Что ждать от президентских выборов в Казахстане?

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 29.03.2011 15:24 Zakon.kz
Полная версия онлайн-конференции с советником президента РК Е. Ертысбаевым

Что ждать от президентских выборов в Казахстане?

 

Что ждать от президентских выборов в Казахстане?, фото - Новости Zakon.kz от 29.03.2011 15:24Источник РИАНОВОСТИ

3 апреля в Казахстане состоятся досрочные выборы Президента страны, назначенные Нурсултаном Назарбаевым после решения Конституционного суда о несоответствии основному закону страны идеи проведения референдума о продлении полномочий действующего главы государства. Чем вызвано решение о проведении выборов почти за два года до истечения полномочий Президента? Как выборы отразятся на внутренней и внешней политике Казахстана и участии страны в интеграционных проектах на постсоветском пространстве? В чем сходство, а в чем различие предвыборной программы Н.Назарбаева и оппозиционных кандидатов? На что в предвыборной риторике следует обратить особое внимание? На какие политические силы будет опираться президент после выборов и кого он гипотетически хотел бы видеть в качестве своего преемника в будущем? Есть ли опасность повторения в Центральной Азии сценариев ближневосточных революций? На эти и другие острые вопросы ответит советник президента Республики Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ.

 

Ответы на вопросы

 

·          Вступительное слово Ертысбаева Ермухамета: Спасибо большое за приглашение. Я сделаю очень краткое вступление, чтобы освежить в памяти те события, которые в Казахстане происходили в последние два-три месяца. Я понимаю, что сейчас, когда такие события происходят в Японии и в Ливии, всем не до Казахстана. Но, тем не менее, третьего апреля у нас очень большое событие в жизни государства - выборы. Это выборы досрочные, потому что четвертого декабря 2005 года Нурсултан Назарбаев был избран президентом страны сроком на семь лет. И следующие выборы должны были состояться в декабре 2012 года. Правда, здесь есть одно очень существенное обстоятельство. В июне 2007 года Парламент внес поправки в основной закон страны и ограничил семилетний президентский срок правления пятью годами. И так совпало, что к концу 2010 года фактически вся предвыборная платформа президента Назарбаева, которую он озвучил в 2005 году, по всем основным параметрам была выполнена. Это не означает, что референдум был затеян с целью - объявить досрочные выборы. Было очень сильное прежде всего парламентское лобби. Да, и, собственно говоря, вся государственная политическая элита и ближайшее окружение президента лоббировали идею продления полномочий до 2020 года, чтобы раз и навсегда снять эту проблему на ближайшее десятилетие, избежать каких-либо электоральных сюрпризов и так далее. На самом деле с высоты сегодняшнего дня, да и, собственно, тогда эта идея была, скажем так, непопулярна с точки зрения демократических ценностей. Соединенные штаты и Евросоюз подвергли резкой критики идею проведения референдума, это обстоятельство, конечно, тоже сыграло свою роль. Президент Назарбаев очень дорожит мировым общественным мнением, мнением Запада. Но главное то, что написано в основном законе, а глава государства неоднократно говорил, что все должно быть так, как в Конституции. В Конституции четко зафиксировано, что главный носитель власти - президент - избирается только через выборный процесс. Окончательное решение президентом было принято 31 января. Хотя он мог преодолеть решение Конституционного совета и объявить референдум. Но, конечно, легитимность власти вызвала бы очень много вопросов и возникло бы много проблем, что для всех очевидно. У президента было и второе решение - распустить парламент и объявить досрочные парламентские выборы. Но президент 31 января принял совершенно неожиданное для всех решение - он объявил досрочные президентские выборы и обратился с соответствующим законопроектом в парламент, который в конечном итоге одобрил этот закон. Буквально через полторы недели все казахстанские избиратели имеют возможность прийти на избирательные участки, взять избирательный бюллетень, в котором будут четыре фамилии. Кроме Назарбаева - еще три кандидата в президенты. И сделать выбор либо в пользу стабильного, устойчивого и предсказуемого развития, которое было все 20 лет независимости в Казахстане, либо другой выбор. Все социологические опросы, в том числе и независимые, показывают очень большой рейтинг действующего президента. Поэтому де-факто это, наверное, будет референдум по продлению полномочий действующего президента. Де-юре, это выборы. Поэтому все те, кто подвергает выборы резкой критике, в том числе и оппозиционные партии, отказавшиеся от участия в выборах, на мой взгляд, совершают большую политическую ошибку. Потому что, на мой взгляд, политическая партия должна выполнять свою главную функциональную обязанность - бороться за власть и использовать каждый шанс, в том числе предвыборного марафона, чтобы поработать основательно с избирателями. Я не думаю, что выборы отразятся на внутренней и внешней политике Казахстана, на участии Казахстана в интеграционных процессах, стратегический курс президента будет продолжен. Спрашивают, в чем сходство, и в чем различие предвыборной программы Назарбаева и других кандидатов. На самом деле, думаю, на этих выборах идет не борьба идей, а борьба личностей. Потому что глава государства 28 января выступил с посланием к народу, сформулировав грандиозную программу не только на 2011 год, а на ближайшее десятилетие. И чтобы мой монолог не затягивался, я скажу, что у меня была последняя встреча с президентом 9 февраля этого года, уже когда началась избирательная кампания. Президент сказал, единственная задача, которая стоит перед ним как реформатором, это внедрить в жизнь индустриальную инновационную программу до 2020 года. И он намерен, если ему позволят силы и здоровье, в 2016 году еще раз баллотироваться. Да, ему 70 лет. Но он находится в очень хорошей интеллектуальной и физической форме. Государственная политическая элита Казахстана, большинство казахстанского электората желает, чтобы он оставался на посту главы государства. Теперь я хотел бы ответить на ваши вопросы.

·          Интернет-журнал «Оазис»: В программе Назарбаева написано, что он будет способствовать стабильности в регионе Центральной Азии и Кавказа. Хотелось бы узнать конкретно о стабильности Казахстан-Кыргызстан и Таджикистан в свете последних событий. Какая работа будет проводиться?

·          Ермухамет Ертысбаев: В прошлом году, когда произошли события в Кыргызстане, и в том числе события кровавого толка, связанные с межнациональным конфликтом, наш президент назначил не только специального представителя республики Казахстан в Кыргызстане, он еще дал указание правительству, Национальному банку вступить в самый тесный контакт с киргизским правительством. Уже состоялось несколько встреч руководителей казахстанского и киргизского правительств. Президент очень озабочен проблемой Кыргызстана, и намерен вложить туда соответствующие казахстанские инвестиции, с тем, чтобы модернизация Кыргызстана, рыночные реформы в этой стране, а это наш близкий, братский народ и сосед, вышли на совершенно новый качественный уровень. Потому что разница между уровнем жизни Кыргызстана и Казахстана очень большая. Возьмем один такой очень важный критерий как валовой внутренний продукт на душу населения. В Кыргызстане он составляет 800 долларов в год на душу населения. В Казахстане на 1 января 2011 года этот показатель составил 9 000 долларов на душу населения. Цифра 800 долларов у нас была в 1994 году. То есть, за 16 лет Казахстан увеличил ВВП на душу населения в 12 раз. У нас достаточно успешно прошли реформы под руководством Назарбаева. Они продолжаются. Президент каждый год ставит все новые и новые задачи, поднимает планку. Возьмем тот же Таможенный союз, куда могут войти и Кыргызстан, и Таджикистан, которые вы сейчас упомянули. Я думаю, что и России, и Казахстану надо обратить очень большое внимание на среднеазиатский регион, на Кыргызстан и Таджикистан, потому что там зреют серьезные проблемы, которые мы можем разрешить только в рамках интеграционного союза. Роль Казахстана в центрально-азиатском регионе достаточно большая. Я имею в виду стабильное, устойчивое развитие, которое очень нужно этому региону. Конечно, никто не хотел бы повторения в Центрально Азии таких же событий, которые произошли в арабском мире - в Египте, Ливии, Тунисе. Там фундаментальной причиной, на мой взгляд, является то, что авторитарный режим, не в состоянии на протяжении долгого времени поддерживать средний общеэкономический уровень жизни, он неизбежно сталкивается с проблемой легитимации власти со всеми последующими негативными событиями. Это, на мой взгляд, первая и основная причина тех событий, которые там произошли. Конечно, мы не хотели бы и не хотим, чтобы такие события повторились в Центральной Азии. Наш президент, кстати, еще несколько лет назад обратился ко всем руководителям центрально-азиатских государств с предложением создать Центрально-азиатский союз государств. Он хотел, чтобы его рыночная модель, рыночная модель экономики Назарбаева была распространена на весь центрально-азиатский регион, где свыше 60 миллионов населения, очень трудолюбивого населения. Это регион с очень развитой инфраструктурой, с мощными углеводородными запасами, которые привлекают внимание всего мира. Вы знаете, сейчас очень ощутимое присутствие в Центральной Азии Соединенных Штатов Америки, Европейского союза. И хотелось бы, чтобы было ощутимым влияние еще и России, которая не одно столетие осваивала центрально-азиатский регион. Конечно, я имею в виду присутствие новых рыночных условиях и принципах.

·          Журналист: У меня два вопроса. В чем интрига с главой Сената? Как это связано с предыдущими выборами? Не пояснили бы вы эту ситуацию? В частности, какие существуют персональные, скажем, предположения по поводу замены этого поста? И второе. Будут ли меняться руководители других организаций и ведомств, в частности премьер-министр?

·          Ермухамет Ертысбаев: Я поясню. Спикер Сената по Конституции Республики Казахстан является вторым лицом в государстве, это очень известный человек в Казахстане Касым-Жомарт Токаев, он долгое время был министром иностранных дел, государственным секретарем, потом был премьер-министром. Затем - председателем Сената, возглавлял верхнюю палату Парламента. Недавно он был назначен генеральным директором Женевского отделения Организации объединенных наций, то есть заместителем генерального секретаря ООН. До него этот пост занимал россиянин Сергей Орджоникидзе. Это очень престижно для Казахстана, так как является очередным признанием роли Казахстана в международном сообществе. Перед назначением был телефонный разговор президента с Пан Ги Муном. Да и по словам самого Токаева, президент действительно лоббировал это назначение. Организация объединенных наций объединяет 180 с лишним государств. Это престижно, что гражданин Казахстана занял такую высокую должность. Я, честно говоря, не знаю, кто будет спикером Сената. Я думаю, назначение состоится после уже выборов 3 апреля, потому что после 3 апреля и правительство и вся исполнительная власть по сложившейся традиции подаст в отставку, чтобы развязать руки президенту для новых кадровых назначений, которые неизбежны. Я думаю, будет новое правительство. Ряд кадровых перестановок в регионах. Президент каждый год привлекает все новые и новые кадры из числа молодежи, получившей западное элитное образование, которые сейчас работают в национальных компаниях, в местных органах власти, в правительстве, в частном бизнесе.

·          Журналист: Связаны ли уход главы сената и президентские выборы?

·          Ермухамет Ертысбаев: Я думаю, никакой связи нет. Если вы имеете в виду какие-то политические амбиции г-на Токаева, то их не было ни до предвыборной кампании, ни во время предвыборной кампании. Поэтому я не вижу здесь прямой связи с тем, на что вы акцентируете внимание. Никакой другой связи, кроме того, что Токаев профессиональный дипломат, который в советские времена работал первым секретарем посольства в Китае. Он в совершенстве блестяще владеет английским и китайским языками. Он хорошо известен в Организации объединенных наций и вообще во всех форин-офисах Европы, Америки и других стран.

·          Журналист: Будьте любезны, г-н советник, прокомментируйте, пожалуйста, будут ли возможные изменения в судьбе Таможенного союза, который только-только начинает реальную жизнь. И мнение г-на президента, такого авторитетного политика могли бы прокомментировать, если оно есть, если оно вам известно, насчет расширения Таможенного союза и возможного вступления туда Украины. Поскольку присутствие Кыргызстана он буквально там «промоутирует», а Украина - такой мощный субъект, тем более, г-н президент в юности там учился, и есть, вероятно, друзья, связи и представления о потенциале этой страны. Спасибо.

·          Ермухамет Ертысбаев: К сожалению, учеба президента в Днепродзержинске, его друзья на Украине и связи сейчас не помогут Украине стать членом Таможенного союза. Мы бы всеми фибрами души желали этого. Вы помните, когда союз распадался в начале 90-х годов, все называли союз России, Украины, Белоруссии и Казахстана, который может спасти союзное государство. Но Украина смотрит в Европу. Я думаю, что Сталин в 39-м году, когда заключал пакт Молотова-Риббентропа даже близко не думал, что через несколько десятилетий этот пакт «выстрелит». Почему? Потому что именно западная часть Украины, которая всегда органически была частью Восточной Европы, смотрит именно в эту сторону. И, тем не менее, я считаю, что за 20 лет независимости Россия и Украина избежали каких-то острых конфронтаций и смогли быть добрыми соседями, это уже замечательно. А что касается российско-казахстанских отношений, то они вообще, не побоюсь этого слова, просто идеальные. И при Ельцине, и при Путине, и при Медведеве. Относительно Таможенного союза. Еще раз повторю, что мы хотели бы его расширения. Это было бы просто замечательно, чтобы в него вошла Украина. Будем работать в этом направлении. Это единственное, что я могу сказать. Кыргызстан и Таджикистан, я знаю, просятся в Таможенный союз.

·          Аркадий Дубнов, «Московские новости»: Во-первых, мне кажется, г-н Ертысбаев так и не ответил на вопрос конкретно, чем же вызваны досрочные выборы. Ведь те самые цели, которые г-н Назарбаев хотел преследовать в следующий срок, они могли бы исполняться и после срочных выборов в 2012 году. Если только проблема Ливии и Туниса, проблема легитимизации власти вызвала эту необходимость. Тогда это вообще странно. Предыдущие выборы не были легитимными. Второй вопрос. Вы сказали, что избирателям 3 апреля предстоит сделать выбор: либо стабильность, либо другой выбор, то есть нестабильность, да? Тогда скажите, пожалуйста, как могло случиться так, что за 20 лет строительства независимого Казахстана во главе с г-ном Назарбаевым система сложилась так, что стабильность фокусируется исключительно на одном лидере? Как же может существовать государство исключительно с опорой на одну персону? Потом, там, собственно говоря, выбор, как вы говорите, не между идеями, а между личностями. И какая же там личность угрожает стабильности?

·          Ермухамет Ертысбаев: Аркадий, можно я вас так назову, потому что мы неоднократно с вами встречались. Вы сейчас задаете вопрос не как журналист, а как активный деятель казахстанской политической оппозиции. Сначала я отвечу на Ваш первый вопрос, почему досрочные выборы были обозначены. Потому что надо было «выпустить пар из котла». Весь декабрь и январь шла кампания по референдуму. Народ поставил пять миллионов подписей в поддержку референдума. И вдруг президент не соглашается на референдум, а направляет инициативу о референдуме в Конституционный совет. Было и другое решение - надо распустить парламент, который дважды навязал президенту этот референдум. Но распустить парламент для президента, это - настроить весь депутатский корпус и всю государственную политическую элиту против себя. Он предложил досрочные президентские выборы, которые парламент утвердил. Парламент является высшим законодательным органом страны, он имеет право вносить поправки в Конституцию. Поэтому с правовой точки зрения абсолютно никакого нарушения Конституции не было. С политической точки зрения, я не буду отрицать, весна 2011 года это лучше, чем декабрь 2012 года, тем более после тех выборов, которые произойдут во всех странах СНГ, начиная с мартовских выборов в России. Вероятно, присутствовал и голый прагматизм в принятии этого решения, тем более, что, как говорят эксперты, и наш премьер-министр недавно публично высказался о том, что в конце года начнется новая волна достаточно затяжного финансового кризиса, которая идет из Юго-Восточной Азии. То есть, проблемы еще будут с точки зрения выхода из кризиса. Поэтому возникла серьезная политическая проблема. Но, я говорил и еще раз повторю, наш президент умеет в проблеме увидеть скрытые возможности. Поэтому он предложил эти досрочные выборы. Может быть, оппозиция была не готова к такому решению. Но я считаю, что у оппозиции было пять лет после президентских выборов 2005 года, чтобы основательно подготовиться и в любой момент вступить в политическую схватку за власть. Они этого не сделали. Теперь отвечу на второй ваш вопрос, г-н Дубнов. Я согласен с вами, что стабильность системы государства, общества строится и замкнута на одном человеке, возникает очень много рисков для страны, для системы, для народа. Поэтому я надеюсь, что в ближайшие пять лет, а может быть, раньше, будет выстроена такая система, которая не зависела бы от личности, от того, кто возглавляет страну. Институты должны работать. И в этом плане та же Россия для нас может явиться примером. Потому что за 20 лет мы видели, что Россия после 70-летнего коммунистического господства очень быстро внедрила демократические ценности, Ельцин прошел две конкурентные ожесточенные избирательные кампании. Владимир Путин то же самое, хотя они уже проходили совершенно в другое время - на волне финансового подъема, нефтедолларов и так далее. Принцип разделения властей, выборные кампании стали нормой нашей политической жизни. Я очень надеюсь, и президент сказал об этом 28 января, что очень большой крен будет сделан в сторону президентско-парламентской республики, будет усилена роль парламента, победившей на выборах партии, которая будет реально формировать правительство. И нам очень важно в будущем парламенте (через год у нас состоятся выборы) иметь реальные политические силы в этом парламенте с тем, чтобы наладить общенациональный диалоговый механизм в высшем законодательном органе страны, где до сих пор представлена только одна партия. Президент еще в прошлом году внес очень существенную поправку в закон о выборах, по которой теперь любая партия, которая занимает второе место, независимо от того, преодолела ли она порог избирательный или нет, должна быть представлена в парламенте страны. Поэтому, отчасти признавая критическую направленность вашего вопроса, я вам скажу, что жизнь не остановилась, мы работаем в этом направлении.

·          Журналист: Здесь прозвучал уже вопрос об Украине. Мы из Украины, «Славянские новости», Хелецкий Валентин. Отвечая на предыдущий вопрос, вы сказали об ожидающемся кризисе, который надвигается с азиатского континента. Скажите, пожалуйста, каковы перспективы СНГ в данном случае, все-таки 20 лет празднуем. И в этом аспекте каковы перспективы Экономического союза и единой валюты? По той простой причине, что объединение усилий стоят, прежде всего, на мощном экономическом эмитенте и ресурсе. Это первый вопрос. И второй вопрос. Вы сказали, что будет отставка правительства. Не собираетесь ли вы вернуться в правительство министром культуры вашей Республики?

·          Ермухамет Ертысбаев: Президент сам назначает министров, он знает точно, кого и куда поставить, у нас нет такой практики, чтобы у главы государства просить должности. Теперь относительно валюты. Конечно, это вопрос отдаленного будущего, даже фантазировать на эту тему я не хочу. Если мы в рамках Таможенного союза создадим единую валюту, это будет просто фантастическое и гигантское событие. Кстати, без единой валюты эффективно Таможенный союз не сможет работать. Не сможет, и это поняли еще страны Общего рынка в 60-е годы, когда начали усиленно готовиться к объединению Европы. Европа не одно десятилетие готовила евро, единую валюту. Поэтому давайте не будем строить фантастические прожекты. Но сама постановка вопроса, безусловно, оправдана. О перспективах СНГ. В этом году 21 декабря, как вы знаете, исполнится 20 лет СНГ. Кстати, именно Назарбаев собрал всех руководителей на тот момент уже бывших советских республик в Алма-Ате, где были подписаны эти соглашения. Я считаю, что Содружество независимых государств, сколько бы его ни критиковали, порой жестко и нелицеприятно, сыграло очень большую роль с точки зрения, если хотите, цивилизованного развода. Мы же не повторили, слава Всевышнему, опыт Югославии. Нормально разошлись. Жили долгое время в большой коммунальной квартире, которую называли Советским союзом, захотели отдельные коттеджи построить, и что тут плохого? И в рамках СНГ договорились, как теперь будем соседствовать, взаимодействовать, приезжать друг к другу, визовые режимы, торгово-экономические отношения... Я считаю, что в целом это было решение абсолютно правильным, оправданным. За 20 лет СНГ доказало свою жизнеспособность.

·          Телеканал «К+», Светлана Третьякова: Ожидаются ли в ближайшее время изменения в законодательстве, регулирующем деятельность западных, зарубежных телеканалов на территории Казахстана? И учитывая ваше высказывание в адрес независимых СМИ, обвинения в информационном терроризме в частности, стоит ли ожидать усиления какого-то контроля за деятельностью средств массовой информации на территории Казахстана?

·          Ермухамет Ертысбаев: Я сразу поясню для всех присутствующих. Телеканал «К+», Информационный портал «Республика» и газета «Республика» негласно принадлежат бывшему банкиру Мухтару Аблязову, который бежал из Казахстана, выведя из БТА-банка около 10 миллиардов долларов. На него возбуждено очень серьезное уголовное дело. И не только, кстати, в Казахстане, а в том числе и в Российской Федерации. Королевский суд в Англии в прошлом году также наложил арест на все его банковские счета. Аблязов помимо своих финансовых операций еще занимается политическим бизнес-проектом, которому принадлежит и телеканал «К+». Особенно на портале «Республика» идет очень много лжи, дезинформации, искажения фактов, распространения слухов. Например, газета «Республика» недели две назад активно занималась распространением провокационных слухов, что Назарбаев ездил в Китай, подписал тайный договор о передаче казахстанской земли китайцам. Все это распространялось в Алма-Ате. Вы знаете, как казахи на это нервно и больно реагируют. Поэтому я называю это информационным терроризмом. И я не считаю этих людей журналистами. Они являются политическими функционерами, которые ведут борьбу за свержение политического режима в Казахстане. Не обижайтесь, но это так. Это мое личное мнение. Если вы уважаете свободу слова, вы задали вопрос - я вам ответил. С этой точки зрения я думаю, что государство контролировало и будет контролировать информационное пространство в рамках закона о печати. Потому что у нас есть статья пятая Конституции, запрещающая разжигание социальной вражды, запрещающая прямо и косвенно всякие разговоры и тем более распространение слухов о территориальном разделе страны и так далее. Поэтому эта конституционная статья будет работать. И никакого отношения к зажиму свободы слова это не имеет.

·          Портал «Республика»: Как раз-таки портал «Республика». В одном из недавних интервью вы заявили о том, что Назарбаев решился на досрочные выборы в том числе из-за неопределенности итогов президентских выборов в России в 2012 году. То есть, вопрос такой: кто более удобен для г-на Назарбаева в качестве российского Президента - Путин или Медведев? И второй вопрос, если позволите. Уточнение касательно планов властей в отношении портала «Республика», про которую здесь уже прозвучало много слов. Поэтому интересует, что власть намерена предпринять в отношении данного издания? Спасибо.

·          Ермухамет Ертысбаев: Казахстану, я думаю, все равно, Путин Владимир Владимирович или Медведев Дмитрий Анатольевич будет Президентом России. Почему? Потому что и при Путине с 2000 по 2008 год у Казахстана с Россией просто были великолепные отношения. Каждый год главы государств по 10-12 раз встречаются на самых различных уровнях. Контакты постоянные. Они к тому же еще и близкие друзья. С Дмитрием Медведевым то же самое. Каждый год по 10-12 официальных и других встреч. Другие государства в СНГ таких контактов не имеют. Казахстан является самым близким и надежным союзником и партнером Российской Федерации. Также как для Казахстана Россия -стратегический партнер номер один. Мы имеем 8000 километров общей границы с учетом морских границ. Президент неоднократно говорил, я повторю его слова, мы в хорошем смысле обречены на дружбу и добрососедские отношения. Поэтому, кто будет президентом, это вопрос партии «Единая Россия», это вопрос Путина и Медведева, это вопрос - российского электората. А что касается планов относительно газеты «Республика», я не являюсь ни министром информации и связи, ни заместителем руководителя администрации по идеологической работе, поэтому не могу сказать относительно каких-то планов. Когда я был министром культуры и информации, я постоянно встречался с газетой «Республика», раз в месяц обязательно. Для чего я это делал? Чтобы работать с ними, вступать в диалог, объяснять, как учитель в школе объясняет ученикам «вот это нельзя делать, это хорошо, это плохо». Сейчас газету возглавляет Ирина Петрушева, она гражданка Российской Федерации, на нее до сих пор не закрыто уголовное дело в Казахстане.

·          Газета «Иомиури», Япония: Позвольте такой вопрос. Рассматривает ли Казахстан возможность изменения политики в сфере атомной энергетики после землетрясений и аварии в Японии? И как вы считаете, как повлияет эта авария на экспорт урана из Казахстана?

·          Ермухамет Ертысбаев: У Казахстана были очень большие планы по поставке урановых таблеток в Японию. Я теперь, честно говоря, не знаю, каковы перспективы нашего сотрудничества в этой сфере, учитывая трагедию, которая произошла в Японии. Как вы знаете, мы также выступили инициатором создания банка ядерного топлива на территории Казахстана, в котором заинтересованы абсолютно все ядерные державы. Я не специалист в этом вопросе. Можно я ваш вопрос сегодня же переадресую Владимиру Школьнику, который возглавляет Казатомпром, является крупным специалистом в этих вопросах. Вы мне обязательно дайте свои координаты. И я вам обещаю, он вам на e-mail подробно ответит на ваши вопросы.

·          Журналист: Я хотел бы вернуться к вопросам об интеграции. В связи с тем, что в июле на внешней границе появятся российские таможенники, вопрос о дружбе и мире, учитывая историю таможенной границы России внутри, очень спорный. Ваши прогнозы по поводу того, какие конфликты возникнут на границе между Казахстаном и Кыргызстаном, которые являются в настоящий момент центром контрабандной торговли, в том числе и героинового трафика, который идет из Афганистана. Это данные ООН.

·          Ермухамет Ертысбаев: Казахстан ведет очень серьезную и масштабную войну с наркотрафиком. Помните, Солженицын в 91-м году назвал Казахстан мягким подбрюшьем России. Я считаю, Казахстан - это щит на южных границах России, который не дает наркотрафику работать масштабно и эффективно. Потому что наши правоохранительные органы, а я буквально день назад разговаривал с полковником МВД, заместителем председателя комитета по борьбе с наркоторговлей Министерства внутренних дел, он рассказал о том, какие они провели операции по задержанию наркоторговцев и уничтожению героина. И эта работа идет каждый день. Потому что Афганистан - это проблема не только для Казахстана, России, СНГ, это проблема для всего мира. Это последние факты, которые мне сообщили по задержанию наркоторговцев. Это первый момент. Второе - какие могут возникнуть проблемы по таможне. Проблемы будут. Казахстану очень выгодно выйти на гигантский российский рынок. И если это единый Таможенный союз, то граница должна быть одна. Вот 2 000 километров со стороны Китая, и все китайские товары должны заходить с территории Казахстана. Конечно, это будет вызывать очень большое неудовольствие у российской таможни. А если брать западную продукцию, которая через Россию будет поступать, естественно, у нас будет недовольство. Но мы только на доверии должны строить этот Таможенный союз. Вообще рынок в отличие от феодализма и тем более рабовладельческого способа производства строится на доверии. Это основа рыночных отношений. Если его не будет, тогда о каком Таможенном союзе говорить. Но: доверяй, но проверяй. Нужны контролирующие органы, которые должны наладить эффективную работу. Я думаю, самый лучший способ - это совместные таможенные посты России и Казахстана на китайской границе.

·          Аркадий Дубнов,»Московские новости»: Г-н Ертысбаев, вопрос не оппозиционера, а заинтересованного наблюдателя за выборами, вернусь к выборам. Судя по заявлениям вашим лично, а вы выражаете мнение казахстанских властей, эти власти не заинтересованы в высокой явке на президентских выборах, а даже наоборот заинтересованы в низкой явке, наверное, потому что высокая явка приведет к неожиданным результатам, когда будет как-то консолидирован протестный электорат. Почему я так сужу? Во-первых, вы все время утверждаете, что это не выборы, это референдум, юридически оформляемый в качестве выборов. То есть, вы определенно внедряете в сознание электората, что нечего ему ходить на выборы, вопрос решен. И второе. Я сейчас читаю анонс брифинга, тут написано «на какие политические силы будет опираться президент после выборов, кого он гипотетически хотел бы видеть в качестве своего преемника в будущем». Какие выборы, если вы уже называете победителя даже в официальном пресс-релизе? Не кажется ли вам, что это есть нарушение даже каких-то этических норм обсуждения электорального процесса со стороны властного советника?

·          Ермухамет Ертысбаев: Я отвечу на вопрос. Аркадий, вы абсолютно правы, у нас есть закон о выборах, который запрещает государственному служащему вести агитацию и пропаганду. Но я не веду пропаганду, вы задаете вопросы, я на них отвечаю. Это мероприятие предназначено прежде всего для российских журналистов. Что касается выборов, власть заинтересована в высокой явке, Потому что если придет 30-40 или 20%, не дай Бог, с точки зрения легитимности главы государства, легитимности системы, президентского режима правления это будет очень плохо. Поэтому общественный штаб в поддержку президента работает денно и нощно, объездил абсолютно все регионы и провел встречи с многотысячными коллективами. Этот штаб, куда вошли партии «Нур-Отан» и другие партии и общественные объединения, провел и проводит до сих пор очень большую работу. Я говорил с президентом 9 февраля откровенно на эту тему. Он сказал: «Я откажусь от предвыборной агитации, потому что послание президента исполнительная власть обязана довести до каждого казахстанца». Все уже давно ознакомлены с посланием к президенту. Если бы еще президент подключился и начал объезжать регионы, собирать стадионы и выступать перед ними, то вы можете представить, абсолютно и так недостаточно равные, условия. Все-таки он действующий глава государства, тем более он политик с мировым именем. Поэтому он отказался от предвыборной агитации. Я думаю, что явка, мой прогноз, будет следующая: у нас где-то около 9 млн. избирателей, я думаю, минимум 6-6,5 млн. избирателей примут участие в выборах. А одна треть во всех странах мира не ходит на выборы. Это уже будет более чем достаточно, потому что 65 или 70% это высочайший показатель электорального участия в выборах.

·          Журналист: Вы назвали отношения российского и казахстанского руководства идеальными. Скажите, пожалуйста, меня как украинца интересует, а когда будут идеальными казахско-украинские отношения с нынешней и с будущей властью в Украине?

·          Ермухамет Ертысбаев: Они были идеальными уже в 2008 году, когда президент Украины Ющенко приезжал к нам в Астану. Тогда был год Казахстана в Украине. Мы провели очень много мероприятий культурного плана в Украине. Много концертов было, много контактов. Я с теплотой вспоминаю этот год. Мы неоднократно были и в Киеве, и в Одессе и в ряде других городов Украины. Были очень хорошие переговоры. Наш президент в течение двух дней ставил задачи перед правительством. Он просил Ющенко неоднократно: «давайте подумаем, где еще мы можем установить контакты взаимовыгодные» и так далее. Но в Украине власть часто меняется. Поэтому сейчас надо заново начинать всю эту работу. Я уважаю украинские выборы, и сколько бы не критиковали последствия Оранжевой революции, то, что в украинском парламенте непримиримые политические силы, которые готовы, образно говоря, разорвать друг друга, тем не менее, садятся за круглый стол и вынуждены искать компромиссы, которые являются сердцевиной политики, постоянный поиск компромиссов - это основа политики. Вы показали пример всем странам СНГ, что такое политическая демократия в высшем представительном и законодательном органе страны. Это тоже ценный опыт и для России, и для Казахстана. Но с точки зрения исполнительно-распорядительных органов власти, с точки зрения реформ, конечного результата, я думаю, пример Казахстана тоже привлекателен для Украины. И когда был президент Янукович у нас в Казахстане, он об этом открыто сказал нашему президенту.

·          Борис, преподаватель, Москва: Знаю, что в Казахстане существует президентская программа, которая позволяет казахским студентам бесплатно учиться в российских вузах. Однако сейчас, как мне кажется, в Москве студентов из Казахстана заметно меньше, чем, скажем, лет 7 назад. Молодежь предпочитает получать образование на Западе? И есть ли возможность у российского студента приехать в Казахстан для получения образования?

·          Ермухамет Ертысбаев: Я очень благодарен и вообще все казахстанцы благодарны России за то, что она приняла такую программу, по которой в лучшие российские вузы может поступать талантливая казахская молодежь (до недавнего времени была квота 100 мест). Это пример договоренности между Россией и Казахстаном. Казахстан это единственная страна, где был открыт филиал Московского университета. Москвичи очень долго к этому шли. Филиал Московского университета в Астане открыт 10 лет назад. А почему это стало возможным? Это стало возможным благодаря языковой политике. Русский язык, кстати, на самом деле по-прежнему доминирует в Казахстане. Назарбаев не устает повторять, что молодое поколение и каждый казахстанец должен знать три языка: казахский язык как государственный, русский как язык межнационального общения и как официальный язык по Конституции и английский язык. Президент часто об этом говорит, это его мечта, чтобы казахстанец свободно владел тремя языками. Вообще наукой уже доказано, что билингвизм, знание двух языков уже усиливает эвристическое мышление человека. Поэтому благодаря языковой политике Московский университет открыл филиал именно в Казахстане, а не в какой-тодругой стране СНГ. Могут ли российские студенты учиться в Казахстане? Я думаю, для них, конечно, прежде всего привлекательны московские вузы, всемирно известные, Новосибирск, Томск и так далее. Но в прошлом году наш президент открыл в Астане университет «Назарбаев-Университет», около миллиарда долларов он выделил на этот университет, он хочет, чтобы этот университет стал центром инноваций в Казахстане, чтобы там преподавали лучшие ученые мира, чтобы он стал привлекательным не только для молодежи СНГ, но и для молодежи всего мира. Вот такие амбициозные задачи ставит президент.

·          Ольга, Атырау: Здравствуйте! Уверена в победе Нурсултана Абишевича на выборах. Желаю Президенту доброго здоровья и успехов! Однако, как говорится, свита делает короля, т.е. часто простые люди воспринимают руководителя через его окружение, дела и поступки этого окружения. Зачастую получается так, что Президент говорит о бескомпромиссной борьбе с коррупцией, а в реальности ничего не меняется. Не хочу быть наивной, но очень хочется верить, что борьба с коррупцией принесёт-таки результаты, которые порадуют граждан Казахстана. Каково Ваше мнение о достижениях и задачах борьбы с коррупцией в Казахстане? Принесёт-таки результаты, которые порадуют граждан Казахстана. Каково Ваше мнение о достижениях и задачах борьбы с коррупцией в Казахстане?

·          Ермухамет Ертысбаев: В прошлом году 537 чиновников было арестовано в Казахстане, в том числе два члена правительства. Арестованы и осуждены. На них легли сроки за взяточничество, коррупцию. Президент действительно объявил войну коррупции, потому что в момент финансового кризиса отчетливо видно, что коррупция это есть коррупционный налог на жителей, на народ. Я как-то разговорился с одним бизнесменом из Караганды, из моего родного города, он занимается поставкой плодоовощной продукции из Узбекистана в Караганду. И он рассказывает мне, что одна и та же проблема, что его эти машины, фуры, которые они везут, они вынуждены всю дорогу платить: гаишникам, инспекторам, таможенникам и так далее - при проезде. Я говорю, это же муторно, как ты можешь этим заниматься. Он говорит: «Абсолютно никакой проблемы нет. Каждый водитель имеет деньги, платит, доезжает до Караганды, разгружается и потом мы все эти потери в цену вносим и платят в конечном итоге жители, которые покупают эту плодоовощную продукцию». То есть, коррупция- это дополнительный налог на народ. Президент объявил настоящую войну коррупции. И за последние два года на 45 пунктов улучшился антикоррупционный рейтинг Казахстана, там есть компании, которые тщательно мониторят и отслеживают. Борьба с коррупцией идет и на законодательном и на организационном уровне. Агентство по борьбе с экономической преступностью и коррупцией работает. Недавно президент, когда выступал в парламенте 28 января, дал высокую положительную оценку деятельности финансовой полиции, хотя финансовая полиция в некоторых странах СНГ была реорганизована, упразднена, стала частью МВД. Но президент считает, что необходимо чтобы по-прежнему это Агентство было в Казахстане, работало. Коррупция наносит колоссальный вред государству, обществу, стране.

·          Журналист: Вы не могли бы коротко остановиться на ходе избирательной кампании. Были ли какие-то нарушения в этапе регистрации, в этапе агитационном? И уточните, пожалуйста, в вашем законодательстве на выборах учитывается показатель явки? Спасибо. И есть ли графа «против всех»?

·          Ермухамет Ертысбаев: Графы «против всех» нет. Что касается предвыборной кампании, я вам сказал, что четыре кандидата. Особых нарушений не было, хотя БДИПЧ ОБСЕ высказали несколько претензий по критериям экзамена на знание национального языка. Пытался зарегистрироваться Улейхан Кайсаров, который не прошел этот экзамен. Хотя я слышал его один раз, он говорит на казахском языке. Просто он допустил в диктанте, как заявила эта комиссия, 28 ошибок. Был старый анекдот в 85-м году о том, что министр иностранных дел СССР Шеварднадзе знает пять языков: грузинский устно и письменно, абхазский устно и письменно и русский устно. У нас есть очень много казахов, которые знают казахский устно. Допустил эти ошибки, и его сняли. Честно говоря, я публично высказался о том, что я глубоко сожалею о том, что его сняли, потому что Кайсаров настроен по отношению к президенту Казахстана и по отношению к казахстанской власти приблизительно как Аркадий Дубнов, поэтому у нас очень интересная была бы избирательная кампания. Очень жаль, что его не зарегистрировали. Явка по закону о выборах не имеет значения, какой процент принял участие в голосовании.

·          Татьяна, Алматы: Здравствуйте! Беспокоят Вас жители города Алматы, проживающие по адресу пр. Суюнбая 119. У нас на протяжении двух лет проблемы с холодной водой. Куда не обращались - везде сочувствуют и ни одного вразумительного ответа. Как нам быть? Заранее спасибо.

·          Ермухамет Ертысбаев: Я обещаю, сейчас сразу после брифинга я позвоню в акимат Алма-Аты, передам этот адрес и скажу «извините, мы в бывшей столице Советского союза сидим и надо срочно в Алма-Ате заняться этой проблемой».

·          Завершающее слово Ертысбаева Ермухамета: Спасибо за вопросы. До свидания.

 

zkadm
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: