Вывести санэпидслужбу из министерства национальной экономики предлагают депутаты
Zakon.kz
По мнению мажилисменов, санэпидслужба должна быть самостоятельным государственным органом.
На состоявшемся сегодня пленарном заседании депутат Мажилиса К.Каракен обратилась с депутатским запросом к Премьер-Министру К.Масимову, сообщает пресс-служба мажилиса парламента РК.
Основной задачей санитарно-эпидемиологической службы является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и выработка идеологии и стратегии по вопросам охраны жизни и здоровья населения, в профилактике заболеваний и оздоровления среды обитания человека, как неотъемлемой части общественного здравоохранения.
Место санэпидслужбы законодательно закреплено в системе здравоохранения с широкими функциями и полномочиями, такими как: наблюдение, оценка, установление причинно-следственных связей, прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека.
Данная деятельность осуществлялась в неразрывной связи с процессом организации и оказания медицинской помощи в медицинских организациях - от проведения мер индивидуальной и первичной профилактики, направленной на предупреждение развития заболеваний и до решения вопросов общественной профилактики.
В соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» государство гарантирует право гражданам страны проведение мероприятий по профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни и здорового питания, санитарно-эпидемиологическое, экологическое благополучие и радиационную безопасность.
В нем предусмотрено, что первичная профилактика заболеваний (массовая и индивидуальная) направлена на создание благоприятных условий жизнедеятельности в целях предупреждения возникновения заболеваний.
Таким образом, деятельность органов и организаций Госсанэпиднадзора с учетом функций и задач службы, до выхода из состава Министерства здравоохранения играла ключевую роль в выполнении основных оперативных направлений общественного здравоохранения.
В 2013 году Президентом страны была одобрена инициатива Правительства Республики Казахстан по созданию Агентства потребительского надзора и защиты прав потребителей - государственного органа ответственного за качество и безопасность товаров и пищевой продукции.
Названное Агентство предполагалось образовать на базе Комитета санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения с передачей ему соответствующих функций и штатной численности Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий, Комитета ветеринарного контроля Министерства сельского хозяйства, Комитета торговли Министерства экономики и бюджетного планирования и Агентства по защите конкуренции в пределах имеющейся штатной численности и без привлечения дополнительных бюджетных средств.
Однако на деле, новому Агентству и далее Комитету по защите прав потребителей Министерства национальной экономики (далее-КЗПП МНЭ) целиком была передана только санитарно- эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения со штатной численностью 14 559 чел. (из них 52 ед. из центрального аппарата, 4158 ед.территориальных департаментов госсанэпиднадзора, 328 ед. управлений госсанэпиднадзора на транспорте и 10021 ед. подведомственных организаций).
В ходе реорганизации был кардинально изменен первоначальный принцип формирования нового государственного органа. Ряд предполагаемых к передаче функций министерств сельского хозяйства, индустрии и торговли остались у данных министерств, и выполняются теперь КЗПП МНЭ за счет штатной численности санитарно-эпидемиологической службы в ущерб самой службе и в целом охране здоровья населения. Сегодня можно утверждать, что служба по охране здоровья находится в ведении Министерства национальной экономики.
На местах проведена смена руководителей территориальных департаментов КЗПП МНЭ (главных санитарных врачей областей). В результате в семи регионах департаменты возглавили специалисты, не имеющие медицинского образования санитарно-эпидемилеогического профиля, далекие от проблем охраны здоровья, что привело к оттоку квалифицированных кадров из системы.
До реорганизации вся деятельность санэпидслужбы была ориентирована на тесную взаимосвязь с общей лечебной сетью, интегрирована и неразрывна со службой первичной медико-санитарной помощи. Эта взаимосвязь была нарушена полностью в связи с выведением санэпидслужбы из системы здравоохранения. Она полностью утратила функции по охране жизни и здоровья населения, участия в формировании здорового образа жизни, перейдя преимущественно к реализации контрольно-надзорных функций и констатации состоявшихся санитарно-эпидемиологических осложнений.
К такому выводу пришли и привлеченные к исследованию данного вопроса эксперты Всемирной организации здравоохранения и Всемирного банка.
Нарушилась преемственность, координация практической работы по профилактике инфекционных заболеваний и проведению противоэпидемических мероприятий, вырос документооборот, и усилились бюрократические проволочки. В случае регистрации вспышечных заболеваний, сохранения риска эпидемиологического неблагополучия (лихорадка Эбола, птичий грипп, коронавирус и др.) и наличия природных очаговых заболеваний на половине территории республики {чума, геморрагические лихорадки, сибирская язва, туляремия и т.д.) это может повлиять на оперативность и результаты проведения соответствующей работы, создать реальную угрозу национальной безопасности.
Приобретают четкие очертания коммерциализации службы. Практически перестали развиваться приоритетные направления общественного здравоохранения, как гигиена детей и подростков, радиационная, коммунальная, дезинфекция и устойчивость микроорганизмов, профилактика внутрибольничных инфекций.
Опыт соседних стран, децентрализовавших службу с передачей в другие ведомства и частный сектор, наглядно продемонстрировал несостоятельность и непредсказуемость данной ошибки, как например, во время случая возникновения чумы в августе 2013 года в Кыргызстане. И только помощь казахстанских специалистов, работавших непосредственно в очаге инфекции позволили избежать распространения заболевания.
Отрицательные последствия этой реорганизации уже начали ощущаться в нашей республике в виде вспышки кори, возникновения случаев побочных действий вакцинации, трудностей в организации в целом профилактической работы по борьбе с имеющимися, а также новыми видами инфекций (например, лихорадка Эбола).
В этой связи, основываясь на международном опыте по реализации Стратегии ВОЗ «Здоровье-2020» необходимо усилить службу с расширением ее функций.
Санитарно-эпидемиологическая служба должна стать главным организатором санитарно-эпидемиологических мероприятий и интегрироваться в систему ПМСП по вопросам профилактики и формирования здоровья.
Для чего, считаем целесообразным вывести санэпидслужбу из Министерства национальной экономики в самостоятельный государственный орган с лабораторными подразделениями и научными центрами, научными исследовательскими институтами, противочумными станциями.
Часть неприсущих для службы функций в части защиты прав потребителей считаем возможным, оставить в системе МНЭ.
Просим Вас рассмотреть данный запрос и дать ответ в соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».
Депутатский запрос подписали также М.Айсина, М.Ахмадиев, Ж.Алиев, А.Бимендина, К.Бурханов, Н.Петухова, Б.Смагул, С.Ферхо, И.Аронова, Ж.Ахметбеков, М.Бегентаев, В.Бишимбаев, Г.Исимбаева, А.Нуркина, Г.Сейтмаганбетова, А.Смайыл.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript