном состоянии отправления правосудия в Казахстане, о непрерывном реформировании судебной системы как третьей ветви государственной власти - в интервью с Председателем Верховного Суда Кайратом МАМИ.

- Кайрат Абдразакович, как известно, Конституция Республики Казахстан определяет правосудие как непосредственную форму осуществления судами государственной власти наравне с законодательной и исполнительной. Каковы роль и место современной судебной системы в развитии и укреплении государственных и общественных институтов нашей страны?

- Бесспорно, развитие и укрепление государственных и общественных институтов невозможно без эффективной деятельности судебной системы. Суд - это единственный государственный орган, решения которого выносятся от имени Республики Казахстан. Назначение судей на должность лично Президентом свидетельствует о высокой ответственности и роли судебной системы.

Суд как одна из ветвей государственной власти защищает конституционные права и законные интересы граждан. Особо это было ощутимо в разгар экономического кризиса, когда люди обращались со своими нуждами и проблемами именно в суды.

К слову, защиту и поддержку в судах ищут и государственные органы. Особенно, когда речь идет о стратегически важных преобразованиях в стране. В таких случаях только суд становится инструментом для урегулирования споров и снятия напряжения в обществе.

К примеру, при реализации антикризисных мер, принятых государством, оперативно вынесенные судебные решения способствовали стабилизации ситуации в долевом строительстве, ипотечном кредитовании и по другим вопросам в сфере трудовых правоотношений.

Восстановление судами нарушенных прав отечественных и зарубежных инвесторов, формирование единообразной судебной практики по защите интересов бизнеса и государства оказали существенное влияние на создание благоприятного инвестиционного климата в стране.

Верховный Суд на основе изучения судебной практики по различным категориям дел принимает нормативные постановления по применению законов, которые входят в состав действующего национального права.

- Как бы вы оценили современное состояние отправления правосудия в республике?

- Согласно статистике, количество рассмотренных судами дел ежегодно растет. В год рассматривается порядка миллиона уголовных, гражданских и административных дел. Из них в среднем обжалуется примерно 9,5 процента. По остальным делам судебные акты не оспариваются и вступают в законную силу в установленные сроки.

Вышестоящими инстанциями отменяется и изменяется в среднем около двух процентов из числа обжалуемых судебных актов. Это свидетельствует об эффективности судебной защиты, что подтверждают показатели национальной судебной системы в рейтинге «Глобальный индекс конкурентоспособности 2013-2014». Так, согласно аналитическому отчету Всемирного экономического форума за 2013 год по фактору «Независимость судов» Казахстан занял 88 место. А ведь еще два года назад наша страна стояла на 111-й позиции.

Преобладающее большинство судей - профессионалы своего дела, но вместе с тем нам есть еще над чем работать. Редко, но все-таки имеют место случаи недобросовестного отношения судьи к своим обязанностям. Не полностью изжиты факты совершения судьями преступлений коррупционного характера.

Не теряет своей актуальности проблема нагрузки судей. Говоря об этом, мы прежде всего исходим из того, что нагрузка судей - это серьезный фактор, влияющий на эффективность отправления правосудия.

Эти и другие проблемы, в том числе вопросы дальнейшего совершенствования судоустройства, кадрового укрепления судов, упрощения судебных процедур и совершенствования судебного администрирования, мы планируем обсудить на предстоящем Съезде судей. Полагаю, что в ходе конструктивного диалога делегаты смогут определить приоритетные задачи развития судебной системы.

- С 2011 года в стране действует Закон «О медиации». Как вы думаете, почему до сих пор данный институт развивается не так быстро, как хотелось бы?

- Вопросы реализации Закона «О медиации» находятся на постоянном контроле. Мы анализируем и изучаем опыт международных экспертов, проводим различные обучающие семинары, готовим предложения по совершенствованию законодательства. Сегодня мы констатируем рост количества судебных споров, урегулированных с применением медиации. Но я согласен с вами - действительно, темпы внедрения этого института пока не отвечают ожиданиям. Поэтому мы сейчас дополнительно изучаем практику других стран, в частности Германии, по введению судебной медиации. Ее суть заключается в том, что судья, в производстве которого находится дело, предлагает сторонам медиацию. В случае их согласия, дело передается в производство другому судье, который выполняет функции медиатора и проводит примирительные процедуры.

- В соответствии с ожиданиями общества сегодня актуальна политика открытости судов, активизация их работы по связи с общественностью. Какое значение в реализации демократических реформ вы придаете СМИ?

- Взаимодействие со средствами массовой информации - один из ключевых приоритетов нашего правосудия. Такое сотрудничество должно быть содержательным и систематическим. В постоянном диалоге заинтересованы и пресса, и судебные органы. От освещения деятельности судов зависит многое - и качественная подача в СМИ правдивой судебной информации, и формирование доверия к суду, и предупреждение коррупционных проявлений в судебной системе.

Председателям местных судов и судьям рекомендовано налаживать тесные контакты с прессой и находить время для встреч с журналистами.

Правосудие осуществляется не только для участников судебного процесса, но и для общества в целом. Наши граждане вправе знать, как оно вершится. И рассказать об этом возможно только при конструктивном сотрудничестве со СМИ.

- В целях повышения эффективности и качества отправления правосудия, противодействия коррупции проводится судебный мониторинг. Каковы итоги работы данного института?

- Изначально этот метод вводился, как вы сказали, в целях повышения эффективности работы и противодействия коррупции. Но сегодня результаты мониторинга деятельности судей по качеству отправления правосудия - так официально называется этот институт - порождают больше вопросов, чем ответов. Должен отметить, что действующая схема негативно сказалась и на морально-психологическом климате в судейских коллективах. Этот механизм таит в себе скрытую угрозу судейской независимости и превратился в инструмент давления на судей.

Мы намерены исправить допущенные ошибки и поставить эту работу в соответствии с международными принципами и стандартами в сфере правосудия.

В мировой практике такие инструменты используются для того, чтобы деятельность судов отвечала ожиданиям общества. Это изучение профессиональной квалификации судей, открытости судебного процесса и вопросы по профилактике коррупции. Мы будем двигаться в этом направлении.

- Соответствуют ли высоким требованиям и немалой нагрузке (иной судья вынужден разрешать по сотне споров в месяц) социальные гарантии судей?

- Государство всегда уделяло и уделяет значительное внимание вопросам социального обеспечения судей. Еще на I Съезде судей Президент страны в своем докладе подчеркнул: «Мы должны создать все условия для судей, я это всегда помню. Государство не может сегодня, но завтра сможет сделать так, чтобы у судей была самая хорошая зарплата, чтобы они были лучше социально защищены, чтобы у них были все условия для нормальной работы».

За годы независимости был принят ряд мер по материально-техническому обеспечению судов и достойному содержанию судей.

Но жизнь не стоит на месте. Эти вопросы станут предметом обсуждения на предстоящем съезде. Верховный Суд готовит предложения по механизму содержания судей, в том числе судей в отставке, согласно их статусу.

- В последнее время остро стоит вопрос о необходимости повышения доверия народа к судебной власти. Каковы планы по укреплению судебного имиджа в целом?

- Я думаю, что доверие народа должна заслуживать любая власть, в том числе и судебная. И в этом вопросе немаловажную, а может быть, и самую главную роль играют профессионализм и морально-нравственные качества судей.

Исходя из этого, судьями должны становиться зрелые лица, имеющие многолетний опыт работы в правовой сфере. На мой взгляд, в ближайшей перспективе при первичном назначении на должность судьи нам стоит отдавать предпочтение выпускникам Института правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

Этот институт подготовки кадров для судебной системы необходимо в полной мере использовать для решения кадровых задач, стоящих в современных условиях перед казахстанским правосудием.

В этой связи считаю целесообразным повысить требования к поступающим. Для этого квалификационный экзамен нужно проводить перед поступлением на учебу. Необходимо также пересмотреть программу обучения, где основное внимание будет уделяться прохождению практической стажировки магистрантов в местных судах. Такое тесное сотрудничество помогло бы выявить, кто из них мог бы работать судьей, а кто по своим личным качествам не может выполнять судейские функции.

Нужно создать максимальные условия для профессионального роста судей. Для этого следует активизировать работу учебных центров, обеспечить доступ к постоянно обновляемой базе законодательства и судебных актов, продолжить проведение семинаров, в том числе судьями Верховного Суда, стажировку в областных судах и Верховном Суде, переподготовку кадров в Судебной академии. Программы менторства и наставничества для молодых судей стоит усилить.

Кроме того, особо хотелось бы подчеркнуть, что помимо обладания высокой компетентностью судья в первую очередь должен придерживаться моральных принципов не только на работе, но и вне ее.

Большинство граждан, попавших в сферу судопроизводства, недостаточно осведомлены о существе законодательных норм. Но каждый из граждан способен оценить происходящее в суде, в том числе и поведение судьи с этических позиций и нравственных принципов, таких как справедливость и беспристрастность, гуманизм и милосердие. Несоблюдение судьей этих принципов может поколебать веру в правосудность решения и объективность судей.

Мы возлагаем большие надежды на предстоящий Съезд судей республики, который позволит обозначить перспективные задачи для дальнейшего развития судебной системы в целом.

В преддверии форума хочу поздравить не только своих коллег по судейскому корпусу, но и всю юридическую общественность страны со столь ярким и значимым для нас событием!

Делегатам VI Съезда судей желаю успехов и плодотворной работы. Надеюсь, что на форуме деятельность всего судейского сообщества будет оценена по достоинству, а принятые программные документы внесут существенный вклад в дальнейшее развитие судебной системы.

 

Алипа УТЕШЕВА

 

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: