Этим Законом внесены ряд изменений и дополнений в Гражданский процессуальный и Трудовой кодексы Республики Казахстан, Законы от 12 декабря 1995 года «О государственных наградах Республики Казахстан», от 31 мая 1996 года «Об общественных объединениях», от 16 января 2001 года «О некоммерческих организациях», от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».
Подавляющее большинство изменений и дополнений вступают в силу по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования («Казправда» от 1 июля 2014 г. № 127), т.е. с 11 июля 2014 года. Некоторые - через год - с 01 июля 2015 года. Изменения, внесенные в Закон «О государственных наградах Республики Казахстан» вводятся в действие с 01 января 2015 года.
Рассмотрим некоторые изменения и дополнения, которые непосредственно коснулись Трудового Кодекса Республики Казахстан и введены в действие с 11 июля 2014 года:
1. В сфере разрешения трудовых споров. В трудовом законодательстве появилось такое новшество как возможность использования процедуры медиации при разрешении коллективных и индивидуальных трудовых споров. В связи с этим исключен подпункт 12 пункта 1 статьи 1 ТК РК «примирительные процедуры» и заменен подпунктом 73-1, где толкование этого понятия дано в более расширенном варианте. Также изменен пункт 1 статьи 295 ТК РК, в текст которого добавлено понятие «медиатор». Статья 292 ТК РК «Примирительная комиссия» изложена в новой редакции. В частности изменения в этой статье коснулись сроков рассмотрения требований работников примирительной комиссией, а также создания необходимых условий для ее работы. Благодаря внесенным изменениям в пункт 3 статьи 171 ТК и дополнению в статью 172 ТК РК процедура медиации допускается теперь и при разрешении индивидуальных трудовых споров.
2. В отношении компетенции Правительства РК и уполномоченного органа по труду.
В сфере регулирования трудовых отношений Правительство РК получило ряд дополнительных полномочий (ст.15 ТК РК). Так в частности в соответствии с подпунктом 25-1 статьи 15 ТК РК оно получило право устанавливать порядок разработки, утверждения и пересмотра инструкции по безопасности и охране труда работодателем. В связи с этим была изменена редакция статьи 319 ТК РК «Принятие нормативных актов в области безопасности и охраны труда». Также дополнительные права в сфере регулирования трудовых отношений получили и уполномоченные органы по труду (ст. 16 ТК РК.)
3. В содержании трудовых договоров.
Подвергся корректировке подпункт 1 пункта 1 статьи 28 ТК РК в отношении содержания трудового договора. Наконец-то из реквизитов трудовых договоров ушли в прошлое регистрационный номер налогоплательщика (РНН) и социальный индивидуальный код (СИК). В связи с этим исключен подпункт 7 пункта 1 статьи 31 ТК РК, требовавший от работника предоставления этих документов при приеме на работу.
4. В отношении порядка подписания и содержания коллективных договоров
Внесены изменения в содержание и структуру коллективного договора, немного изменился порядок его подготовки и подписания, а также отчета о его выполнении. Требования о создании условий для деятельности профессионального союза и о контроле за выполнением коллективного договора перешли в разряд обязательных положений для включения в коллективный договор (ст.284 ТК РК). И если в прежней редакции статьи 282 ТК РК для участия в комиссии по подготовке и подписанию коллективного договора при наличии в организации нескольких представителей работников они могли создавать единый представительный орган, то теперь они должны это делать. Кроме того, согласно пункту 10 статьи 282 ТК РК теперь представители сторон обязаны не реже одного раза в полугодие информировать работников о ходе выполнения коллективного договора, а ни периодически, как было ранее.
5. При прекращении трудовых отношений.
Статья 53 ТК РК «Прекращение трудового договора по истечении срока» представлена в уточненной редакции. Если раньше положение о том, что «по истечении срока трудового договора трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, то действие договора считается продолженным на неопределенный срок», можно было отнести к трудовым договорным отношениям, заключенным на время выполнения определенной работы и на время замещения отсутствующего работника, то теперь эта норма применима только к трудовым договорным отношениям, заключенным на определенный срок.
Изменена редакция пункта 1 статьи 185 ТК РК в отношении ограничения прекращения трудовых договоров. В новой редакции данный пункт определяет, что расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), иными лицами, воспитывающими указанную категорию детей без матери, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 — 19 пункта 1 статьи 54 ТК.
Таким образом, список исключений пополнился подпунктом 19 пункта 1 статьи 54 ТК РК - продолжения работником участия в забастовке после доведения до его сведения решения суда о признании забастовки незаконной либо о приостановке забастовки.
Коренным образом изменен пункт 3 статьи 149 ТК РК - введена норма о том, что за время призыва и срочной воинской службы за работником сохраняется место работы (должность). В связи с этим из статьи 58 ТК РК исключен подпункт 1 пункта 1 в соответствии с которым работодатель ранее имел право уволить работника, призванного на военную службу.
6. В сфере оплаты труда
В соответствии с новой редакцией пункта 2 статьи 122 ТК РК минимальный стандарт оплаты труда в настоящее время определяется из расчета минимального размера месячной заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, и повышающих отраслевых коэффициентов, определяемых отраслевым соглашением, а не просто соответствующий год, как было ранее.
Уточнена формулировка статьи 124 ТК РК «Индексация заработной платы», которая в новой редакции представлена так: «Индексация заработной платы производится работодателем в порядке, установленном соглашениями, коллективным договором или актом работодателя, исходя из уровня инфляции, определенного на соответствующий период нормативными правовыми актами Республики Казахстан».
7. В отношении деятельности профессиональных союзов и социального партнерства
В связи с принятием нового Закона Республики Казахстан от 27 июня 2014 года № 211-V «О профессиональных союзах» в Трудовой кодекс была добавлена глава 28-1 «Особенности регулирования труда работников, входящих в состав профсоюзных органов профессионального союза», в соответствии с которой труд работников, входящих в состав профсоюзных органов профессионального союза, регулируется Трудовым кодексом с особенностями, предусмотренными Законом «О профессиональных союзах». Также уточнены формулировки пунктов о полномочных представителях работников на республиканском, отраслевом и региональном уровнях (п.3 ст. 263, п.3 ст.264, п.3 ст.265 ТК РК).
Статья 268 Трудового кодекса помимо основных целей и задач республиканской, отраслевой, региональной комиссий расширилась еще и перечнем их функций.
Также были переработаны статьи, касающиеся содержания соглашений сторон социального партнерства сроков и их действия (ст. 276, 278 ТК РК).
Кроме того уточнено понятие «представители работников». В новой редакции подпункта 60 пункта 1 статьи 1 ТК РК представители работников это органы профессиональных союзов, их объединений, а при их отсутствии выборные представители, избранные и уполномоченные работниками на общем собрании (конференции) работников большинством голосов участников, при присутствии на нем не менее двух третей работников (делегатов конференции).
8. В отношении государственного и общественного контроля в сфере трудового законодательства
Внесены некоторые изменения и дополнения, касающиеся вопросов государственного и общественного контроля в сфере трудового законодательства. Так, часть пункта 6 статьи 328 ТК РК определяющая, что иные формы государственного контроля осуществляются в порядке, определенном Трудовым кодексом, дополнен словами «и на основании критериев, утверждаемых совместно уполномоченным государственным органом по труду и уполномоченным органом по предпринимательству».
Введены в Трудовой кодекс две новые статьи 328-1 и 328-2 регламентирующие порядок посещения субъекта контроля государственным инспектором труда и ведомственный учет такого рода посещений.
Статья 340 дополнена пунктом 3 в соответствии с которым, работодатели обязаны в течение пяти рабочих дней со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить общественному инспектору по охране труда о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. Кроме того, общественный инспектор по охране труда при осуществлении полномочий, предусмотренных статьей 341 ТК РК, теперь должен взаимодействовать со службой безопасности и охраны труда (специалистом по безопасности и охране труда), с государственной инспекцией труда. При этом согласно подпункту 2-1 статьи 341 ТК РК общественный инспектор по труду право доступа на рабочие места работников теперь может получить только с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.
Изменения с 01 июля 2015 года.
С 01 июля 2015 г. из Трудового кодекс исключается статья 230, в соответствии с которой Перечень должностей гражданских служащих определяется Правительством Республики Казахстан и заменяется статьей 230-1 «Реестры должностей гражданских служащих». Эти Реестры соответствии с статьей 230-1 ТК РК будут разрабатываться и утверждаться уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности по согласованию с уполномоченным государственным органом по труду. В связи этим будет исключен подпункт 11 статьи 15, согласно которому Правительство определяет Перечень гражданских служащих. Также в компетенцию уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений будет добавлена обязанность согласовывать реестры должностей гражданских служащих по соответствующим сферам деятельности (пп.17-1 ст. 16 ТК РК).