Омбудсмен обратился с открытым письмом к Министру образования РК
Zakon.kz
В своем письме он поднял вопрос обеспечения прав детей.
Конституция Республики Казахстан гарантирует каждому, в том числе детям, права на жизнь, неприкосновенность достоинства, охрану здоровья и получение образования.
В Стратегии «Казахстан-2050» защита детства определена в качестве важнейшей составной части социальной политики на новом этапе развития нации.
Глава государства Н. Назарбаев в своем выступлении 19 сентября 2014 года на церемонии награждения победителей Национального конкурса «Мерейлі отбасы» назвал обеспечение прав детей и получение ими качественного образования важнейшими инвестициями в будущее.
Учитывая то, что именно образовательные учреждения являются важнейшим местом соприкосновения государства и ребенка, ключевую роль в реализации этой части социальной политики играет Министерство образования и науки.
На протяжении последних лет учреждением Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан (далее – Уполномоченный) проведен ряд комплексных исследований по вопросам проблем детства, в том числе насилия, уязвимости детей по отношению к рискованному поведению.
"Результаты и выводы всех исследований направлялись в адрес Министерства образования и науки. В частности, в 2011 году направлены рекомендация по результатам исследования: «Насилие в отношении детей в государственных интернатных учреждениях: оценка положения» и отчеты по нему, в 2012 году – отчет об итогах исследования «Уязвимость детей по отношению к рискованному поведению, сексуальной эксплуатации и торговле людьми», в 2013 – отчет об итогах исследования «Оценка насилия в отношении детей в школах».
Данные вопросы неизменно затрагиваются в ежегодных отчетах о деятельности Уполномоченного, ежегодно направляемых в том числе в адрес возглавляемого Вами ведомства.
Вместе с тем, отсутствие должного внимания к нашим предыдущим рекомендациям и обращениям с изложением конкретных проблем в сфере защиты детей вынуждает национальное правозащитное учреждение обратиться к Вам с данным открытым письмом", - пишет А. Шакиров.
Как считает А. Шакиров, ключевой проблемой, поднимаемой в вышеуказанных документах, является насилие в отношении детей.
Исследования выявили, что 66,3 % детей сталкиваются с насилием в школе, становятся свидетелями, жертвами либо виновниками насилия, при этом 23 % опрошенных детей были жертвами физического насилия, 20 % - вымогательства среди детей, 27 % – телесного наказания со стороны учителей.
По мнению А. Шакирова, недопустимо терпимым является отношение преподавательского состава исследованных школ к телесным наказаниям (40 % среди персонала интернатных учреждений поддерживают применение данных мер воздействия).
"Факты насилия между детьми вне школы в известной степени можно рассматривать как «отложенное насилие», то есть агрессию, зародившуюся в школе и неизбежно вышедшую за ее стены, что указывает на недостаток работы по предотвращению конфликтов в указанных учреждениях", - считает он.
Как напомнил Шакиров, широкий резонанс вызвала трагедия, случившаяся на уроке истории 16 сентября 2014 года в школе-лицее № 76 города Астаны, закончившаяся гибелью 13-летнего ученика восьмого класса от рук своего одноклассника.
Допуская возможность трагического стечения обстоятельств, произошедшее вызывает ряд вопросов относительно действий школьного психолога, педагогов и должностных лиц, допустивших обучение предположительно страдавшего психическим расстройством ребенка в общеобразовательной школе.
К сожалению, данный шокирующий случай отражает повсеместное распространение складывающейся тенденции, о чем свидетельствуют другие подобные факты, подытожил он.
4 сентября 2012 года 17-летний школьник Южно-Казахстанской области в ходе ссоры нанес несколько ножевых ранений своему ровеснику – студенту колледжа, впоследствии скончавшемуся. В аналогичном случае 10 сентября того же года в результате вооруженного нападения подростков на учащихся колледжей города Шымкента погиб один юноша, двое с огнестрельными ранениями были доставлены в больницу.
14 сентября 2012 года получил 12 лет тюремного заключения школьник Южного Казахстана, выстреливший из огнестрельного оружия в сверстника, в результате чего последний скончался.
27 августа 2013 года в Восточном Казахстане 8 школьников осуждено за убийство. Как было установлено судом, подростки по сговору выманили своего 18-летнего приятеля, задушили, а тело спрятали на окраине населенного пункта.
В марте 2014 года в Караганде учащиеся двух школ устроили массовую драку.
В конце августа 2014 года в интернете получила распространение видеозапись, на которой в школьном помещении трое подростков издеваются над другим лицом.
"Распространение в социальных сетях видеозаписей драк и избиений казахстанских школьников становится обыденным явлением", отмечает Шакиров.
"Широкий географический и временной охват таких фактов не позволяет говорить о их единичности, позволяя констатировать наличие системной проблемы и отсутствие эффективной деятельности по ее решению", -пишет он.
Тесную взаимосвязь с данной тематикой имеет проблема высокого уровня самоубийств среди подростков, по которым Казахстан занимает не последние позиции в соответствующих мировых рейтингах.
Были проведены исследования 27,4 % детей когда-либо занимались самоповреждением и пытались совершить попытку самоубийства. Уровень рецидива попыток членовредительства составляет 75,3 %.
"Определенная часть самоубийств предотвратима. Согласно выводам международного эксперта в области суицидологии профессора М. Саркьяпоне, минимум 24,3 % случаев завершенного суицида среди детей сопровождались суицидальными посланиями, которые не подверглись вдумчивому анализу со стороны уполномоченных органов, педагогов и психологов", подытожил он.
Как заявляет Шакиров, невнимание к качественному и действенному обеспечению прав детей и защите их интересов, формализм, переходящий в халатность, негативно отражается и в других областях деятельности учреждений образования.
"Отсутствие должного контроля над школьным питанием приводит к случаям массового отравления детей, последним примером которого стал инцидент, имевший место в сентябре 2014 года в Узункольской средней школе Костанайской области, где пострадали 53 человека", - пишет он.
Напомним, другим фактом стала смерть от туберкулезного менингита работницы детского сада в городе Актобе. Болезнь была выявлена только после смерти лица, при этом медосмотры ею проходились регулярно. В апреле 2014 года туберкулез был обнаружен у сотрудницы средней школы города Атырау.
"Исходя из сообщений средств массовой информации, в целых областях школы не смогли обеспечить себя необходимой литературой вследствие, как сообщается, недостатков информирования центральных государственных органов со стороны местных учреждений образования", - подчеркнул он.
Как считает Шакиров, остро ощущается нехватка учителей.
"Безусловно, в данной связи следует уделять большее внимание инициативам, разрабатываемым с использованием потенциала международных организаций, гражданского сектора, зарубежного опыта", - подытожил он.
Так же он привел пример пилотной программы «Профилактика и реагирование на насилие в школах в Восточно-Казахстанской области», успешно реализованной в 2013-2014 годах в указанном регионе в рамках сотрудничества Уполномоченного, ЮНИСЕФ, Министерства иностранных дел Норвегии и управления образования области.
Программа включала в себя обучение учеников 3-7 классов позитивным типам поведения, распознаванию школьного насилия, своевременному прекращению конфликтных ситуаций, уважительному отношению к своим сверстникам.
"Без сомнения, данный и другие результаты нашей проектной, исследовательской и мониторинговой работы могли бы быть использованы в работе Министерства образования и науки и органов образования на местах", - пишет Шакиров.
Как считает Шакиров, обеспечение лучших условий для воспитания подрастающего поколения является фундаментом, гарантирующим продолжение развития и модернизации казахстанского общества и государства, что делает данный процесс стратегическим в контексте реализации задач, поставленных государством в долгосрочной перспективе.
Для этой цели Правительством РК проводится всесторонняя работа, выделяются необходимые финансовые и иные ресурсы в рамках различных программ, в частности Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Действующие структуры, в том числе консультативно-совещательные органы и специальные комиссии, должны, на наш взгляд, стать местом не столько обсуждения, сколько совместной выработки механизмов решения проблем в данной сфере.
Решение затронутых в настоящем письме проблем возможно при усилении сотрудничества между всеми заинтересованными государственными органами и институтам гражданского общества при консолидирующей роли Министерства образования и науки.
А. Шакиров просит обратить внимание на необходимость решения вопроса обеспечения прав детей в школе, прежде всего их права на неприкосновенность и защиту от насилия, и взять под личный контроль деятельность в данной сфере центральных и местных органов образования.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript