POS- терминалы: продолжение диалога
Напомним, что в соответствии с Законом Республики Казахстан «О платежах и переводах в РК», предприниматели обязаны «обеспечить установку и применение в местах осуществления своей деятельности оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, а также принимать платежи с использованием платежных карточек».
Но сегодня бизнесмены столкнулись с рядом проблем в выполнении вышеуказанных норм. К числу проблем относятся расходы на приобретение и установку POS-терминалов, взимание комиссии при каждой операции с пластиковой карточкой и др.
Национальной палатой был направлен официальный запрос в Ассоциацию финансистов Казахстана с просьбой, получить комментарии банков.
В итоге была представлена следующая информация.
АО «Казкоммерцбанк», АО «АТФ-Банк» и АО «БТА-Банк».
Банками разработано несколько схем подключения предприятий торговли и сервиса к эквайринговой сети в зависимости от их предполагаемых оборотов и сферы деятельности.
В случае несоответствия предприятий требованиям банка возможны следующие варианты сотрудничества:
- подключение Банком POS-терминала, приобретенного самостоятельно. Банк рекомендует модели оборудования и адреса поставщиков, с которыми у банка имеются договоры о сотрудничестве;
- установка POS-терминала банка с установлением ежемесячного комиссионного вознаграждения за услуги по переводу денег на текущий счет предприятия;
- банк может подключить mPOS-терминалы, как альтернативу стандартным POS-терминалам. Стоимость этого оборудования составляет 9 900 тенге, в индивидуальных случаях банком применяется предоставление мобильного терминала на безвозмездной основе.
Банк несет расходы по приобретению оборудования и программного обеспечения, расходных (рекламных) материалов, а также расходы по технической поддержке. Доля POS-терминалов, установленных банком на безвозмездной основе, составляет около 75%.
Стоит отметить, что лицензии, приобретенные на программное обеспечение для POS-терминалов, банк предоставляет коммерсантам на безвозмездной основе.
Комиссии устанавливаются с учетом специфики формирования тарифов по карточным операциям во многих странах мира. Себестоимость комиссионного вознаграждения включает расходы, связанные с комиссией взаимообмена «interchange fee», выплачиваемой банку-эмитенту (согласно правилам международных платежных систем), а также расходы по поддержанию работы карточной системы, оборудования, лицензиям и др. и составляет около 2% от суммы операции.
По мере увеличения предприятием объемов безналичных платежей с использованием карточек, и учитывая конкурентное давление со стороны других банков, размер комиссии регулярно пересматривается банком в сторону снижения. За последние пять лет комиссии для предприятий торговли и сервиса значительно уменьшились.
Специалисты банков отмечают, что изменения, внесенные в Налоговый Кодекс о производстве денежных расчетов с обязательным применением контрольно-кассовых машин, как при использовании наличных денег, так и посредством безналичного расчета, не приведут к двойному налогообложению. Дело в том, что чеки, выдаваемые POS-терминалами, лишь подтверждают факт осуществления между продавцом (поставщиком товара, работы, услуги) и покупателем (клиентом) денежного расчета.
АО «Банк ЦентрКредит».
В АО «Банк Центр Кредит» POS-терминалы бесплатно устанавливаются при оборотах от 300 000 тенге в месяц.
Предприниматель имеет возможность подключаться к эквайринговой сети банка устройство, приобретенное за собственный счет (на сегодняшний день количество таких устройств, которые обслуживаются банками, составляет свыше тысячи POS-терминалов).
Банк предоставляет возможность подключить POS-терминалы, совмещающие в себе функции кассового аппарата, прием платежей за товары и услуги с помощью банковских карт(VISA/MasterCard), прием наличных платежей в пользу операторов сотовой связи, коммунальных хозяйств, государственные платежи.
Комиссия со стороны Банка с коммерсанта по обороту проведенных транзакций составляет от 1% до 2%. При этом специалисты банка считают, что комиссия не увеличивает стоимость продукта, т.к. предприниматель экономит на стоимости услуг инкассации и пересчета наличных средств.
АО «Евразийский банк»
Для предпринимателей с небольшими безналичными оборотами в целях исполнения норм законодательства банк может предложить:
- подключение к процессинговому центру Банка POS-терминала, приобретенного предпринимателем самостоятельно;
- приобретение предпринимателем у Банка мобильного POS-терминала. Себестоимость мобильного POS-терминала в несколько раз меньше стационарного POS-терминала. (Соответственно, намного ниже план по ежемесячным оборотам.)
Комиссии Банка по торговому эквайрингу составляют от 0,5% до 3,0% от суммы по эмитированным картам и от 1,5% до 3% от суммы по чужим картам. Комиссия по мобильному эквайрингу составляет 2,2% на все операции.
За счет приема к оплате пластиковых карт предприниматели добиваются повышения конкурентоспособности и увеличения оборотов за счет привлечения новых клиентов - держателей банковских карт. Сокращается время и расходы на инкассацию и работу с наличными деньгами. Снижаются все риски, возникающие при работе с наличными деньгами, и риски, связанные с обеспечением безопасности платежей (риск принятия фальшивых купюр, потери или кражи денег в торговой точке, при пожаре и т.д.).
Оплата держателями пластиковых карт товаров и услуг обороты не может привести к двойному налогообложению оборотов предпринимателя. В данном случае возможно ошибочное толкование предпринимателями налогового законодательства.
Банки второго уровня совместно с представительствами международных платежных систем на регулярной основе проводят акции среди держателей пластиковых карт для повышения уровня безналичного оборота денежных средств в стране.
Вместе с тем, эксперты Национальной Палаты предпринимателей считают важным наладить конструктивный диалог между бизнес-сообществом и банками по вопросам использования POS-терминалов.
В этой связи, при наличии вопросов и предложений, связанных с использованием POS-терминалов, предпринимателям предлагается обратиться в Национальную палату.
Телефоны контакт-службу 59-79-60
e-mail a.muratkhanova@palata.kz.