Лента новостей
0

Каспийский форт Бойяр — место, где ковалась победа

bigpicture.ru, фото - Новости Zakon.kz от 15.04.2020 09:49 bigpicture.ru
Крепость из камня и бетона — это секретный восьмой цех знаменитого завода "Дагдизель".

В открытом море, всего в 2,5 км от города Каспийск, находится заброшенный бастион, который местные жители называют "дагестанский форт Бойяр". Но это необычное сооружение, несмотря на грозный вид и необычное расположение, не имеет отношения к обороне побережья, сообщает zakon.kz.

Как отмечает bigpicture.ru, его строители преследовали более глобальные цели — укрепление обороноспособности целой страны на ее морских рубежах.

Крепость из камня и бетона — это секретный восьмой цех знаменитого завода "Дагдизель", где не один десяток лет создавались одни из лучших торпед в мире. Построенный 80 лет назад, цех использовался как пристрелочная станция, на которой испытывали грозное оружие советского флота — парогазовые торпеды.

Заместитель директора по техническим вопросам завода "Дагдизель" Михаил Халимбеков как-то рассказал журналистам историю этой постройки. Проработавший более 50 лет на "Дагдизеле" инженер, один из немногих старожилов предприятия, который знает историю "дагестанского форта Бойяра" не понаслышке.

"Было несколько вариантов, где разместить станцию, — в Баку или Каспийске. Серго Орджоникидзе, занимавший должность народного комиссара тяжелой промышленности СССР, на совещании у Сталина предложил строить здесь. Место стратегически важное: не так близко к границе Союза, как Баку, ближе ко всем коммуникациям и в незамерзающей части Каспия. По глубинам, по гидрологии тогда это были самые подходящие условия".

Но возвести такое большое и здание в открытом море, известном своим капризным нравом, было невероятно сложно. Поэтому пристрелочную станцию начали строить на берегу, в специально вырытом для этих целей котловане. На суше изготовили из железобетона мощную конструкцию основания, которую затем отбуксировали в море.

Для установки фундамента на дне была отсыпана подушка из камней, высотой 6 метров, на нее водрузили плавающими кранами бетонное основание, высота которого составила также 6 метров. Глубина моря в месте строительства такова, что все 12 метров основания скрылись в волнах, оставив на поверхности только площадку. Именно на ней и начали строить восьмой цех, который был сдан в эксплуатацию в 1937 году.

Не имевший аналогов в СССР цех имел общую площадь более 5000 кв. метров, а его вышка поднималась над морской гладью на 42 метра. Подводные стены здания имели толщину 1,5 метра, а стекла в окнах — 7 мм. Такая мощь нужна была для того, чтобы бороться со штормами, которыми знаменит этот район Каспийского моря.

В цеху был предусмотрен лифт для перемещения между этажами, была столовая, общежитие, библиотека и даже кинотеатр. Жилые и бытовые помещения станции были рассчитаны на 60 человек, которые были обеспечены абсолютно всем необходимым для работы, отдыха и решения бытовых нужд. Электропитание поступало в цех по кабелю, проложенному по дну моря. Также станция имела свои дизельные генераторные установки на случай непредвиденных ситуаций.

Казалось бы, 2,5 км от берега — это сосем немного и не было нужды создавать на воде целую инфраструктуру. Но так может рассуждать лишь то, кто не знаком с капризным климатом Западного Каспия. Шторма в зимнее время здесь длятся по 1,5-2 месяца и сообщение с берегом в это время практически отсутствовало.

Вопреки слухам, которые ходят в Каспийске до сих пор, никаких секретных торпед в морском цеху завода "Дагдизель" не выпускали. Смертоносное морское оружие производили на берегу, а затем доставляли в морской форт для испытаний. Военных экспертов, составлявших основную часть трудового коллектива цеха, интересовали ходовые качества торпед, то есть их скорость и траектория.

Торпеду запускали в море и следили за ее "поведением". Разумеется, изделия не были оснащены взрывчатым веществом, которые на испытаниях временно заменял балласт. После того как торпеда завершала свое плаванье, ее находили и транспортировали назад в цех. Здесь ее ждала "сухая переборка" — разборка, сушка, наполнение зарядом и отправка на склад. Оттуда торпеду забирали на боевую службу.

Система пристрелочной станции работала как часы и ЧП произошло лишь однажды — в 1954 году. Тогда одна из торпед неожиданно изменила траекторию и вылетела на пляж Каспийска. К счастью, в тот раз никто не пострадал, а специалисты цеха стали работать осторожнее.

В годы Великой Отечественной войны завод "Дагдизель" работал в три смены. Не прекращались и испытания готовых торпед на пристрелочной станции. Мощности завода были рассчитаны на выпуск 1,5 тысяч торпед в год и именно столько выпускал завод до 1941 года. В 1942 году специалисты предприятия смогли дать стране уже 3 тысячи единиц продукции. За годы войны завод выпустил 54% всех торпед, находившихся на вооружении советского военно-морского флота.

В 1943 году, когда война подошла вплотную к Северному Кавказу, весь "Дагдизель" вместе с оборудованием, рабочими и инженерами, эвакуировали в Алма-Ату. Кстати, завод так и остался в Казахстане, где выпускал продукцию военного и мирного назначения до самого развала Советского Союза.

В освободившиеся цеха в Каспийске перенесли другой военный завод, но выпускающий более нужные проходящему неподалеку фронту авиационные торпеды. Немцы страстно желали захватить уникальный завод, поэтому несмотря на существующую возможность, не бомбардировали ни завод на берегу, ни станцию в море. Бомбардировщики густо усыпали бомбами и минами море у Каспийска, опасаясь, что с завода морем вывезут уникальное оборудование, однако дойти до Дагестана и заполучить предприятие гитлеровцы не смогли.

Упадок и последующее закрытие пристрелочной станции были связаны с техническим прогрессом в военной отрасли. Новые торпеды, принятые на вооружение флотом, были рассчитаны на использование на глубинах от 200 до 500 метров, а "дагестанский форт Бойяр" мог предложить максимум 13-метровые глубины.

Рассматривался вариант постройки пристрелочной станции напротив Дербента, где позволяет глубина, но потом решили перенести испытательный полигон на Черное море. В итоге восьмой цех завода "Дагдизель" оказался никому не нужен и его закрыли в 1966 году. Еще 10 лет после этого станция находилась под охраной, а затем оставшееся оборудование цеха вывезли, а архив уничтожили.

Цех до сих пор стоит на балансе завода, только вот уже вряд ли кому-то понадобится. После подъема Каспийского моря, которое происходило с 1978 по 1995 год, волны и льдины разбили его фундамент. Свою лепту в хаос, царящий в форте, внесли также испытатели военных экранопланов, пристреливавшие пушки своих фантастических кораблей по одинокому зданию в открытом море.

До обстрелов вода не проникала внутрь станции, так как все испытательные порты для торпед были надежно защищены щитами из бревен лиственницы. Снаряды экранопланов разрушили эти барьеры и теперь во время штормов волны беспрепятственно захлестывают помещения цеха.

Кроме этого, один из снарядов нарушил несущие конструкции вышки, отчего она наклонилась, а другой попал в помещения с остатками неликвидного оборудования и вызвал пожар. Огонь бушевал внутри здания-острова несколько суток и уничтожил все, что не успели вывезти заводчане и предприимчивые местные жители.

В годы перестройки один дагестанский предприниматель предложил дать пристрелочной станции новую жизнь, открыв там развлекательный комплекс с отелем и казино. Но доживающий свои последние месяцы КГБ не одобрил проект, так как ввиду комплекса находится крупная стоянка пограничных боевых кораблей.

Рассматривался и вариант сноса заброшенного цеха, но его не одобрили местные власти. Чтобы уничтожить построенное на совесть сооружение, нужен заряд огромной мощности. При таком взрыве от ударной волны может пострадать как Каспийск, так и несколько небольших рыбацких поселков в его окрестностях.

Так "дагестанский форт Бойяр" и доживает свои дни, привлекая туристов выдуманными местными жителями легендами и постепенно разрушаясь. Между тем когда он исчезнет, мы лишимся важного памятника военных лет, который напоминает о людях, которые в тылу ковали Победу.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: