Законопроект о пастбищах одобрен в Мажилисе в первом чтении
Zakon.kz
В Казахстане насчитывается 187 млн га пастбищных земель, которые используются не эффективно из-за отсутствия соответствующего законодательства.
Как подчеркнул на пленарном заседании палаты депутат Мажилиса Парламента РК Жексенбай Дуйсебаев, сегодня назрела острая необходимость в принятии специального закона для регулирования пастбищных угодий страны, передает корреспондент Zakon.kz.
«Мы разработали специальный законопроект о пастбищах с участием и при поддержке депутатов Парламента РК. В законопроекте определены четыре главных направления и законодательно закреплены отдельными статьями. Для реализации на практике этих направлений определены полномочия правительства, уполномоченного органа, акиматов областей, районов, сельских округов и районного представительного органа маслихата, системы местного самоуправления и введены отдельные нормы», - сказал он.
По его данным, в проекте закона предусмотрена разработка нормативов содержания поголовья скота с учетом климатических особенностей регионов и закреплено право утверждения этих нормативов за уполномоченным органом.
«Районные сельские исполнительные органы совместно с системой местного самоуправления проводят мониторинг по пастбищам каждого района, сельского органа и ими разрабатываются планы. С помощью планов определяются объем пастбищ, их производительность, количество поголовья выпасаемого скота, объем неиспользованных пастбищ, определяется, на каких земельных участках большое поголовье скота – образуется система регулирования и управления пастбищами. Основной план утверждает районный представительный орган маслихата, после этого этот план является нормативно-правовым актом», - сказал Ж. Дуйсебаев.
Парламентарий отметил, что для реализации мероприятий, указанных в утвержденном плане, предусматривается соглашение об использовании пастбищ, которому посвящается отдельная статья.
«В этой статье предусматривается заключение четырехстороннего соглашения с акимом сельского округа, собственниками земучастка, пользователями пастбищ и местными органами самоуправления. Кроме этого, в проекте закона предусмотрены специальные статьи, определяющие объекты пастбищных инфраструктуры и регулирующие рациональное использование отгонных пастбищ. Также отдельной статьей определены принципы законодательства РК о пастбищах. Предусматриваются права предоставления пастбищ, права и обязанности пастбищепользователей и нормы об объединении пастбищепользователей», - уточнил мажилисмен.
«Депутатами на рабочих группах внесен ряд поправок, уточняющих и улучшающих отдельные нормы закона. Данный законопроект бурно обсуждается среди населения с 2012 года. Принятие законопроекта повлечет ряд положительных экологических и экономических последствий, в числе которых создание условий для обеспечения населения качественной дешевой животноводческой продукции, повышение экспортного потенциала мяса, развитие ЛПХ и отгонного животноводства, увеличение поголовья скота, создание кормовой базы, придание импульса развития объектов пастбищной инфраструктуры, создание условий для снижения себестоимости экологически чистой животноводческой продукции. Законопроект предоставит возможность эффективно использовать 187 млн га пастбищных земель нашей страны, создаст условия для развития сферы животноводства и призван стать стимулирующим фактором для создания кооперативов и существующих хозяйственных субъектов»,- добавил он.
Между тем Ж. Дуйсебаев рассказал, что в настоящее время сельчан очень волнует вопрос неэффективного использования пастбищ.
«Сельские жители, которые составляют более 45% всего населения, волнует вопрос неэффективного использования, а также отсутствие результатов и кардинальная нерешенность касательно 187 млн га пастбищных земель, являющихся одним из основных направлений развития животноводства страны. Сегодня из принадлежащего сельскому хозяйству земельного ресурса доля пастбищ составляет 70%, то есть, условно на одно поголовье скота приходится по 20 га земли. Это значит, что в будущем у нас есть все возможности стать индустриально-инновационно развитым, передовым аграрным государством. Фактически только 43% или 80 млн га необъятной земли принадлежат к используемым пастбищам. В среднем на одно поголовье скота приходится не более 2-3 га земли, а в некоторых регионах итого меньше. Согласно норме должно быть не менее 5 га, в результате 27 млн га земли подвергается деградации и данный объем увеличивается ежегодно», - констатировал депутат.
Как он отметил, на сложившуюся ситуацию оказали влияние несколько причин.
«Во-первых, то, что 100 млн га до сих пор не вовлечены в пастбищеоборот и тем самым не вносят вклад в развитие животноводства. Во-вторых, основная масса сельсхозживотных или 70% сосредоточена в близлежащих к населенным пунктам землях, в-третьих, не полностью решен вопрос обводнения отдаленных пастбищ, не развиты объекты инфраструктуры, в-четвертых, из-за экономических факторов хозяйства со скотом не имеют возможности выпаса скота в отдаленных и отгонных пастбищах в связи с тем, что большинство скота приходится на мелкие хозяйства и подворья. Некоторые пастбищные земли, находящиеся в ведении сельских округов, то есть принадлежащих АО, ТОО, КХ не регулируются на законодательном уровне, что не дает результаты для вовлечения этих земель в пастбищеоборот», - перечислил Ж. Дуйсебаев.
По его словам, суть проблем заключается в том, что в летнее время объем корма для скота снижается до 30-40%.
«Это препятствует повышению уровня животноводческой продукции, с другой стороны увеличению поголовья скота для сельских производителей продукции. Отсутствие положительного решения ограничивает их возможности (…). Аналогичный закон есть в России, Таджикистане, Туркменистане, но, к сожалению, несмотря на то, что в РК пастбищные земли составляют 70% или 187 млн га от общего объема земель у нас нет специального закона о пастбищах. Поэтому это является самым главным из всех методов увеличения поголовья скота и производимой продукции», - считает он.
Также на пленарном заседании Мажилиса депутаты одобрили пакет сопутствующих поправок «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам использования пастбищ», которым вносятся поправки в 6 законодательных актов: в 3 кодекса - Земельный, Лесной и Водный и в 3 закона – «О местном государственном управлении и самоуправлении», «О ветеринарии» и «Об особо охраняемых природных территориях».
Как указывается в заключении Комитета Мажилиса по аграрным вопросам, в частности, в целях разработки местными исполнительными органами планов по управлению пастбищами и их использованию обязанности природоохранных и водохозяйственных организаций расширены предоставлением информации акиматам об используемых и неиспользуемых сельскохозяйственных угодьях, пригодных для сенокошения и пастьбы скота.
«Одновременно в соответствие с вносимыми изменениями полномочия местных представительных органов дополнены утверждением планов по управлению пастбищами и их использованию. Кроме того, вносятся поправки, касающиеся изменения сроков неиспользования пастбищ, по истечении которых возможно их изъятие. Вместе с тем для обеспечения прозрачности в вопросах использования пастбищ, депутатским корпусом внесена норма, предусматривающая размещение в средствах массовой информации отчетов акимов по вопросам управления пастбищами и их использования на соответствующих территориях», - отмечается в информации.
Оксана Давыдова, Астана
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript