Финансирование научных грантов: конфликт интересов (Арай Ильясова-Шенфельд, PhD)
Финансирование научных грантов: конфликт интересов
Арай Ильясова-Шенфельд, PhD
Чрезвычайное положение в стране ярко высветило неготовность отечественной науки к ответу современным вызовам. Принципы регулирования сферы науки устарели и являются несовершенными. Если затраты развитых стран на НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) постоянно растут, то, по данным Агентства по статистике, в Казахстане данные расходы, наоборот, уменьшаются.
Резонно предположить, что, пандемия COVID19 и экономический кризис приведут к еще большему уменьшению финансирования на науку и образование.
Доля внутренних затрат на НИОКР от валового внутреннего продукта, %
годы |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
ВВП % |
0.25 |
0.25 |
0.28 |
0.24 |
0.21 |
0.22 |
0.23 |
0.15 |
0.15 |
годы |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2020 |
2025 |
ВВП % |
0.16 |
0.17 |
0.17 |
0.17 |
0.14 |
0.13 |
0.12 |
? |
? |
Источник: www.stat.gov.kz
27 июля 2019 году впервые был объявлен конкурс на грантовое финансирование молодых ученых по научным и (или) научно-техническим проектам. По официальным данным, объем грантового финансирования составит 9 млрд тенге на 2020-2022 гг. Сумма запрашиваемого финансирования для реализации проекта на один год составила ориентировочно 25 млн. тенге. Но является ли объем финансирования единственной проблемой? В ходе исследования, проведенного автором, респондентами была высказана идея, о том, что проблема не в самом финансировании, а в механизме распределения этих финансов и в их эффективности. Так, по мнению одного из опрошенных экспертов:
«Получают гранты многие люди, которые вообще не ученые никакие… Они получают миллиарды, миллионы, сотни миллионов, но ничего не пишут…они просто друзья чьи-то. И, понятно, что у них научная производительность вообще никакая».
Механизм распределения финансирования был позаимствован из общего, c этого года уже ежегодного, конкурса на грантовое и программно-целевое финансирование. Предыдущие конкурсы сопровождались скандалами в научном сообществе. Основной причиной является непрозрачность и несправедливость распределения научных грантов. Немаловажную роль в распределении финансовых средств играют Национальные научные советы (ННС). В апреле этого года завершились онлайн-трансляции заседаний ННС, которых ждали молодые ученые еще с августа 2019 года. Несмотря на прямые трансляции заседаний ННС, поправки в положения о ННС о новом составе ННС и введении экономической экспертизы продолжаются ли нарушения? Будет ли эффективным и справедливым очередное выделение госбюджета казахстанским ученым, на сей раз молодым ученым или нет? К сожалению, этот вопрос пока остается открытым.
В Казахстанской науке ключевыми проблемами при распределении государственного финансирования на научные проекты являются: отсутствие объективности при распределении бюджетных денег на почве личных взаимоотношений и материально-финансовой заинтересованности при использовании ресурсов из госбюджета; конфликт интересов по причине совмещения нескольких должностей, в том числе руководящих, в научном кругу и за ее пределами; отсутствие соответствующих нормативно-правовых актов, положений и правил о мерах ответственности при возникновении какого-либо конфликта интересов при принятии решений о финансировании науки.
Понятно, что если финансовый конфликт интересов можно увидеть и измерить, то как же быть при нефинансовом конфликте интересов? Такие конфликты также проблематичны и могут возникать в отношениях между преподавателями, преподавателями и студентами, преподавателями и сотрудниками, и даже учреждениями. Даже личные отношения могут привести к нефинансовому конфликту интересов.
Примером конфликта интересов может стать рецензент, который вмешивает свое личное отношение к автору заявки при рецензировании. Это может привести к чрезмерно благоприятному или чрезмерно суровому обзору, но в любом случае возникнет конфликт с предоставлением объективной оценки работы. В некоторых ситуациях рецензенты могут не признать, что на их профессиональное суждение повлияли. И могут ошибочно полагать, что они могут предоставить объективную рецензию. Однако отношения между рецензентом и автором могут привести к конфликту, и это может вызвать обеспокоенность по поводу достоверности рецензии. Как видно, конфликты интересов могут вызвать широкий спектр последствий.
При проведении исследований или при принятии решений о финансировании научных проектов также могут возникнуть конфликты обязательств, конфликты совести и институциональные/индивидуальные конфликты интересов. К примеру, конфликты обязательств создают этические проблемы, когда человек не выполняет требуемые трудовые обязанности из-за внешней деятельности, или когда результаты исследований или работы человека могут быть предвзятыми из-за конкурирующего влияния.
Например, если сотрудники проводят значительную часть своего рабочего дня, выполняя консультационный проект вместо того, чтобы заниматься основной работой, то это тоже может привести к конфликту обязательств. Как и в случае с другими типами профессиональных конфликтов, отдельные лица должны признать и сообщить об этих случаях, чтобы как работник, так и работодатель знали о конфликте. Во многих организациях такая отчетность требуется политикой, особенно когда исследователи получают грантовую поддержку для своей работы.
Как же регулируются конфликты интересов при распределении научных грантов в других странах? К примеру, в США федеральные правила требуют, чтобы учреждения имели превентивную политику в отношении конфликта интересов. Это касается и правил или положений при распределении финансирования на научные проекты и гранты. Многие учреждения разработали свою собственную политику, и исследователи соблюдают требования в своих учреждениях.
В Казахстане же, к примеру, в законе о науке (2011) есть единственный пункт (Статья 19 о ННС, подпункт 7) о конфликте интересов и ответственности. Позже этот же пункт идентично повторяется в положении о ННС (ППРК от 19.08.2019 г. № 607 стр. 23):
«Члены национальных научных советов обязаны информировать совет об известном им конфликте интересов при рассмотрении конкретных вопросов и несут ответственность за объективность и обоснованность принимаемых советом решений».
Поэтому необходимо прописать в государственной политике по науке конфликт интересов по типам и положение о мерах ответственности за нарушения заявителями и членами ННС:
a) Индивидуальный и институциональный конфликт интересов (Individual and institutional Conflicts Of Interest (COI))
b) Финансовый и нефинансовый конфликт интересов (Financial and non-financial COI)
c) Конфликт обязательств (Conflict of commitments)
d) Конфликт совести (Conflict of conscience)
e) Конфликт интересов в научной или академической организации (Conflict of Interest in Academe)
Также необходимо прописать положение «об управлении или регулировании конфликтом интересов» (Management of COIs). Управление имеет решающее значение для обеспечения целостности конкурса, доверия научного сообщества к конкурсам на научные исследования (общественности к организации) и защиты прав (ученых и исследователей), безопасности и благосостояния людей (ученых).
Управление отдельными конфликтами интересов должно быть направлено на уменьшение возможности риска коррупции и нарушений. К примеру, управление конфликтом интересов состоит из нескольких этапов:
Конфликт интересов и его последствия, а также связанные с ними риски в научных кругах негативно влияют на процесс принятия решений о финансировании науки. В нормативно-правовых актах по науке нет политики конфликта интересов по типам. Это создает барьеры на пути справедливого распределения финансирования из госбюджета на научные гранты. Наука не сможет развиваться без разработанной политики конфликта интересов (Сonflict of Interest Policy) и мер ответственности за ее нарушения. Особенно должны хорошо быть задокументированы и жестко контролироваться законом и правилами финансовые конфликты интересов (Financial Conflict of interest).
Читайте также