«Госзакупки» при организации школьного питания исключены, но проблемы остались

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 24.01.2014 15:00 Zakon.kz
Качество школьных завтраков и обедов не раз становилось причиной конфликтов между руководством школ, родителями и арендаторами столовых.
Были случаи, когда арендаторы даже не пускали директоров в помещения школьных столовых. Все дело в том, что право кормить детей-льготников бесплатными обедами и даже арендовать столовую предприниматели получали по закону «О государственных закупках», т. е. после проведения тендера.

- Проводился тендер, основным критерием является цена. Естественно, выигрывает тот предприниматель, который поставил самую низкую цену. И далеко не всегда самая низкая цена ассоциируется с качеством питания, - рассказала ИА Zakon.kz депутат Мажилиса Гульмира Исимбаева.

- При этом в Законе «Об образовании» статья 45 п.3 подпункт 4 гласит: руководитель организации образования несет ответственность за жизнь и безопасность здоровья обучающегося. А в вопросах, связанных с организацией питания, директор школы, руководитель школы, он никак влиять на этот вопрос не может. Потому что договор аренды в некоторых регионах заключает Департамент образования и арендатор, в некоторых регионах - Департамент финансов и арендатор. То есть директор школы – руководитель организации образования - стороной договорных отношений не является. И влиять на процесс организации питания он на нормативном уровне не может.

В некоторых регионах на тендере побеждали арендаторы, предлагавшие за обеды «бесплатников» 10-20 тенге. То есть, выигрывая конкурс, поставщик кормил определенную категорию школьников по минимальной цене, при этом увеличивая стоимость обедов и буфетной продукции для ребят, чьи расходы оплачивают родители. Подобные факты были и при проведении конкурсов на аренду площадей столовых.

- Там, где проводится конкурс на площади столовой, анализ показал, что по регионам цена на аренду только помещения столовой возросла почти в 16 раз. А это, в свою очередь, сказывается на стоимости обедов и завтраков, - привела пример Гульмира Исимбаева.

Понимая всю серьезность сложившейся ситуации, депутаты Мажилиса инициировали внесение поправок в закон «О государственных закупках». И теперь школьное питание выводится из-под регулирования законодательства о госзакупках.

- Закон принят, он подписан Главой государства, опубликован. По истечении 10 дней со дня опубликования он вступает в законную силу, где-то 24-25 января. В течение месяца правительство должно разработать правила организации школьного питания. Согласно закону «Об образовании» за жизнь и здоровье детей отвечает директор школы, так и за организацию питания он должен отвечать. У него должно быть право на эти полномочия по организации питания и, соответственно, полномочия, которые влекут за собой ответственность за этот вопрос, - считает депутат Исимбаева.

По словам директора школы-лицея №64 г.Астаны Раузы Буламбаевой, для столичных школы трудностей по организации питания не было никогда.

- Конкурс проводило Управление образования, и школа была полностью от этого ограждена. Поставщик наш пользуется авторитетом на рынке общественного питания, - говорит Рауза Аксеитовна.

Специально для школ Астаны Институтом питания совместно с Управлением образования было разработано 2-недельное меню, которого должны придерживаться все поставщики.

- Там учитывается все: сбалансированность, калорийность, витаминизированность. Сколько раз в неделю давать овощных салатов, сколько раз - давать фруктов, - рассказывает Рауза Буламбаева.

Однако, для регионов опыт Астаны – это далекое будущее. Потому как бюджет не каждой области может позволить себе финансирование питания всех учеников младших классов.

По мнению депутатов, еще одна важная проблема, требующая незамедлительного решения – это отсутствие стандартов и нормативов питания.

- Есть нормы питания в интернатных организациях, в детских домах, нормы питания есть в детских садах, но в школах стандарты и нормативы питания полностью отсутствуют. Поэтому, наряду с разработкой правил организации питания, должны быть разработаны стандарты и нормативы организации школьного питания. Тогда разброс цен по регионам не будет таким высоким, как сейчас: от 50 до 250 тенге. А когда проводили тендер, скажем, 300 тенге предусмотрено в бюджете, один арендатор показывает 160 тенге – он выигрывает почти за половину стоимости, - отметила депутат Мажилиса Гульмира Исимбаева.

На перспективу законотворцы ставят решение еще одной проблемы.

- Этот вид деятельности не лицензируется. Точно также, как те пищевые продукты, которые поступают в школьную столовую. Не лицензируются те субъекты, которые занимаются организацией детского питания. Детское питание – это вопрос здоровья детей, поэтому этот вид деятельности должен лицензироваться, и в будущем в эти законодательные акты тоже нужно будет вносить соответствующие изменения, - прогнозирует депутат.

Пока в недрах министерства образования разрабатывают правила организации питания школьников, учеников кормят прежние арендаторы.

- Мы пока работаем по Закону, который действовал до 14-го января 2014 года. Мы имеем право заключить договор на 2 месяца с тем поставщиком, который до этого работал. Поэтому договор продлен до 1 марта, - объяснила директор школы-лицея №64 г.Астаны Рауза Буламбаева.

Успеет ли министерство решить проблему с внедрением новой системы организации школьного питания чуть больше чем за месяц, покажет время.

Айнур Коскина, Астана
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: