Отсчет времени крайне простой: каждый день – это новые жертвы и все возрастающая ожесточенность сторон. Формально в телефонном разговоре Сергея Лаврова с Джоном Керри было подтверждено, что Москва и Вашингтон продолжают опираться на минские договоренности в поисках мира на Донбассе, сообщает ИА "Новости-Казахстан".
Но совершенно ясно, что мирному процессу нужен новый импульс. Найти решению кризиса на Востоке Украины пытались в разных форматах: весной 2014 года появился так называемый "женевский формат": с участием представителей Украины, России, США и Евросоюза. Однако он так и не смог решить ни одну из проблем урегулирования на Украине - незаконные вооруженные формирования не были разоружены, Киев так и не начал диалог с Востоком Украины о будущем территориальном и конституционном устройстве страны. Но, несмотря на это, сейчас президент Украины Порошенко настаивает на возобновлении поиска мира именно в "женевском формате".
На праздновании 70-летия высадки союзников в Нормандии в июне 2014 года появился так называемый "нормандский формат" (тогда же произошла и единственная личная встреча Владимира Путина с Петром Порошенко): Россия, Украина, Франция, Германия. Накануне последнего обострения на Донбассе именно в этом формате стороны пытались найти пути к компромиссу в Берлине. И, наконец, самый на данный момент продвинутый - так называемый "минский формат" (он был выработан при самом активном участии дипломатии Белоруссии и Казахстана): Украина, РФ и ОБСЕ при участии так называемых "народных республик". Прорывным моментом этого формата было то, что впервые удалось организовать прямые переговоры между Киевом и представителями "народных республик". Эти переговоры дали результат, и в сентябре 2014 года было заключено пусть хрупкое, но перемирие, появился так называемый "минский меморандум" из 9 пунктов.
Последнее мирное предложение Владимира Путина президенту Украины по сути и есть пункт четвертый данного меморандума ("В течение суток с момента принятия данного меморандума отвод средств поражения калибром свыше 100 миллиметров от линии соприкосновения на расстояния не менее 15 километров с каждой стороны, в том числе из населенных пунктов, что дает возможность создать зону прекращения применения оружия шириной не мене 30 километров — зону безопасности. При этом отвести на линии соприкосновения сторон артиллерийские системы калибра свыше 100 миллиметров на удаление их максимальной дальности стрельбы"). Уже к концу прошлого года было ясно, что все форматы (включая и "минский" ) имеют один основной недостаток - они не включают в себя одновременно все заинтересованные стороны урегулирования: прежде всего США и "народные республики" в полном объеме .
О своем желании участвовать в процессе мирного урегулирования как отдельная сторона заявила и Польша (ее дипломатия сейчас крайне активно действует на украинском направлении). Сам Порошенко имеет давние связи с Варшавой. Также Папа Римский Франциск призывает к диалогу и прекращению насилия на востоке Украины, а Ватикан в новейшее время имеет весьма большой и успешный опыт миротворчества. Нужен новый переговорный формат, который включит в себя все заинтересованные стороны и будет иметь конкретную "дорожную карту" мирного урегулирования.
Большие надежды в этом плане связывались с Астаной, где в начале года должна была состояться встреча по мирному урегулированию украинского кризиса. Эту встречу должен был патронировать президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Президент Казахстана - автор идеи евразийской интеграции - видит в кризисе на Украине угрозу развитию ЕАЭС. Кроме того, он, как человек выросший в СССР и считавшей Украину частью общей страны, явно искренне хочет прекращения там военного противостояния.
Понятно, что вопрос выработки общей позиции урегулирования - процесс сугубо непубличный. Но все можно предположить его базовые пункты. Помимо уже озвученного предложения об отводе тяжелой артиллерии из тридцатикилометровой зоны действия могут быть следующие:
1. Ввод международных миротворцев на линию разграничения в Донбассе. Оптимально такое решение было бы провести резолюцией СБ ООН, но возможно и решение на уровне общеевропейских структур;
2. Придание зоне Донецкого аэропорта статуса демилитаризованной зоны с выводом оттуда всех вооруженных формирований;
3.Создание группы мониторинга за использованием артиллерии вне тридцатикилометровой зоны разграничения (прежде всего реактивной).
4.Создание группы по расследованию трагедий в Волновахе, в Донецке на остановке транспорта, в Мариуполе;
5.Формирование рабочей группы по выработке новой Конституции Украины с учетом принципов децентрализации и прав регионов.
Безусловно, в ходе планируемой встречи в Астане могут появиться и другие базовые пункты мирного урегулирования. Но главное - новый формат поиска мира востребован сейчас критично. И в Киеве, и в "народных республиках" все сильнее ощущение тупика и неверие в возможность решить системный кризис военным путем. Новая волна мобилизации добьет и так преддефолтную экономику Украины. Но и "народные республики" тоже находятся на грани экономического выживания. Хочется надеяться, что огромный политический опыт Нурсултана Назарбаева все-таки поможет запустить мирный процесс на Донбассе.
Иннокентий Адясов, политэксперт
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.