Оптимизация проверок субъектов частного предпринимательства
Так, с 1 января 2015 года введен упрощенный порядок добровольной ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании заключения аудиторских организаций.
Упрощенный порядок ликвидации регламентирован ст. 37-2 Налогового кодекса и распространяется в отношении налогоплательщиков, которые соответствуют следующим условиям:
1. Общая сумма СГД с учетом корректировок ликвидируемого налогоплательщика, за период исковой давности составляет не более 60 000-кратного МРП, что составляет в настоящее время 118,9 млн тенге;
2. Имеют в наличие аудиторское заключение по налогам, составленное аудиторской организацией не более чем за 20 календарных дней до даты представления в налоговые органы налогового заявления о прекращении деятельности.
При этом, если по результатам аудиторского заключения по налогам возникают обязательства по исчислению и уплате налогов и других обязательных платежах в бюджет, исчислению, удержанию, перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислении, такие обязательства подлежат исполнению ликвидируемым юридическим лицом или ИП, в течение десяти календарных дней со дня, следующего за днем вручения аудиторской организацией аудиторского заключения по налогам такому налогоплательщику.
Таким образом, юридическое лицо-резидент в случае принятия решения о ликвидации, индивидуальный предприниматель в случае принятия решения о прекращении деятельности в налоговый орган наряду с налоговым заявлением о прекращении деятельности представляет ликвидационную налоговую отчетность, аудиторское заключение по налогам, составленное аудиторской организацией.
Если ликвидируемое лицо является плательщиком НДС, то кроме указанных документов необходимо представить свидетельство о постановке на регистрационный учет по НДС и налоговое заявление для снятия с регистрационного учета по НДС.
Также необходимо отметить, что c 1 января 2015 года в новый Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях вводится административная ответственность к аудиторским организациям за составление недостоверного аудиторского отчета по налогам, а также за нарушение аудиторской организацией порядка проведения аудита по налогам.
Кроме того, с 1 января 2016 года вводится аудит по налогам и составление аудиторскими организациями заключения по налогам, являющегося альтернативой налоговым проверкам.
Необходимо отметить, с 1 января 2016 года вступает в действие нормы пункта 11 статьи 627 Налогового кодекса, согласно которого установлено, что в случае назначения комплексной проверки, тематической проверки по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет при определении проверяемого периода не включается налоговый период, охваченный аудитом по налогам.
Положения указанной нормы Налогового кодекса не распространяется на налоговые проверки:
· крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу;
· недропользователей;
· налогоплательщиков, осуществляющих производство и оборот отдельных видов подакцизной продукции, биотопливо.
Следующее изменение, это отмена плановых проверок субъектов предпринимательства с 1 января 2015 года и введение нового вида проверки - выборочный вид проверки, назначаемой на основе оценки степени рисков.
Таким образом, отменены плановые проверки субъектов предпринимательства с 1 января 2015 года, вводится новый вид - выборочный вид проверки, назначаемой на основе оценки степени рисков, что исключает вероятность проведения проверки добросовестных налогоплательщиков.
Выборочные проверки - налоговые проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщика (налогового агента) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента).
При назначении выборочной проверки предусмотрено извещение проверяемого субъекта налогоплательщика не менее чем за 30 календарных дней до начала самой проверки
Таким образом, с 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 9 статьи 627 Налогового кодекса налоговые проверки подразделяется на выборочные и внеплановые проверки.
В заключении следует добавить, что намечено внедрение электронного аудита с 2016 года для крупных налогоплательщиков, состоящих на республиканском мониторинге, а также создание альтернативного аудита - передачи функций налоговых проверок на аутсорсинг аудиторским компаниям. Данные изменения позволят налогоплательщикам самостоятельно устранять нарушения без применения штрафных санкций.